Дарья Мороз: «Характер — это мое достоинство»
Движение — это жизнь, — считает Дарья Мороз. О будущих проектах, жизненных экспериментах и непростом характере актриса рассказала в интервью ОК!
Актриса Дарья Мороз — одна из ведущих в нашей стране, чье появление в проекте, будь то полный метр, сериал или спектакль, делает его интересным и безупречным по качеству. Недавно Дарья была удостоена звания заслуженной артистки России.
Во-первых, Даша, поздравляю со званием!
О да, это какое-то страшное звание. (Смеется.) Прямо так и представляю, как меня объявляют: «На сцене заслуженная артистка…» Ужасно.
Почему ужасно?
Теоретически оно, наверное, приятно. Потому что я была не в курсе, что театр, оказывается, подавал на звание. И конечно, это лестно, но, в принципе, в жизни звание ничего не меняет. Я достаточно иронично к этому отношусь. Как выяснилось, людям это важно, а мне, честно говоря, совершенно не до того: у меня другие приоритеты, я не обделена ни премиями, ни наградами, ни признанием коллег, народной любви тоже хватает… К таким вещам ни в коем случае нельзя относиться серьезно, это же не роль, которую я считаю для себя важной и за которую получила или не получила приз. Когда понимаешь, что ты прыгнул через голову— тебя номинируют, и ты получаешь за это награду, — тогда это важно, важно для тебя самого, это как некое доказательство, что
«I did it! Я сделал это!».
В прошлом сезоне ты «сделала» роль Тузенбаха в «Трёх сёстрах». Какой прогноз на этот сезон, учитывая, что Богомолова больше не будет в МХТ?
Это не значит, что у меня не будет работы с Богомоловым, — потому что я все-таки один из лидирующих членов его личной труппы. (Смеется.) Буквально на днях мы начали снимать проект «Содержанки». Планируется восемь серий про настоящую жизнь гламурной Москвы, скажем так, про ее подноготную с неким детективно-твинпиксовским налетом в достаточно жесткой, даже циничной форме. Сейчас я немножко работаю в большом фильме, который снимают к 20-летию журнала Tatler, и, если мне хватит времени, буду работать у Константина в одном стороннем, независимом проекте. Да и вообще, вся Костина команда, воспитанная за последние годы, так или иначе всегда будет «его»! Так что, по сути, смена локации ничего не решает.
Другой вопрос, что, к сожалению, театр такого свойства, как театр, которым занимается Костя, мне кажется, потерял на ближайшие несколько лет одну из главных площадок. Это, конечно, связано с уходом Олега Палыча, и очень жаль, потому что для развития российского театра было важно, что в главном театре страны происходили такие невероятные спектакли (Костины и не только) — провокативные, динамичные, смелые, резкие, идущие в ногу со временем и не работающие на потребу публики, а заставляющие ее ерзать на стуле и скрипеть мозгами.
Сергей Васильевич Женовач — человек другого свойства и другого понимания театра, он, конечно, будет делать свой театр, и это не хорошо и не плохо. Никому это работать не мешает, что называется: все идут своей дорогой. Но я всю жизнь буду благодарна Олегу Павловичу за эти 18 лет, за то, что не боялся рисковать и идти вперед, защищая своей спиной и авторитетом то новое, что сейчас считается костяком среднего поколения режиссуры. И за то, что научил меня и нас всех работать до упаду 24 часа в сутки, как делал это сам. Этого мне будет не хватать. И очень не хватает Олега Палыча. Я по нему очень скучаю: как по партнеру, как по руководителю и как по человеку.
Первый канал недавно показал «Красные браслеты», где ты снималась… пять лет назад.
Смешно — у меня вышел прекрасный папин проект «Инквизитор», и встык пошли «Браслеты», и оба проекта лежали четыре года на канале. У папы лежит еще «Игрок» уже три года, и никто не знает почему. Таких проектов много. Почему-то они лежат, потом почему-то их ставят — это какая-то неконтролируемая история.
Лотерея, схемы нет?
Не знаю, какой-то очевидной схемы нет, но, честно говоря, мы уже в какой-то момент перестали верить, что это вообще выйдет… А потом показали один за другим — у меня было две премьеры в одну неделю на телике. Я сказала: «Ну круто! И тем радостней, что неожиданно».
Ты сейчас снимаешься у Феликса Михайлова в каком-то проекте, правильно?
