Мария Шалаева: «Если мне сказать «надо» — сделаю ровно наоборот!»
Актриса Мария Шалаева — абсолютно самодостаточная личность. Она ценит свободу, смотрит вперед с оптимизмом и не боится экспериментировать.
Мария — абсолютно самодостаточная девушка. Она ценит свободу, смотрит вперед с оптимизмом, не боится экспериментировать в профессии, растит двоих детей. А теперь еще и кино снимает — конечно же, на волнующие ее темы. Дебютная режиссерская работа Марии Шалаевой «Развод» была представлена в этом году в конкурсе «Короткий метр» на «Кинотавре» в Сочи. Призов не завоевала — но это ли главное? «Снять свой фильм было моей мечтой, а мечты надо осуществлять», — говорит Мария, и в этом она вся, уверенная и независимая.
Маша, поздравляю вас с достойным дебютом. Почему решили попробовать себя в режиссуре? Творческие амбиции? Поиск новых форм самовыражения?
Я просто не люблю стоять на месте, всё время движусь вперед. Режиссура — это же смежная область, часть моей профессии. Мне даже как актрисе было полезно побывать по другую сторону камеры. Теперь я сама гораздо внимательнее на площадке слушаю команды режиссера, уважительнее к этому отношусь. Ну и что скрывать, мечтала получить этот опыт.
Вы посещали дополнительные режиссерские курсы, мастер-классы или всё делали по наитию?
Я сама себе устроила мастер-класс. Снимала минутные ролики-зарисовки и выкладывала их у себя в Instagram. В итоге их набралось штук сорок-пятьдесят, и один даже попал в программу Short Film Corner Каннского кинофестиваля, за что отдельное спасибо Кате Мцитуридзе. Это была классная возможность заявить о себе. А потом вдруг раз — и «Кинотавр». Безумно счастлива, что меня взяли в «Короткий метр». Мне кажется, я вполне заслужила этого своей работой.
И каково это — ощущать себя по ту сторону камеры?
Когда ты погружаешься в какой-то увлекательный процесс, ты просто делаешь и забываешь про время, про усталость. Знаете, это как в детстве — вовлекаешься в игру, и понеслось! К тому же я очень инициативный человек. И покомандовать люблю. Видимо, это тоже сыграло свою роль. (Смеется.)
В «Разводе» вы играете главную героиню. Получается, самой себе ставили режиссерские задачи? Как это происходило технически? Сняли дубль — побежали к плейбеку, посмотрели — сделали еще дубль?
Что-то смотрела, что-то мы с оператором обсуждали заранее. Приезжали на локацию, обозначали, какие точки, ракурсы, планы нам нужны. Кроме того, мы были ограничены по времени. Снимали всё достаточно быстро и четко. Я получила отличный опыт. И даже не надеялась на такой результат.
Сколько длились съемки?
Мы снимали шесть дней. Посмотрели материал и сделали дополнительную смену, чтобы доснять то, чего не хватало для монтажа.
Мне показалось, что на некоторых точках съемки вообще были несанкционированными…
Да. Мы, например, влезли на территорию Российской академии художеств, сменили табличку на двери на «Мировой судья» (у нас главные герои сюда приходят разводиться). Сделали несколько дублей, пока нас не заметили и не стали требовать разрешения на съемку. В общем, элемент экстрима присутствовал. (Смеется.) Честно сказать, у нас вообще не было никаких официальных договоренностей. Надо было быстро ориентироваться и соображать на месте.
Как проходил кастинг актеров?
Кастинга не было. У меня просто уже глаз наметанный. (Улыбается.) Я увидела на театральной сцене студентов ВГИКа — Манану Тотибадзе и Андрея Пискарёва — и сразу поняла, что именно они мне идеально подходят. А с Мишей Евлановым мы давно знакомы, снимались вместе у Игоря Волошина в фильмах «Нирвана», «Я». Он совершенно исключительный человек, глубокий. И мне хотелось показать его не как эдакого Терминатора, а как обычного мужчину, умеющего любить и с нежностью относиться к женщине, человека с богатым жизненным бэкграундом за плечами. Показать именно таким, какой он есть. Миша прекрасно справился с ролью. По-моему, актерский состав «Развода» удался.
Дружба не мешала в процессе работы?
Мы с Мишей быстро ладили на площадке, поскольку уже давно «сыгранные» партнеры. Если я сижу в режиссерском кресле, это же не значит, что меня должны все бояться. В кино в этом смысле перемирие полное. (Улыбается.) Потому что люди собираются вместе, чтобы что-то создать. И атмосфера на площадке должна быть созидательной. Мне кажется, всех, кто стремится друг друга поубивать, надо заставлять снимать кино, и они сразу выдохнут. Терапия!
