Ёлка: «Я бегу от внутренней суеты»

Певица Ёлка о том, как научиться жить в моменте, о личных итогах года, вере в судьбу и грядущем сольном концерте в Crocus City Hall.

DR На Лизе: пуховик, куртка — все Off-White, брюке Iceberg

Она разная и всегда непредсказуемая, как ее сценические образы. Никогда не знаешь, чего ожидать от нее в следующую минуту. Ёлка признается, что учится жить в моменте. Об этом, а также о личных итогах года, вере в судьбу и грядущем сольном концерте в Crocus City Hall 1 марта мы поговорили с певицей.

Лиза, ты сегодня очень бодро и убедительно возглавляла забег, в котором принимали участие гости «Розы Хутор» и фестиваля LiveFest. Давно занимаешься бегом?

Я начала бегать прошлым летом. На улице. Ночью! Это невероятно!

Почему ночью? Не утром?

Мне очень плохо даются любые активности утром. Прилив бодрости приходится на вечер. При этом надо понимать: я ненавижу бег! И каждый раз обувая беговые кроссовки и наряжаясь в форму, я кляну всё это дело.

Но что-то же должно тебя мотивировать.

Я не верю в силу мотивации. Для меня это не работает. Мотивация — притянутая за уши вещь, которую ты можешь ждать годами. Надо просто в какой-то момент перебороть себя. И как только начинаешь бежать, испытываешь эйфорию: медитативное, трансовое состояние — ты отпускаешь абсолютно всё. И ты просто остаешься собой — без мыслей, без привязок, без барьеров. Наверное, я бегу от какой-то внутренней суеты. Она вся как будто шелухой с меня спадает в эти моменты. Потом, когда останавливаюсь, опять думаю: «Да иди всё к черту, ненавижу этот бег, жопа болит, одышка, вспотела!» Но в следующий раз всё равно поднимаю себя и иду на пробежку. Ради вот этого самого ощущения невероятной легкости.

Фотография: Максим Кашин На Лизе: худи Marcelo Burlon County of Milan, брюки Iceberg

Еще какие-то новые ощущения открыла для себя прошлым летом?

Я села на велосипед!

Впервые в жизни?

Нормально и без страха — да, впервые в жизни. В детстве каталась, много падала и совершенно не получала удовольствия. У меня всё плохо с балансом. И вот в прошлом году я наконец-то озадачилась этим вопросом, нагуглила себе инструктора... Оказывается, представляешь, для таких, как я, есть инструкторы. И они обучают тебя всему: как взять велосипед в руку, как с этим велосипедом перейти дорогу, как с ним пройти по пешеходному переходу. Все эти вещи раньше меня пугали. Хватило двух уроков — и теперь я спокойно езжу на велике.

А как дела обстоят с лыжами или сноубордом? Сюда, на «Розу Хутор», люди едут специально, чтобы покататься в горах.

И я их всех дичайше поддерживаю, они все красавчики, горжусь ими! Но сама — нет!

Почему? Ты не экстремал? Вот сейчас у тебя как раз есть прекрасная возможность попробовать.

На фестивале у меня слишком плотный график — саундчеки, выступления. Если уж пробовать, то ничего не должно отвлекать. Когда-нибудь обязательно встану на борд или лыжи. Чем черт не шутит. Психануть я могу. (Смеется.)

На LiveFest ты постоянный и желанный гость...

Да! (Улыбается.)

Фотография: Максим Кашин На Лизе: пуховик, куртка — все Off-White, брюки Iceberg

Cудя по твоей довольной улыбке, ты любишь здесь бывать.

Обожаю! Фестивали — они же созданы для общения. Здесь всегда встречаешь коллег по сцене. Многих из них я очень сильно люблю и по многим скучаю. Вот LiveFest — как раз повод увидеться, ворваться в гримерку с криками: «Эй, привет! Чего сидишь? Иди сюда скорее — обниматься будем!»

А у поклонников есть шанс поймать тебя за сценой, сфотографироваться, взять автограф?

Навряд ли. Мои поклонники прекрасно знают, как я не люблю это дело. Устраивать охоту на меня не очень целесообразно. Мне с моей публикой повезло. Они прекрасно понимают, что я не всегда певица. В первую очередь я человек. А человеку нужно личное пространство. И я всегда об этом открыто говорю, чтобы не обнадеживать кого-то, чтобы люди не ехали только из-за селфи.

