Мот: «Если бы всё было гладко, это было бы что-то из сказки»

Артист лейбла Black Star Матвей Мельников, он же Мот, стремительно набирает популярность, его песни возглавляют чарты радиостанций и музыкальных каналов. Однако он не совсем типичный представитель хип-хоп-культуры.

Дмитрий Журавлев

OK! поговорил с Матвеем о его большом сольном концерте, мечтах, планах на будущее и о предстоящей свадьбе.

Матвей, недавно у тебя был сольный концерт в «Крокус Сити Холле». Что он для тебя значит?

Если артист может собрать концертный зал «Крокус», то это уже говорит о его определенном статусе. Еще за месяц до моего концерта «голубиной почтой» из главного офиса мне сообщили радостную весть, что все билеты раскуплены. Мне было очень приятно и лестно узнать об этом. Наверное, люди ценят мое творчество, поэтому я мечтаю в следующем году выступать на этой площадке два дня подряд. Сейчас, как и раньше, мне не хочется задерживаться в одном определенном сегменте и стиле. Хочется всё время экспериментировать. Поэтому я думаю, что эта тенденция сохранится. Буду пробовать себя в новых жанрах, новых амплуа. Посмотрим, к чему это всё приведет.

Заметно, что ты любишь экспериментировать с музыкальными стилями и дуэтами. Не боишься когда-нибудь творчески иссякнуть?

Нет! Я подпитываюсь и ищу вдохновение буквально во всем. Это и путешествия, и гастроли, и чтение книг и научных статей, и общение с людьми, и мои личные отношения с женой и семьей. Благо меня окружают достаточно интересные и творческие люди, которые не дают моему мозгу и моим чувствам охладеть, постоянно подкидывая дров в топку. Помимо этого, я продолжаю обучение в аспирантуре МГУ. Для меня образование — это неотъемлемая часть творчества, позволяющая моему фонтану идей не иссякать и бить полным ключом. Если не будет этой пищи для ума, то с высокой долей вероятности можно сказать, что я, наверное, перестану писать. Постоянная подпитка мозга позволяет мне двигаться дальше.

Откуда такая тяга к учебе?

Эта тяга с детства. Моя мама по образованию филолог. Меня никогда не заставляли садиться за учебники и что-то зубрить. Тем не менее школу я закончил с золотой медалью и, получив диплом МГУ, всё равно не перестал заниматься своим образованием. Меня не покидает тяга к новым знаниям, поэтому я пошел в аспирантуру МГУ. Мой дедушка был заслуженным культработником, директором Дома культуры Крымска, моего родного города. Большая часть его жизни была связана со сценой. Но он не хотел, чтобы я шел по его стопам, рассказывал, какой это нелегкий труд, и всячески старался меня отговорить. Он мечтал, чтобы я стал министром... чего-нибудь.

Я окончил факультет государственного управления. Но, как говорится, от судьбы не убежишь. Как раз в тот момент, когда я получил диплом, мне позвонили с лейбла Black Star. Я уже писал песни, выпускал релизы, но это всё было на любительском уровне, просто хобби. Когда мне поступило предложение от такого солидного лейбла, я долго думал, соглашаться или нет. В итоге решил рискнуть, согласился и сейчас нисколько не жалею, что сделал такой выбор.

Как считаешь, благодаря чему тебе удалось привлечь внимание лейбла Black Star?

Многие говорят, что у меня есть некий акцент, кубанский диалект. И этот диалект проявляется не только в разговоре, но и в мыслях, в стиле и образе жизни. Эту самобытность я не скрываю, проявляю ее в песнях. Наверное, она и подкупила. А вместе с ней моя открытость и, как мне многие говорят, образ такого своего парня, который говорит о понятных вещах на понятном языке.

Кроме учебы, что еще тебя вдохновляет? Что по утрам заставляет вставать с кровати?