Что для вас было самым сложным во время съемок?
Тяжело было физически. Я очень уставала— просто валилась с ног после каждого съемочного дня. Многое приходилось держать в голове. Надо было грамотно объяснять всем, что ты хочешь, доносить информацию так, чтобы и команда, и актеры тебя слышали и понимали. И делать это аккуратно, чтобы не задавить их внутреннее содержание, их сущность, индивидуальность. Очень важно не насиловать людей в творчестве.
Какие новые качества, черты в себе открыли, сидя в режиссерском кресле?
Во-первых, я не ожидала, что могу быть авторитетом для кого-то. Мне удалось создать вокруг себя крепкую, сплоченную команду, которая поверила в меня. Честно скажу, я была удивлена, что во мне есть такие организаторские способности и лидерские качества. Здесь главное — четко самой понимать, чего ты хочешь. Помню, мне дедушка всегда говорил: «Вот, Маша, ты бы была хорошим менеджером». Видимо, и правда во мне зарыт талант руководителя. А второе, что я обнаружила,— у меня было совершенно неправильное представление о себе как о художнике, как об актрисе. Ну не получается у меня быть серьезной и трагичной в кино! Юмор, комичность, пусть даже сквозь слезы, всё равно перевешивают. Сначала я немного расстраивалась по этому поводу. А потом подумала: «Ну это же здорово, что я могу вызывать у зрителей улыбку, даже произнося глубокие и серьезные монологи!» Я нашла свой жанр, свое амплуа. Я собой довольна.
Почему в своей дебютной режиссерской работе решили затронуть именно тему развода?
Я же сама была в подобной ситуации. Меня волнует вопрос, почему люди сначала друг без друга дышать не могут, а потом вдруг начинают ненавидеть, обвинять, кричать в лицо: «Как я мог вообще жениться на тебе?» или «Ты испортил мне жизнь!». Это не значит, что я так же разводилась. Но разобраться хотелось.
И еще хотелось избавиться от позиции правых и виноватых. Люди просто разучились вести диалог, не умеют слушать друг друга… Отсюда и появляются взаимные претензии, упреки, которые со временем нарастают как снежный ком. И почему нельзя обо всем договориться на берегу, до свадьбы?.. Считайте, что «Развод» — это моя рефлексия. Меня очень сильно волнует эта тема. Думаешь, опять влюбишься, выйдешь замуж, а дальше что? Опять всё то же самое? Всё как обычно?
Но есть ведь и счастливые примеры.
Да, есть. Думаю, счастливым парам просто удается на начальном этапе заложить правильный фундамент, не знаю… Если этот фундамент не заложен, то здание всё равно рано или поздно рухнет. Какой бы высоты вы его ни построили, сколько бы лет вы вместе ни прожили. Самые важные, образующие кирпичи закладываются в начале отношений. Мы же всегда хотим показаться чуть лучше, продемонстрировать замечательные качества… А потом оказывается, что ты совсем не про это. Надо быть максимально открытыми и честными изначально.
В институт брака верите?
Не верю. Мне кажется, он совсем себя изжил. Вот я, взрослая и независимая женщина, не могу себе придумать причин, почему я должна вступать в брак, если уже дважды там была и развелась. Мне безумно приятно смотреть на пары, которые давно вместе, и они даже спустя двадцать – тридцать лет отношений остаются друг для друга идеалом, поддержкой, сохраняют взаимное уважение, держатся за руки. Но это не про брак, а про конкретную историю этих двух людей. Со мной такого, к сожалению, не случилось.
Маша, я в одном из ваших интервью прочитал, что в вас очень сильно развито чувство протеста и именно из-за него вы пришли в актерскую профессию. Просто потому, что не хотели пять дней в неделю сидеть в скучном офисе от звонка до звонка.
Да-да, это моя идея. (Смеется.)
И ведь сработало!
Мне вообще, если сказать слово «надо!», то вы получите ровном счетом наоборот. У меня подрастает сын Нестор, ему сейчас тринадцать лет. И я вот иногда думаю, откуда у него упрямство, желание идти наперекор. А потом осеняет: ну это же я, в конце концов! (Смеется.) Конечно, у меня есть всевозможные обязанности, и я очень ответственный человек. Но слово «надо» во мне какую-то бурю вызывает. Что? Надо? Сейчас я вам покажу, как «надо». (Улыбается.)
Нестор, насколько я знаю, хотел быть похожим на Луи де Фюнеса, когда был помладше?
Да, и у него эта любовь сохранилась. Сейчас он не то чтобы хочет быть похожим на Луи де Фюнеса. У него другие кумиры: футболисты разные, Стив Джобс. Но де Фюнеса уважает всё равно. У Нестора вообще прекрасный вкус, он киноман и меломан. Ему нравится всё, что связано с творчеством, он занимается музыкой, играет на фортепиано, трубе и флейте. Даже не знаю точно, на кого он хочет быть похожим. По-моему, он самодостаточный парень.
