Александр Петров: «Нельзя позволить страху убить твою мечту»
Всего за несколько лет Александр Петров, приехавший в Москву из Переславля-Залесского, стал одним из самых многообещающих актеров в российском кино.
А ведь когда-то Саша даже не знал, чего хочет от жизни. Он едва не совершил самую распространенную среди молодых людей ошибку, решив получить профессию, которая была ему не интересна. Но вмешался случай.
Саша, у тебя сейчас довольно внушительный список проектов. Расскажи подробнее, где тебя можно увидеть?
Во-первых, скоро выйдет киносериал «Полицейский с Рублёвки» на канале ТНТ. Это очень интересная и, я уверен, актуальная история. Я там, собственно, играю полицейского с Рублёвки. (Улыбается.) Это такой новый образ героя нашего времени — не супермен, но справедливый, честный, добрый, смелый, сильный парень по имени Гриша, главным оружием которого является юмор. Он очень хорошо знает людей и разбирается в психологии, а потому ему удается раскрывать нестандартные дела. В сюжете есть и определенная драматическая линия.
Во-вторых?
Сейчас мы заканчиваем съемки второго сезона сериала «Закон каменных джунглей». Он будет очень сильно отличаться от первого. Сюжет стал интереснее и ближе к реалиям. И мой персонаж, Вадик, раскроется по-новому. Так что многие, думаю, удивятся. Далее для меня скоро завершатся съемки в фильме Фёдора Бондарчука «Притяжение». Еще я сейчас получаю совершенно новый опыт — озвучиваю мультфильм.
Какой?
Он называется «Волки и овцы: бе-е-езумное превращение». Озвучание для меня дело непростое, но мне очень нравится. Сначала предложение отдать свой голос персонажу в мультике я воспринял немного с опаской, потому что технологии озвучания фильмов, к которым я привык, и мультфильмов — разные. Лишь когда въезжаешь в процесс, начинаешь получать от этого удовольствие. Плюс впереди у меня несколько проектов. Пока не могу говорить о них, потому что съемки еще не начались. Планов очень много, и меня это только радует.
Мы с тобой уже общались около года назад. Тогда только готовился к выходу первый сезон «Закона каменных джунглей». Я так понимаю, что на тот момент ты еще не был так востребован, как сейчас…
На самом деле у меня очень напряженный график, мне кажется, со второго курса ГИТИСа, если не с первого. Практически без выходных. Максимальный отпуск, который я могу себе позволить, — пять-шесть дней в году. И мне это нравится, я понимаю, что по-другому никак, это мой наркотик.
Как считаешь, ты очень вырос как профессионал?
Могу так сказать: когда смотришь фильм «Выживший», понимаешь, что на одной с тобой планете живут такие люди, как режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту или актер Леонардо Ди Каприо, фильмы которых смотрят миллионы людей на всей планете. У Ди Каприо, помимо прочего, активная благотворительная деятельность, и одна из основных его целей — борьба с изменением климата на планете Земля. Только вдумайся: борьба с изменением климата! Как после этого можно оценить себя? (Улыбается.)
Может, лучше сравнивать себя не с другими, а с самим собой, только в прошлом?
Да, но я как-то об этом не задумываюсь. Мне нравится, что о многих российских проектах сейчас можно сказать, что они ничем не хуже американских или европейских. И я ощущаю себя в числе тех, кто не занимается самолюбованием, а развивается в профессии и делает всё, чтобы повысить качество продукта. Но конечно, мне лично надо еще долго работать над собой. Я хочу сниматься в хорошем кино, делать истории, которые меня цепляют. Я понимаю, что амбиции мои немного зашкаливают, но так и должно быть. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Важно каждый день делать шаг вперед — и в работе, и в бытовых вещах, даже в мелочах. Ты всегда способен на большее. И когда понимаешь это, то возможности появляются сами собой.
А что если очередной шаг окажется провалом?