Утром вдохновляться чем-то очень сложно. (Смеется.) Как правило, все свои песни я пишу либо ночью, либо в разъездах, в самолетах, когда можно поставить телефон в авиарежим и в течение нескольких часов полета быть уверенным, что тебя никто не побеспокоит, и с головой погрузиться в работу. Если открыть мои заметки в телефоне, там будет множество выдернутых слов, цитат, ну или уже готовых четверостиший, которые я записываю в процессе общения с людьми, когда слышу что-нибудь интересное или нехарактерное, либо какое-нибудь редко используемое слово. Эти слова и фразы я потом развиваю в полноценные тексты песен.

То есть идеи песен рождаются в процессе общения. А какие качества ты ценишь в людях?

Проще назвать качества, которые не ценю.(Смеется.) Меня всегда подкупают открытые и бескорыстные люди. Моя жизнь стала публичной, а моя деятельность напрямую связана с общением с большим количеством людей, поэтому я уже привык, что многие хотят понравиться мне и как-то влезть в доверие, найти общий язык. Зачастую это делается в слишком льстивой манере. Мне никогда не нравились лесть и корысть. Не нравится и зависть, которой в последнее время стало очень много даже со стороны знакомых и друзей.

У тебя самого, наверное, тоже есть недостатки?

Если бы можно было засунуть себе в голову карту с несколькими терабайтами оперативной памяти, было бы здорово. Я не могу похвастаться хорошей памятью, часто что-то вылетает из головы. Помимо этого, бываю слишком мягок и добр. Как известно, многие люди принимают доброту за слабость. От этого тоже часто страдаю. Поэтому стараюсь быть жестче, но это не всегда получается.

В Москву ты переехал из Крымска. Когда это было?

Сначала из Крымска я с семьей переехал в Краснодар. Мне тогда было лет пять. У родителей там была работа, поэтому они решились на такой серьезный шаг и сменили город. В Краснодаре я пошел в детский сад, а затем и в школу, где закончил девять классов. Мама всегда мечтала, чтобы я окончил МГУ. У меня тоже была такая мечта, поэтому на семейном совете было принято волевое решение рискнуть и переехать нам всем в Москву. Я единственный ребенок в семье, и родители никогда ничего не жалели для меня, зачастую отказываясь от своих собственных желаний. Когда мы переехали в Москву, у меня были сомнения, смогу ли я поступить в самый престижный вуз страны или, может, стоит попробовать подать документы куда-нибудь еще. А жили мы в Кузьминках, квартира была на достаточно высоком этаже. Помню, как папа подвел меня к окну, из которого виднелось главное здание МГУ, и сказал: «Видишь это здание? Вот туда тебе и надо». Выбора у меня не оставалось, и тогда я твердо решил, что буду учиться именно там. Были, конечно, определенные трудности на пути к цели. В школе в Москве я чувствовал, что одноклассники и учителя относятся ко мне с некоторым презрением, поскольку я приезжий.

Девять классов в Краснодаре я окончил на отлично, а здесь мне многие учителя сразу сказали, что уровень образования в Москве выше, так что я могу даже не надеяться получить золотую медаль. Признаться честно, я занимался с репетиторами и учителями, проводил очень много вечеров и ночей за учебниками и тетрадками, чтобы достичь поставленных целей, а именно золотой медали в школе и самостоятельного поступления в МГУ.

То есть ты по натуре лидер.

Мне кажется, что любой творческий человек, а особенно артист, является лидером. Другое дело, проявляется это только на сцене или еще находит отголоски и в обыденной жизни. Мне очень нравилось учиться, и я не хотел останавливаться на том уровне образования. Помимо этого, я еще очень хотел преподавать. Но, поступив в аспирантуру, я сразу подписал контракт с лейблом, и свободного времени стало катастрофически не хватать. Так что мечта о преподавательской деятельности осталась нереализованной, по крайней мере, пока...