Да, это безумная идея Феликса — он ставит в «Ленинград Центре» новый спектакль TIMELESS и решил снять полудокументальный фильм типа All That Jazz — про труппу, про всё, что происходит, про него самого.
Мы дружим сто лет, я сто раз вела всякие церемонии, которые он делал. И когда он предложил мне сыграть как бы его ассистента, его альтер эго, я, конечно, согласилась сразу — это такой эксперимент… очень любопытный.
Эксперименты в работе — понятно, а в жизни?
А в жизни по-разному. Вот, допустим, пример. Я сейчас на интервью приехала на новой машине — раньше у меня был Genesis G80, а теперь G90, но тоже синий. (Смеется.)
А как ты относишься к своим машинам— можешь дать имя, разговариваешь с ними? Или это кусок железа, который помогает тебе передвигаться?
Я не даю имена, не разговариваю, но я человек привязчивый к вещам — любая какая-то «моя вещь» становится частью меня: я ее холю, лелею. У меня еще любовь к «обуючиванию» пространства: в моей машине сразу появляются колокольчики, наклеенные на все места персонажи из «Ходячего замка» или «Унесённых призраками», какие-то штучки-дрючки, дикое количество духов, расчесочек, помад, Анькиных каких-то вещичек — сразу всё обживается. Поскольку в машине провожу очень много времени, мне позарез надо, чтобы там было кайфово. Я немножко переросла тот момент, когда «а, могу ездить на всем чем угодно». Нет. Понятно, что я не могу себе позволить какое-то очень уж дорогое безумие, но хорошая машина мне нужна просто из необходимости, движение— это мой стиль жизни.
Давно ты за рулем?
С 18 лет, с 17 даже.
Ты аккуратный водитель?
Нет. Потому что за рулем я параллельно еще миллиард дел делаю — ужасно, но это так. Иначе не успеваю ничего! Обычно в машине одновременно ем, разговариваю по телефону, при этом везу ребенка на теннис и так далее... Но я и не лихачу — если еду быстро, то это по потребности, а не потому, что люблю это делать. Я достаточно опытный и достаточно наглый водитель. Ругаюсь сейчас меньше, раньше много ругалась, просто на всех вокруг — в последнее время стала больше уступать дорогу, видимо, это возраст сказывается. (Улыбается.)
Золотое правило трех «Д» — дай дорогу дураку.
Да, мне проще уступить, чем с кем-то бодаться, а потом, Москва — неврастеничный город: кому-нибудь не уступишь дорогу, и потом за тобой начнут гоняться, выскакивать из машин — на фиг надо. Проще пропустить какого-то идиота, и пусть себе едет без проблем.
Этот принцип и по жизни же работает?
Работает. Но опять же, в моей жизни всё приходит с возрастом. Я только какое-то время назад начала понимать, что постепенно переформатируюсь во взрослого человека— более выдержанного, более терпеливого, умеющего ждать и спокойно относиться к каким-то вещам, которые меня раньше могли моментально вывести из себя.
Поняла, что других не переделать? Или свои нервы стало жалко?
Поняла, что: а) не надо никого воспитывать — это глупо, для этого есть родители и начальник по работе; б) когда ты перестаешь резко на всё реагировать, типа тебя всё касается, когда ты отпускаешь ситуации — то да, сберегаешь собственные нервы, а во-вторых, как-то всё проще начинает получаться, быстрее. Это настолько элементарно, но ведь работает! Чем ты спокойнее, тем всё проще и радостнее.
Я начала приходить к тому, что все-таки надо получать удовольствие от жизни. Не знаю… самые простые вещи — с удовольствием гулять, с удовольствием водить машину, есть не на бегу…
Просто жить — это само по себе круто. Не только делать что-то, делать-делать-делать. Когда у меня вдруг есть три часа свободного времени, пытаюсь его чем-то занять. Я ведь абсолютно отвыкла от безделья: сейчас Анька в Латвии отдыхала, я — в Москве, у меня три часа времени, и в какой-то момент я подумала: «А почему бы мне просто не лечь и ничего не поделать?» Это, оказывается, такая прелесть! (Смеется.) Я посчитала, что с рождения Ани — почти восемь лет назад, когда я, беременная, лежала часами, днями и неделями, практически не вставая, — вот с тех пор, по-моему, не было такого времени, чтобы я ничего не делала.