О своем провале, скорее всего, будешь знать только ты. Люди могут его и не увидеть. Однако это хороший повод взбодриться. В жизни же всегда волны: плюс, минус. Важно свой минус дорисовать до плюса.
Нужна ли тебе чья-то оценка или совет? Кого послушаешь в первую очередь?
Хороший вопрос... Еще во время учебы в ГИТИСе я приучил себя всегда представлять рядом своего мастера, Леонида Хейфеца, где бы я ни снимался и что бы я ни делал. И каждый раз, когда мне нужна оценка, я внутренне обращаюсь к нему с вопросом: «Что вы сейчас мне скажете?» Потом встаю на его место и стараюсь объективно себя оценить. И в этот момент мне становится легче.
А как насчет родных? Важно ли тебе слышать от них: «Мы тобой гордимся»?
Да, чего лукавить, важно и приятно. Конечно, внутренне хочется, чтобы они радовались вместе со мной. Я понимаю, что за последние несколько лет сильно повзрослел, но семья для меня как была тылом, так им и останется.
Ты перевез близких в Москву?
Нет, они живут, как и жили, в Переславле-Залесском. Мама, папа, сестра, бабушка, племянница.
Скажи, какие у тебя отношения с театром?
Прекрасные. У меня два спектакля: в Театре имени Пушкина и Ермоловском. В планах еще несколько постановок. Мне очень нравится работать у Олега Евгеньевича Меньшикова в Ермоловском. Он создал прекрасную атмосферу, он для меня гуру, который может дать совет, помочь. В стенах театра очень классная атмосфера, не совсем домашняя, скорее праздничная. Приходишь туда — и не хочется уходить.
Как считаешь, тебя воспринимают как характерного актера? Или такого, кто может сыграть всё?
Роли предлагают очень разные. Мне нравится играть всё, постоянно открывать себя с новой стороны. Не хотелось бы, чтобы во всех фильмах персонажи у меня были как под копирку. Как-то мы с Ильёй Куликовым, сценаристом «Закона каменных джунглей» и режиссером «Полицейского с Рублёвки», подумали, что было бы круто столкнуть моих персонажей из этих проектов в одной сцене. Вадик и Гриша — это два совершенно разных человека. В этом и состоит трудность — сыграть так, чтобы они смотрели друг на друга каждый со своего ракурса. Надеюсь, когда-нибудь мы это сделаем.
Ты как-то обмолвился, что сам пишешь сценарии. Когда ждать результат?
У меня много идей, некоторые в разработке. Но готово будет не прямо сейчас. Может быть, через несколько лет. Меня всегда интересовали живые человеческие истории. И я хочу их создавать. Правда, браться за режиссуру, продюсирование и всё остальное не планирую. Разве что, может, сыграю сам.
Ты учился где-то, чтобы писать?
Для всего есть специально обученные люди. У тебя есть идея, ты идешь к сценаристу и пишешь вместе с ним. Он оформляет это всё профессионально. Чтобы стать хорошим сценаристом, надо потратить очень много лет. Моя основная деятельность — актерская, и я не хочу никуда лезть. Иногда думаю: может, взяться за это? заняться вот тем? Но лишнее нужно отсекать, потому что на двух стульях не усидишь. Лучше выбрать один стул и конкретно на нем хорошо усесться, танцевать на нем — да всё что угодно делать. (Смеется.)
А как же твое увлечение фотографией?
Времени не хватает. Очень многим хочется заниматься. Спортом, например. Но тоже получается редко, потому что всю энергию я направляю в профессию. Так и иду в плотном коридоре, никуда не сворачивая.
Саша, но ведь изначально ты поступил на экономический факультет...
После школы я вообще не знал, чего хочу, у меня не было никаких идей. А в Переславле еще и выбора особо не было, там всего один вуз. Все в него пошли, и я пошел, лишь бы учиться. И отучился на экономическом два курса. В какой-то момент меня увлек мелкий бизнес. Мы с другом организовали офис и стали печатать принты на футболках и продавать. Мне лет восемнадцать тогда было.
