Новое Пространство: столкновение культур, жанров, героев и настоящая арт-провокация
В Москве есть место, где привычные рамки восприятия искусства разрушаются. За вдохновением, удивлением и эмоциями нужно идти именно сюда.
Новому Пространству Театра Наций исполнилось чуть больше года. Это место — не лекторий, галерея, концертный или выставочный зал, не архитектурная мастерская. Это все сразу. За год творческая команда междисциплинарного пространства успела воплотить в жизнь немало любопытных и очень смелых проектов, а также получить премию «Инновация» в номинации «Проект года».
Гости Нового Пространства уже ознакомились с инсталляциями немецкого композитора и режиссёра музыкального театра Хайнера Гёббельса, побывали на кинофестивале Spaceweek, где показывали старые фильмы о космосе в сопровождении современной музыки, и оценили другие проекты.
Сейчас в Новом Пространстве проходит выставка Музея AZ и фонда «Два Андрея» под названием «Прорыв в прошлое». Здесь сочетаются творчество режиссера Андрея Тарковского и художника Дмитрия Плавинского. Два мастера никогда не встречались друг с другом, но творили в одно время, и их обоих привлекала эстетика христианской иконы как воплощение христианского мировоззрения, как путь к пониманию себя.
«Мне вообще импонируют не сольные выступления, перформансы, а коллаборация,— поясняет арт-директор Нового Пространства Театра Наций Вера Мартынов.— Я предпочитаю поиск коммуникации, а не монолог. В случае с этой выставкой все произошло вполне естественно. Эта выставка не только о Тарковском, об «Андрее Рублеве», это пересечение двух художественных опытов. Пересечение режиссера и художника»
Интерференция — физическое явление, которое лучше всего описывает программу Нового Пространства в целом. Вера Мартынов объясняет это тем, что одинаковые волны гасят друг друга, не развиваясь, а разные — наоборот, усиливают действие друг друга. Раскачивают пространство, влияют на него. И в данном случае, чем больше не похожи друг на друга два автора, тем интереснее получается взаимодействие.
«Я помню, как на открытии Нового Пространства познакомила своего друга режиссера с графическим дизайнером. Они встретились, один в пиджаке, а второй в какой-то черной толстовке, на которой краской что-то написано. Они друг на друга впервые посмотрели, но не отвернулись, начали общаться. И это все происходило в течение года. Например, мы познакомили архитекторов, молодых интеллектуалов 20-ти с чем-то лет со спортсменами, а результатом стали мощные перформансы, в которых они перемешались и стали практически неотличимы друг от друга. Наблюдать такие объединения – настоящий кайф», — рассказала Вера Мартынов.
Вера, что для Нового Пространства значит победа в премии «Инновация»?
Для меня это сигнал того, что я не одинока в своих убеждениях и принципах, что сообщество современного искусства открыто к экспериментам и готово к новым именам, что члены жюри поняли нашу стратегию и миссию, и она оказалась им близка. Я очень этому рада и очень благодарна.
Этот год был рискованный для всех. Для театра — потому что программа Нового Пространства Театра Наций выстроена без акцента на каких-то жанрах, акцент с театра был смещен. Для зрителей — потому что они еще не знали, чего от нас ждать.
То есть вы уверены, что получили премию за то, что не боитесь экспериментировать?
Думаю, да. За то, что наш приоритет — отсутствие приоритета, центральной системы. Это многоканальная структура, основывающаяся на уважении к мастерам и интересу к молодым художникам.
А на что ваши зрители лучше всего отреагировали, какой проект вызвал наибольший резонанс?
Больше всего нашим зрителям нравятся самые оторванные эксперименты. У нас был кинофестиваль Spaceweek, в рамках которого показывались старые фильмы на космическую тематику под живое музыкальное сопровождение. Куратором кинопрограммы стал Борис Нелепо. Я была уверена, что этот проект будет самым успешным. Но зрители решили иначе. Им больше понравился перформанс-инсталляция Хайнера Гёббельса, по поводу которой я очень переживала. Этот немецкий композитор, режиссер и художник сделал инсталляцию GENKO-AN 107031 (Moscow, 2017) специально для Нового Пространства. Он создал «сад голосов», в котором звучали записи людей, говорящих на разных языках, музыка с разных концов света, и поместил этот «сад» в темное пространство, залив его водой. До сих пор многие уверены, что у нас огромный подвал с высокими потолками — инсталляция полностью изменила восприятие места.
Планируете ли в следующем творческом году делать что-то необычное?
Если бы вы спросили меня о программе год назад в это же время, я бы вам не смогла ответить, чем мы закончим год. Сейчас я могу рассказать о том, что мы запланировали на следующий год. Второй сезон Нового Пространства будет объединен тематикой «Утопии. XXI век».
В программу войдут пять оригинальных продукций Нового Пространства: перформативная мастерская PER FORMA II под руководством Анны Абалихиной и Кирилла Асса, мой с композитором Алексеем Сысоевым музыкальный перформанс — кантата — «SOS (The Song of songs)», спамопера Дмитрия Курляндского «Письма счастья» и перформанс латвийского режиссера Владислава Наставшева «Я говорю, что люблю тебя», спектакль Севы Мар по знаменитой пьесе Сары Кейн «Психоз 4:48» в новом переводе с участием молодых артистов и художников.
Международную часть программы составят музыкальные инсталляции, перформансы нескольких европейских художников, среди которых экспериментальная импровизационная опера OPERVILLE болгарского режиссера Иво Димчева, музыкальная инсталляция «Weiss/Weisslich (Белый/Беловатый)» австрийского композитора Петера Аблингера, а также концерт и мастер-класс классика современной музыки, американского композитора Элвина Люсьера, который состоится в рамках фестиваля «Перспектива звука».
Будет ли какая-то постоянная программа?
Будет простая, ясная структура. По средам в Новом Пространстве будут проходить лекции, дискуссии — все это приурочено к нашим мероприятиям и спектаклям Театра Наций. А по четвергам будут проходить музыкальные перформансы. Это все что угодно — от классической музыки до диджей-сетов.
Мы хотим сориентировать наших зрителей, что в четверг и среду к нам можно приходить за чем-то интересным. А в остальное время следить за спецвыпусками и заранее планировать походы на мероприятия, кототрые будут проходить большими блоками без повторов.
Раньше у нас вообще не было конструкции, мы пробовали все, что могли себе позволить. Некоторый опыт перенесем в следующий сезон. Он довольно просто придуман. Мы попробуем не суетиться, углубимся в содержание, прорабатывая детали. Можно сказать, прошлый год был эскизом к новому. Но художественный процесс бесконечен, так что где эскиз, а где произведение, вопрос сложный и открытый.