Отдыхаешь тоже активно?
Я очень люблю ходить, смотреть. Даже если приезжаю куда-то на пляж, всё равно через какое-то время беру машину — и вперед по всем окрестным городам, по музеям… Это когда есть хотя бы две недели отдыха, а лучше, если месяц. Вот в прошлом году получилось отдохнуть даже больше месяца— это было прекрасно. В этом году у меня была неделя и еще три дня. В общем, не было отпуска…
А так, чтобы скрыться куда-нибудь в глушь, где нет связи?
А у меня нет зависимости от телефона, от интернета… Опять же, вот к 35 годам понимаю, что начинаю больше отключаться от телефона сама по себе — не специально. Просто потому что надоело. Стараюсь больше общаться с людьми вживую — так гораздо прикольнее. У меня нет вообще этого комплекса, что «ой, надо отключить телефон» — почему я должна это делать? Я не заставляю своего ребенка это делать. Да, она смотрит мультики. Другое дело, что когда она начинает косячить, скажем, в школе, то я ее отключаю от iPad, и тогда у нее есть полчаса в день, когда она может его смотреть, а остальное время она должна тратить на теннис, учебу, книжки… Я понимаю, что она этими мультиками тоже расслабляется, как бы отключается от всего — отдыхает, рисует параллельно, что-то еще делает.
Это как я в детстве — фоном слушала пластинки и параллельно рисовала, играла или занималась своими делами. Поэтому за Аню не переживаю: когда подрастет, у нее будут другие интересы.
Вообще это странно, когда современных детей изолируют от гаджетов.
Мне тоже кажется, что это архаизм: «Дети должны только читать книжки». Я вот не читала много, честно, начала читать уже в институте по необходимости. Я вообще не могу сказать, что люблю книги, хотя какие-то проглатываю очень быстро… Мне иногда кино интереснее посмотреть, думаю, что мой внутренний ритм на самом деле быстрее, поэтому для меня сесть и читать книжку — далеко не всегда удовольствие.
Помню, когда мне было 17 лет и случилась авария с мамой, мы были в Германии, меня оперировали, и после операции — нормальная ситуация для нейрохирургии — у меня был такой отек лица, что глаза напоминали две китайские щелки. А мне в институте надо было по программе между первым и вторым курсом прочитать в том числе Тургенева, а я терпеть не могу Тургенева. И поскольку я не то чтобы читать не могла, а с трудом разглядывала очертания окрестностей, папа мне вслух прочитал всех «Отцов и детей», еще что-то. Это было такое счастье. Поэтому и Аня заставляет нас всех читать ей книги, хотя она, конечно, сама уже читает, и читает очень прилично.
У Ани жесткий характер, твой? Она может сказать: «Я не буду!»?
Да, конечно. Другой вопрос, что на ее «я не буду» есть мое «будешь». В каких-то вещах, когда это принципиально, она знает: если я сказала «нет» — это нет. Но в целом у нее очень сильный характер, прям «характер характерович». При этом она ужасно ранимая в каких-то вещах, ужасно наивная для своего восьмилетнего возраста — она прямо совсем детеныш. И это хорошо. Это прямо трогательно. Она, с одной стороны, такая принцесса, хлопающая глазами, а с другой— «убей всё живое». В этом смысле дочь, наверное, больше похожа на Костю, плюс у нее прекрасное чувство юмора, просто прекрасное.
Хорошее чувство юмора в женщине больше выдает какие-то мужские качества, нет?
А разве это плохо? Вот мама мне всегда повторяла: «У тебя такой плохой характер, у тебя такой ужасный характер». У меня он действительно тяжелый… хотя я не считаю, что он катастрофический, скорее я упертая. И уверена, мой характер — это в первую очередь мое достоинство, а не недостаток. Если бы не характер, ничего бы в моей жизни не было.
Я добиваюсь своего только благодаря характеру, лишь благодаря своей упертости. Я всё могу перемалывать, переваривать, делать карьеру, заниматься ремонтом квартиры и прочими радостями жизни.
Поэтому когда Аня вредничает, я говорю: «Аня, у тебя ужасный характер», но периодически уточняю: «Твой характер — это твое достоинство». Потому что, мне кажется, ребенку важно знать, что характер — это хорошо. Дальше уже имеет значение степень его сложности и степень умения с этим характером обращаться, общаться с людьми и находить с ними контакт — это уже вопрос ума и самовоспитания.