В апреле, кроме сольного концерта, у тебя еще одно важное событие — свадьба. Рядом с нами твоя любимая девушка. Я задам ей несколько вопросов?

Конечно!

Мария, как зарождались ваши отношения?

Познакомились мы в Instagram. Матвей нашел мою страничку через одногонашего общего знакомого и полайкал все мои фотографии. Я на тот момент была у мамы дома, во Львове. Я увидела, что какой-то мальчик добавился, даже комментарий оставил. Зашла на его страницу и увидела, что это артист лейбла Black Star. Но на тот момент я не знала о таком исполнителе. Первое мнение о нем сложилось плохое. Я подумала, что у него наверняка очень много девочек и совсем не лучшее поведение. Потом моя очень близкая подружка, которая живет в Москве, пригласила меня в гости. И раз уж я оказалась с Матвеем в одном городе, мы решили встретиться, и на свидание я пришла с той самой подругой...

Матвей: (Перебивает.) ...Классное свидание — втроем. (Смеется.)

Мария: Это всё потому, что мальчик — из Black Star. Кто же мог подумать, что этот человек — отличник, учится в аспирантуре. И вот прошло несколько минут, а я уже забыла про свою подругу и вела с Матвеем душевный разговор. Я влюбилась в его глаза практически сразу. Так и завязалось наше общение. 8 апреля, когда у него состоялся большой сольный концерт в «Крокусе», нашим отношениям исполнилось три года.

Матвей: Я просто хотел так масштабно отметить наши три года, поэтому и собрал «Крокус». (Смеется.)

Мария: Мы год общались на расстоянии, это было очень тяжело в эмоциональном плане. Мне кажется, именно на фоне этих отношений у Матвея и родился его альбом «Наизнанку», так как мы правда переживали очень большую палитру эмоций. Но потом он набрался храбрости и перевез меня в Москву.

Матвей: До этого я не мог тебя перевезти, потому что ты училась в университете.

Мария: Да, это так. Пока он снимал клип, я защищала диплом. Он отправил меня на защиту и сказал, что кодом для входа в квартиру будет слово «пять». И я поняла в тот момент, что вариантов нет, нужно возвращаться с пятеркой, иначе я не буду вхожа в эту семью. (Улыбается.) В итоге диплом по специальности «менеджер организаций» я защитила на отлично и с нужным паролем вернулась домой.

А вообще, после встречи с Матвеем я стала добрее, душевнее, радостнее, что ли. Он сделал меня счастливой. Мне всегда было интересно с ним общаться, он умеет слушать и слышать. Я поняла, что этот человек идеально мне подходит. Еще он напомнил мне моего отца.

Матвей: А ты мне мою маму. Вообще нам всё время говорят, что мы как брат и сестра, а когда видят наших мам, говорят, что и они удивительно похожи.

Мария: Да, у них одинаковые характеры, одинаковые знаки зодиака, даже фигуры одинаковые. Я смотрю на маму Матвея и вижу свою. Всё переплелось у нас очень правильно. Меня Матвей покорил своей преданностью и уважением. А это залог крепких отношений. Все мои мысли о ревности сами собой канули в Лету. Меня часто спрашивают, как я отношусь к его фанаткам. Ты тоже хочешь меня об этом спросить?

Не собирался.

А я все-таки отвечу. Мне казалось всегда, что я буду ненавидеть всех женщин, которые общаются с Матвеем. Красивых, некрасивых — неважно. А сейчас я испытываю к ним уважение и благодарность.

Очень важно уметь разделять личную жизнь и работу.

Конечно! И в этом большая заслуга моего мужа.

Матвей, а были ли какие-то трудности в ваших отношениях с Марией?