То есть тебя всё же тянуло к какой-то творческой работе.
Да. А по поводу учебы я вообще не парился — не ходил на занятия, постоянно попадал на пересдачи, потому что знал, что работать в офисе не буду. Однажды я попробовал — посидел в одной компании на телефоне. Долго не выдержал. Как человек может целый день сидеть за монитором? Это не моя история. Мне нравится, как распределяется мой день сейчас. Настолько, что у меня даже язык не поворачивается назвать это работой. Вот, допустим, интервью — часть моей работы, но если мне сейчас позвонят, я не смогу сказать: «Извини, я работаю». Как это? Я удовольствие получаю от общения.
В какой момент в твоей жизни произошли перемены?
За перемены я очень благодарен Веронике Алексеевне Иваненко, моему первому учителю по актерскому мастерству. Она ведет театральную студию в Переславле, очень много занимается с детьми и воспитывает в них твердый характер. Она открыла мне сцену, показала, что есть такой мир. Однажды мы со своим спектаклем поехали в другой город на фестиваль любительских театров. Там были педагоги из ГИТИСа. Я активно ходил на их тренинги и мастер-классы. Они мне дали информацию об этом вузе, и на следующий год я поступил.
Переезд в Москву дался тебе легко?
Родители меня поддержали, в том числе и финансово, за что им огромное спасибо. Очень трудно мне было только на первом курсе. Приходилось привыкать к новой жизни, к людям, к обстоятельствам, к борьбе какой-то каждодневной, с собой в первую очередь. Мне кажется, каждому, кто приехал в чужой город, не имея там родственников, друзей или знакомых, в первый год всегда трудно.
Ты где-то подрабатывал?
Кстати, нет. Денег, которые высылали родители, мне хватало на недорогую еду. Да что студенту надо, господи! Батон да сгущенка. К тому же я довольно скоро начал сниматься.
То есть студенческой жизни в полной мере ты так и не почувствовал?
Почувствовал, мне хватило с головой. (Смеется.) Кому-то она дико нравится. Например, моему другу Саше Палю, с которым мы делили комнату в общежитии. Он себя там чувствовал как рыба в воде. Я же люблю свое пространство, которое не нужно делить ни с кем. Такая личная свобода в замкнутости. Поэтому пришлось привыкать. Например, к очереди в душ. Но всё это быстро прошло. Не успел оглянуться — четвертый курс уже, потом выпуск, вот и пришла пора устраиваться в театр, начались предложения, планы...
Саша, можно ли сказать, что занять свое место тебе помог счастливый случай? Или всё же за этим стоит огромная работа?
Думаю, можно сказать, что помог случай. Но опять же многое зависит от самого человека. О чем ты мечтаешь и чего хочешь, то у тебя и будет. Просто люди к этому относятся как-то несерьезно: «Ну зачем мне мечтать? Есть же реалии жизни, есть же везение». Я не верю в это.
А во что веришь?
В мечты, в фантазии. Жизнь сама предложит массу вариантов, главное — их не пропустить и не побояться рискнуть. Нельзя позволить своему страху, чужому мнению или давлению убить твою мечту о том, кем ты хочешь быть или что хочешь сделать. Нельзя думать: «Не буду я ничего менять, пусть всё останется неизменным, зато точно не проиграю». Ведь тогда и не выиграешь! Я точно не отношусь к таким людям и не хочу с ними общаться. Счастливый человек мечтает, много работает, много улыбается, радуется жизни, думает, прорывается, борется. Бывает, конечно, и нехорошо… Но лично я каждое утро просыпаюсь и думаю: «Сегодня прекрасный день, солнце светит, Москва, спокойно. Всё очень круто!» А что еще надо для жизни, для счастья? Мне кажется, больше ничего.
Стиль: Галина Масленникова
Макияж и прическа: Ирина Закалюжная