Мужчинам нравятся женщины с характером, как думаешь?
Конечно же, нет, но лучше жениться на женщине с характером. Мне кажется, так или иначе любому мужчине в трудной ситуации нужна не прекрасная клуша, а человек, который может сказать: «Соберись, тряпка, и давай вперед!» Или сможет взять на себя вообще всё: дом, семью, детей. Понятно, что мужчины немного боятся, что характер — это проблемы. А что, мужчины с характером легче, что ли? Вернее так: женщине легче с мужчиной-тряпкой, это правда, но, конечно же, интереснее — с мужчиной с характером. Мужчины талантливые — это сложно впятерне, а талантливые мужчины с характером— это вообще настоящий ад. Но для меня иначе не очень интересно. Я бы никогда не смогла быть с каким-нибудь достойным, но флегматичным мужчиной — мне с таким было бы тупо скучно. Как это ни грустно признавать.
Может, просто не пробовала?
Может быть. Хотя всякие бывали в моей жизни ситуации... Думаю, мне было бы очень скучно.
Лучше всегда как на вулкане?
Ну да… (Вздыхает.) С другой стороны, мне в целом интересны люди непростые — и женщины, и мужчины. Их прикольно разгадывать, они тебя двигают куда-то вперед, если ты себя чувствуешь на одной волне с ними,— вот это мне всегда приятнее.
Есть такое понятие — «свои люди». Для тебя это те, кто с тобой давно или которых ты приобрела исходя из текущих интересов?
Мне кажется, любой человек другому человеку — всегда для чего-то и на какой-то период. Просто эти периоды бывают короткие, а бывают длинные — вот и всё. Любой человек меняет другого в какую-то сторону, и поэтому все пересечения происходят для того, чтобы развиваться, будь то в дружеских или любых других отношениях.
Поэтому «свои люди» — это не те, которые были давно или стали сейчас, «свои люди» — это важные люди.
Есть такие, с которыми я очень мало общалась, но они настолько что-то сдвинули во мне, что я всегда буду считать их «своими». А когда это еще и взаимная история, вообще прекрасно. Вот не факт, что самый лучший друг — это который с тобой всю жизнь. Не факт, что этот друг тебя однажды не предаст или вы не перестанете общаться, но будете в хороших отношениях и созвонитесь через десять лет… А бывает, что люди приходят в разные моменты жизни: ты десять лет назад с этим человеком вообще бы не нашел общего языка, а тут вы вдруг подружились.
А вообще бывают «навсегда» любовь, дружба? Или это иллюзия?
Думаю, что это иллюзия. Я, конечно, верю, что бывает такая история, когда тот самый мужчина для той самой женщины, когда случаются абсолютные совпадения и люди максимально долгое время друг друга питают, будь то страшный «разосрач» или большая великая любовь, или просто отличный секс,— но знаю, что это случается редко.
Значение любви не слишком переоценено? Эти эмоции разрушают нас на самом деле или все-таки подпитывают?
Мне кажется, любые прекрасные эмоции на 100% хороши, даже без вопросов. Другое дело, что чем старше ты становишься, тем быстрее отличаешь, гормональный это всплеск или настоящее чувство, во-первых, а во-вторых, ты ценишь эти эмоции, потому что не так часто они случаются.
А ты влюбчивая?
Я бы сказала, что по природе в целом да, но это так же быстро проходит, как и начинается, обычно в этом проблема.
Целых три дня?
Целых три, да-да-да. (Смеется.) Но такое состояние всё всегда бодрит — любая позитивная эмоция оздоравливает.
Говорят же, что влюбленные легче выздоравливают — даже грипп отпускает...
Говорят, что при помощи сцены можно побороть любую болезнь, но не факт, что это правда. Играешь ты лучше, когда болеешь, правда, но болезнь не побеждаешь — это вранье! (Смеется.) А 12-часовую смену отработать, когда заболеваешь, — это вообще адский ад. Так что про всепобеждающую любовь я все-таки не уверена. Наверное, очередной миф… хотя и довольно прекрасный.
Текст: Евгения Белецкая. Фото: Ольга Тупоногова-Волкова. Стиль: Ксения Доркина. Макияж и прическа: Ксения Бобкова.