«Кинотавр-2019»: как прошла церемония закрытия фестиваля, и кто взял главные призы
В Сочи состоялась торжественная церемония закрытия 30-го юбилейного «Кинотавра», одного из главных отечественных кинофестивалей.
В этом году за гран-при кинофестиваля в основном конкурсе боролось 15 картин. Перед церемонией закрытия гости и участники «Кинотавра» в волнительном предвкушении шли по красной ковровой дорожке, а главной темой обсуждений, конечно же, были фильмы-конкурсанты.
По лестнице, ведущей от гостиницы «Жемчужина» к Театральной площади, и далее до дверей сочинского Зимнего театра под громкие аплодисменты зрителей прошли: Константин Хабенский, Аня Чиповская, Мария Кожевникова, Виктория Толстоганова, Фёдор Бондарчук и Паулина Андреева, Резо Гигинеишвили, Равшана Куркова, Катерина Шпица, Елена Подкаминская, Дмитрий Дюжев, Екатерина Вилкова, главный редактор ОК! Вадим Верник, Александр Петров, Любовь Аксёнова, Юлия Хлынина, Наталья Бардо, Ольга Сутулова, Александра Бортич, Любовь Толкалина, Павел Табаков, Мария Шалаева, Сабина Ахмедова, Екатерина Волкова, Светлана Устинова, Илья Стюарт, Оксана Лаврентьева, Александр Цыпкин и многие другие.
Ведущей торжественной церемонии закрытия стала актриса Юлия Пересильд. Она обратилась к залу с риторическими вопросами, на которые многие хотели бы получить ответы, но это не так-то просто.
«Формирует ли художественное произведение реальность или отражает ее? Должен ли фильм воспитывать своего зрителя, заботиться о нем, или, наоборот, художник никому ничего не должен и подобен природе? – спросила Юлия Пересильд. – Все эти вопросы, возникшие не вчера, очень часто звучат сегодня. «Кинотавр» за 30 лет своего существования прошел большой путь – от фестиваля некупленного кино до главной индустриальной площадки российского кинематографа. Но я предлагаю взглянуть на «Кинотавр» с другого ракурса. Наш фестиваль - это и концепция образов, и сюжет, и тщательно выверенный темпоритм. Я предлагаю отнестись к «Кинотавру» как к некоему самостоятельному произведению искусства. И тогда все эти вопросы, с которыми я к вам вышла, можно применить и к нему. В чем миссия «Кинотавра» - развлекать или беспокоить?»
Первой наградой вечера стал приз в конкурсе «Короткий метр», и его получил режиссер Михаил Архипов за картину «Топливо».
Традиционно свои награды вручила Гильдия киноведов и кинокритиков России: диплом достался фильму Александра Золотухина «Мальчик русский», а приз имени Даниила Дондурея – картине «Керосин» Юсупа Разыкова.
Лучшим дебютом «Кинотавра» назвали работу Анны Пармас – комедию «Давай разведемся». Успешный сценарист и режиссер музыкальных видеоклипов, Анна впервые сняла свое полнометражное кино. Кроме того, картине достался еще один приз – имени Григория Горина за лучший сценарий.
Специальный приз жюри режиссеру Нигине Сайфуллаевой за фильм «Верность» вручил Резо Гигинеишвили. «С формулировкой «За безграничную веру актеров в режиссера», - подчеркнул он.
Кстати, ювелирная компания Mercury, которая третий год подряд становится партнером «Кинотавра», в этом году представила новый дизайн награды. Верхняя часть, символизирующая солнце, выполнена из бронзы, серебра и эмали, основание - из редкого вида итальянского мрамора, на котором расположена табличка из золота с логотипом Mercury.
Приз имени Микаэла Таривердиева достался Игорю Вдовину за саундтрек к картине Валерии Гай-Германики «Мысленный волк».
За лучшую операторскую работу единодушным решением жюри наградили оператора фильма «Бык» Глеба Филатова.
Член жюри 30-го «Кинотавра» Аня Чиповская объявила лучшего исполнителя мужской роли - им стал Александр Кузнецов, сыгравший в картине «Большая поэзия».
«Когда люди с такой честностью подходят к тому, что они делают, когда они настолько поглощены своей работой, настолько погружены в нее, - это не может остаться не замеченным», - отметила Аня Чиповская.
Самому Александру пришлось срочно улететь на съемки в Марокко, поэтому награду вместо него получил режиссер фильма Александр Лунгин.
После вручения этой награды ведущая Юлия Пересильд напомнила, что Аня Чиповская отмечает в день церемонии свой день рождения. Зал хором прокричал радостное «Поздравляем!»
Приз за лучшую женскую роль получила Виктория Толстоганова («Выше неба»). Актриса едва сдерживала слезы радости, когда поднялась на сцену за заслуженной наградой.
«Этого не может быть! Я была уверена, что приз получит другая актриса, - произнесла Виктория Толстоганова со сцены. - Нет, я не буду плакать. Я хочу сказать юбилейному «Кинотавру» «спасибо» за такой подарок мне. Я этого не забуду!»
Приз за лучшую режиссуру получил Александр Лунгин, фильм «Большая поэзия».
Главный приз — за лучший фильм — вручали председатель жюри Константин Хабенский и президент «Кинотавра» Александр Роднянский.
«Пока бурлят такие страсти, обсуждения, как у нас в жюри, пока чуть ли не на смерть сталкиваются лбами позиции и взгляды, «Кинотавр» будет жить и наращивать правильную мощь, - предварил вручение награды Константин Хабенский. – Мы посмотрели 15 замечательных, не похожих друг на друга работ. Все они останутся в наших сердцах»
Решение жюри было единогласным. Лучшей картиной 30-го «Кинотавра» была названа криминальная драма «Бык» о жизни лидера преступной группировки 90-х годов. Для молодого режиссера Бориса Акопова эта работа является дебютной.
«Это что-то невероятное, это какое-то чудо. Я дебютант. Вы точно ничего не перепутали? - пошутил Борис Акопов, обращаясь к жюри. – Это, наверное, самый счастливый день в моей жизни!»
Завершил официальную часть церемонии Александр Роднянский, который попытался дать ответы на вопросы, поставленные в самом начале вечера Юлией Пересильд.
«Попробую ответить на те вопросы, с которых Юлия начала сегодняшний вечер, - сказал Александр Роднянский. – Формирует ли «Кинотавр» отечественный кинематограф или лишь наблюдает за его развитием? Помогает ли он становлению новых кинематографических пассионариев или изучает их как в лаборатории? И в чем же миссия фестиваля – развлекать или беспокоить? Я не вижу противоречия, если честно. Я думаю, во всем сказанном есть доля правды. Равно как и в том, что фестиваль из разрозненных кинематографистов собирает солидарное сообщество, работающее над тем, что называется «российское кино». В это миссия фестиваля. Это самый большой фестиваль национального кино в мире по количеству показанных фильмов, по количеству приезжающих сюда гостей, по количеству программ. Главное, что мы по-прежнему объединяем здесь людей разных взглядов и убеждений. Мы чувствуем здесь родство, и это самое важное! Без этого не получится кино»
Под громкие аплодисменты зала на сцену вышла вся команда «Кинотавра», а затем прозвучал гимн фестиваля, который сопровождался видеороликом с самыми яркими моментами фестиваля этого года.
Фильмом закрытия 30-го «Кинотавра» стала картина «Француз» (режиссер Андрей Смирнов).