Актером не хочет стать?
А он пробовал быть актером — снялся в короткометражке Аксиньи Гог «О футболе и про ангелов» в 2016 году. И сам для себя сделал вывод, что это может быть его запасной, дополнительной профессией. Нестор очень правильно мыслит, у меня к нему в этом плане нет никаких претензий. Он очень хочет быть состоятельным человеком, бизнесменом, думает о сфере сельского хозяйства. При этом актерство он совершенно не исключает. Просто понимает, что быть только артистом ему мало.
То есть рационально уже ко всему подходит?
Да, очень рационально. У современных детей вообще масса возможностей пробовать себя в разных сферах. Есть интернет, где можно получить любую информацию, посмотреть онлайн-курсы, научиться чему угодно, не выходя из дома. Пусть он ищет себя, пусть пробует. Я ничему не буду сопротивляться. Просто хочу видеть своих детей счастливыми и ни в коем случае не оценивать их выбор. Если они проявляют какую-то инициативу, я только поддерживаю!
Фильмы с вашим участием смотрят? Как комментируют?
Сейчас прочитаю комментарий своего сына. Недавно он мне прислал. (Достает телефон, находит сообщение.) «Мамуль, привет! Посмотрел «Заложников», офигительное кино, мне очень понравилось! Ну и ты, конечно, на высоте».
Класс. Это очень приятно!
Я просто растаяла. Считаю, что мне дико повезло.
В чем разница в воспитании сына и дочери?
Наверное, к Нестору я более критична. Он же мужчина: должен защищать, должен уступать, должен заботиться и так далее. Дочке, моей Дуне, каждый день говорю, какая она красивая. Дети, бывает, жалуются, что я слишком давлю на них. У меня просто характер сильный, им приходится сопротивляться иногда моему напору. Дуня еще прислушивается как-то, зато Нестор совсем самостоятельным стал. Он сам кого хочешь донесет, довезет, построит. А дочка… Знаете, есть люди, которым нужно крылышки всё время подправлять, немножко поддерживать их в полете. Вот она такая как раз.
Нестор перенял многие ваши черты. А Дуня?
Дуня — моя полная противоположность! И я даже чему-то у нее учусь — плавности, неспешности, спокойствию. Она любит созерцать, наблюдать. Может выйти из дома, опаздывая в школу, по дороге вдруг увидеть лужу и… зависнуть: «Мам, посмотри, лужа-то в виде слона!» А я ей: «Дуня! Время!» И бегом дальше. Просто завал! Спрашиваю: «Какой у тебя любимый предмет в школе?» — «Рисование». Ну, говорю, вот и рисуй пока, дальше видно будет.
А сколько ей лет?
Ей вот-вот будет восемь, она первый класс окончила. Дуня для меня абсолютно уникальный человек — она в своем мире варится, обожает дома посидеть. Но при этом общительная, и подружек у нее куча.
Когда готовился к нашему интервью, пытался вспомнить навскидку, сколько вам лет. Думал, что 28—29. Потом открыл «Википедию» и понял, что ошибся почти на десяток лет (Марии Шалаевой 37. — Прим. ОK!). Вы себя сами на какой возраст ощущаете?
Ну… На 82. (Смеется.) На 81 с половиной.
Почему так?
Мне иногда кажется, что опыт у меня уж слишком большой для моих лет. Столько всего происходит! Бегу всё время куда-то и не могу остановиться. Хочется всё успеть, на всё найти время: и на детей, и на карьеру, и на кино, и на увлечения, и на путешествия…
Теперь еще и на режиссуру.
Кстати, знаменательно, что «Развод» я представила именно на «Кинотавре». Для меня это особенный фестиваль, я тут бываю каждый год, я тут выросла и буквально, и профессионально. Начинала с роли в коротком метре (в 2002 году короткометражный фильм Ларисы Бочаровой «Завтра день рождения» с участием Марии Шалаевой получил спецприз председателя жюри «Кинотавра». — Прим. ОK!), затем была награда за лучшую женскую роль в «Русалке», теперь вот представила первую короткометражную режиссерскую работу…
А дальше полный метр?
Думаю, да! Даем мне два года. Я бы очень хотела снять полнометражный фильм.
Дай бог, чтобы всё исполнилось!
Конечно, исполнится! По-другому разве у меня бывает?
Текст: Денис Казьмин. Фото: Максим Кашин. Макияж: Евгений Лукьяненков/ Max Factor
Прически: Оксана Мокрянская/ Wella Professionals