Феликс Михайлов: «Мне есть что еще сказать, что сделать, что показать»
В петербургском «Ленинград Центре» открыли десятый сезон! Яркая (и, кстати, тридцатая за всё время) премьера — постановка «Коллекционер. Фотоувеличение». Сложносочиненный сюжет раскрывает суть работы фотографа в различных ипостасях — от беспринципного папарацци до художника-портретиста. О работе над шоу и планах на юбилейный сезон ОK! поговорил с художественным руководителем «Ленинград Центра» Феликсом Михайловым.
Встречи, репетиции, финальные прогоны. День Феликса Михайлова расписан по минутам. Мы беседуем в «Ленинград Центре» за час до премьеры. Мимо бегают сотрудники, на сцене заканчивается саундчек, в фойе уже собираются первые зрители.
«Это всегда нервно, выпуск спектакля, всегда истерично, — рассказывает Феликс. — Я очень насторожен на премьерных показах, потому что задачи, которые стоят перед артистами и службами, становятся всё сложнее и сложнее. Насколько они это удержат, насколько запомнят? Сейчас я начал задумываться о выражении своих замечаний — стараюсь даже не повышать голос. Должна быть предельная концентрация внимания, чтобы не расслабляться и не рефлексировать, быстро принимать решения и исправлять ошибки. Они случаются и в день премьеры. Даже сегодня мы кое-что поменяли».
Дерзкая хореография, акробатические трюки, виртуозный вокал — в новом шоу есть всё. Этот сценический коллаж невозможно вписать в рамки какого-либо жанра, но сам режиссер определяет его как edutaiment — микс развлечения и обучения. В каждом эпизоде спрятаны культурные отсылки — ретроспективы к шедеврам литературы, театра, кинематографа. Сквозной нитью в постановке «Коллекционер. Фотоувеличение» становится фраза Жан-Люка Годара: «Когда вы фотографируете лицо... вы фотографируете за ним душу».
Есть и другой момент, который легко не заметить за всей динамикой действия. В этой премьере воплощены лицо и душа самого «Ленинград Центра».
«Это итог всего сделанного за 10 лет, — поясняет Феликс Михайлов. — Квинтэссенция всех приемов, которые мы здесь придумывали и создавали. Мы всегда пытались отыскать баланс между развлечением и смыслами — простыми человеческими посылами о любви, о жизни. В этом шоу они стали единым целым. У нас впервые появилась рассадка в центре зала — зрители смогут увидеть всю архитектуру спектакля. Это другой вариант смотрения, в связи с которым и само действие решено иначе. Пространство сцены вознесено на 3–4 уровня — всё работает и движется в нескольких плоскостях. И потом, наши артисты повзрослели. Появилась более сложная хореография, много акцентов на костюмах, на мизансценах, на световых решениях. И очень много юмора».
Шутить будут над собой. Об этом сообщают уже в первые минуты спектакля: «Театру 10 лет, и за это время у нас наработались свои приемы и штампы».
Зрителям будто приоткрывают часть занавеса — дают подсмотреть, как создаются такие шоу. Техническая пауза, обычно скрытая от любопытных глаз, выносится на передний план. Монтировщики сцены становятся полноправными героями, декорации они перестраивают прямо во время действия, и это тоже часть шоу. Оно разворачивается в мистическом времени и пространстве — здесь оживают и картинки из модных глянцевых журналов, и «спиритические фото» с призраками, и яркие кадры со спортивных соревнований. А знакомое каждому «улыбнитесь, сейчас вылетит птичка» — обретает самый прямой смысл.
«Основными референсами для нас были работы мастеров фотографии, — продолжает Феликс Михайлов. — Мы как бы играем с тем, что делали и Ньютон, и Лашапель, и Ритц, и Родченко — советской эстетике тоже отдаем должное. Эпизоды того или иного фотографа».
Так на сцене возникает целый калейдоскоп снимков петербургского фотографа Валентина Блоха. Перед ним стояла непростая задача — перенять стили знаменитых фотохудожников, но создать свой оригинальный мир с артистами «Ленинград Центра». В общей сложности получилось больше тысячи кадров. В финале самые яркие из них складываются в мультимедийную галерею. Есть в ней и портрет самого Феликса Михайлова — будто случайно сделанный на одной из репетиций.
«Я могу похвастаться тем, что здесь работает достаточно много разных талантливых людей, что мы создаем свой индивидуальный жанр театра, — рассказывает Феликс. — Десятилетие становится для меня неким триггером, чтобы перейти в новую точку, попробовать себя в разных качествах и определить, что делать дальше. Мне есть что еще сказать, что сделать, что показать. Нет смысла уходить в тень и занимать позицию наблюдателя. Всё продолжается, и у меня уже начали появляться интересные проекты».
Один из них — фильм «Тени за кадром», представленный в этом году на Московском международном кинофестивале. Это документальный анимационный проект. Уникальный и пока не распространенный жанр так и называется — анимадок. В основе истории — жизнь знаменитых художников «Мосфильма» Людмилы Кусаковой и Михаила Карташова.
«Они создали весь золотой фонд кино, — говорит Феликс Михайлов. — Людмила Кусакова была художником «Покровских ворот», «Обыкновенного чуда», той самой «Анны Карениной» с Самойловой и Лановым. Михаил Карташов — ее муж, друг, наставник. Эти люди ушли, но оставили за собой огромный след в виде эскизов, дневников, писем. Это колоссальный пласт».
Сейчас в планах Феликса Михайлова — создать сериал в жанре анимадока. Не прекращается и сценическая работа — в 2025 году выйдет его балет с артистами Большого театра. Подробности держатся в секрете, но Феликс шутит: он стал частью такой мощной команды, что чувствует себя студентом. Пожалуй, в этом и секрет самого «Ленинград Центра» — в экспериментах, самоиронии, вечном поиске и, разумеется, любви к своему делу.