Если бы всё было гладко, это было бы что-то из сказки, из разряда фантастики. Если послушать мою песню «Капкан», которая является моим музыкальным эссе на тему становления наших отношений, можно услышать весь спектр эмоций. Это не только любовь и розовые сопли, это еще и недопонимание, ссоры, нервы. Всё это тоже было, поскольку до моих отношений с Машей я ни разу не встречался с девушкой серьезно. Когда у тебя нет опыта в серьезных отношениях, ты учишься и в процессе обучения зачастую делаешь неправильные шаги. И только если вы готовы идти на компромисс, готовы обсуждать эти ошибки и стараться исправлять их, только тогда можно прийти к гармонии, пониманию и доверию.

И как преодоление этих трудностей и опыт ошибок изменили тебя?

Если спросить об этом тех, кто меня знает, то они ответят, что я изменился кардинально. Я стал мужественнее, спокойнее, взрослее. Эти изменения и внутренние, и внешние. Мне самому трудно об этом судить, со стороны видно намного ярче.

Насколько мне известно, вы собираетесь сыграть свадьбу в Греции.

Матвей: Мы так хотели, потому что у меня есть греческие корни по маминой линии. Очень хотелось как-то исторически связать это событие. Остров Санторини в Греции — очень романтичное место, там невероятно красиво. Мы полгода вели переговоры, пытаясь организовать там свадьбу. Но в процессе переговоров мы узнали некоторые нюансы. К примеру, по их правилам после одиннадцати часов вечера любое веселье прекращается, потому что нельзя шуметь. И таких нюансов хватает. Поэтому мы решили не рисковать и перенесли это действо в Подмосковье, чтобы сделать всё так, как нам хочется.

Матвей, знаю, ты сделал Маше предложение как-то необычно. Расскажи об этом.

Мы полетели в Таиланд, это было перед Машиным днем рождения. Мне хотелось, чтобы к своему празднику она подошла уже в ином статусе. Мы были на экскурсии по островам. Когда мы оказались вдвоем на диком пляже неописуемой красоты...

Мария: ...Давай я расскажу. Мы зашли в воду, всё правда было неописуемо красиво. И тут он говорит: «Ныряем». Муж сказал — жена сделала. Я нырнула, потом выныриваю и вижу, что он стоит, а ныряла я одна. И я понимаю, что человек хочет что-то очень ответственное сделать. Вижу, что он очень нервничает, но я только вынырнула из воды и не могла понять, что происходит. И тут прозвучало предложение руки и сердца. Это было очень волнительно.

Вообще я человек, который всегда может найти нужные слова. Но для меня это стало такой неожиданностью, что я просто потеряла дар речи и первые секунд двадцать смотрела на него и пыталась понять, что произошло. Но потом меня охватила жуткая радость. Это было на Старый Новый год, что очень символично, так как этот праздник — что-то между старым и новым, некая бесконечность.

Матвей: Честно говоря, мы уже расписались, а свадьбу решили сыграть 23 апреля. Мы сразу выбрали эту дату, даже не зная, что это за день недели. Просто хотели именно 23-е число, так как я из Краснодарского края, 23-й регион, в футбол я играл под номером 23, и в 23 года я познакомился с Машей. А апрель — потому что месяц хороший. Весна, всё расцветает, красивая пора. В мае маются — уже не подходит, а в марте рано. Потом уже узнали, что 23 апреля — это Красная горка, первое воскресенье после Пасхи, а значит, самое лучшее и подходящее для свадьбы воскресенье в году.

А как быть с медовым месяцем? Я видел твой насыщенный гастрольный график.

Это да, сейчас нет возможности. Мы решили, что перенесем медовый месяц. Где-то в конце лета у меня будет отпуск, тогда и будем отмечать. Пока мы даже не знаем, где его проведем. Еще масса неизведанных мест. Мы очень хотим на Маврикий. Может быть, этим летом нам удастся осуществить свою мечту.

Текст: Алексей Логвинченко. Фото: Дмитрий Журавлёв

Стиль: Ксения Доркина, Маргарита Канунникова

Макияж: Аделина Кусова/Privé7. Прически: Марина Гаева/Privé7