В соцсетях общаешься с поклонниками?

Да, периодически отвечаю в соцсетях. Но если честно, в последнее время всё меньше стараюсь погружаться в онлайн. Это так затягивает, что ты уже не замечаешь, что проживаешь там существенную часть своей драгоценной жизни.

Инстаграм — мощнейший инструмент для продвижения и промо. Тебе в тягость его вести, скажи честно?

Нет, наоборот! Мне приходится переступать через себя, чтобы немного от этого отходить. Одно дело — относиться к соцсетям как к рабочему инструменту для своевременного и массового донесения информации, и совсем другое — там залипать и вычитывать про себя всё на свете. Этим я периодически грешу.

Неужели еще и впадаешь в рефлексию, прочитав негативный комментарий?

На какие-то вещи реагирую, да. Например, когда я вижу, что человек, который оставляет негативный комментарий, вообще не врубается в процесс. Если ты хоть раз в своей жизни что-то сделал от начала до конца, создал из идеи, воздуха нечто твердое и осязаемое, ты много раз подумаешь, прежде чем критиковать такие же процессы другого человека.

Обычно в таких случаях хейтеры отвечают что-то вроде: «Это моё мнение, я имею на него право!»

«Обожаю» такое. Да, ребят, представьте себе, у каждого здравого и думающего человека есть мнение. Но это не значит, что его надо везде вставлять по поводу и без. Гнойный сказал в интервью Дудю: «Мнение, как и дырка в заднице, есть у каждого». Вот прям процитирую с удовольствием!

«Как я подводила итоги года? Пролистала фотки в телефоне, выдохнула, поняла, что я не лузер»

Продолжая тему инстаграма. В преддверии Нового года пользователи подводили итоги 2018-го. Ты что-то подобное делала?

Давай по-честному, кроме тебя твои итоги никому не нужны.

Ну почему же? Ты публичный человек...

Те, кто знает тебя, и так порадуются без глупого перечисления каких-то фактов. А те, кто порадоваться за тебя не готов, не возрадуются вдруг оттого, что ты, такой молодец, подвел свои итоги. Но чисто для себя я все-таки проанализировала год: со мной произошло действительно много интереснейших событий. Мне было любопытно отследить их хронологию, сделать для себя символические «зарубки». И я нашла единственный грамотный способ: пролистала фотки в телефоне, выдохнула, поняла, что я не лузер. (Смеется.) Год ведь пролетает как один день, и в этом потоке ты просто не успеваешь заметить, какой объем крутых событий произошел. Я всё освежила в памяти, посидела, помурлыкала — как же здорово и хорошо. В музыкальном, в творческом, в профессиональном плане. Ну и в человеческом. Для меня имеет значение качество жизни, которую я проживаю. Понятное дело, что большую часть времени я уделяю любимому делу — музыке. Но я очень хочу, чтобы помимо этого всего у меня была насыщенная и интересная жизнь.

И чем твоя жизнь насыщена вне работы?

Жизнью! Вот такой простой, обычной, но при этом очень яркой жизнью. Раньше я не очень понимала, как этого достичь. Фаршировала свои дни событийностью. А потом поняла, что суть не в этом. Суть в умении наслаждаться простыми вещами, которые происходят с тобой ежеминутно. Суть в том, чтобы каждый твой день не был насыщен пятнадцатью приключениями, а чтобы случилось одно, от которого у тебя искры из глаз и мурашки.

2018-й запомнился всем поклонникам певицы Ёлки еще и тем, что ты отправилась в концертный тур. Впервые за свою карьеру. Каким тебе показался этот опыт?

Я несказанно рада, что мы наконец-то отважились на это. Я побаивалась тура... Но тут немного другая история. Тот тур, в который я не хочу, — это когда ты уезжаешь и месяц не возвращаешься домой. И каждый день у тебя занят либо дорогой, либо концертом. Я сильно надеюсь и верю в судьбинушку, что мне не придется так катать никогда. Что нужда не припрет меня к стеночке. (Смеется.) Нам очень хотелось сделать масштабный концерт, в первую очередь — технически обеспеченный, и повезти его по большим российским городам. Но у нас между концертами есть перерывы, поэтому я всегда возвращаюсь домой. И такой формат мне по душе.

Фотография: Максим Кашин На Лизе: пуховик, куртка — все Off-White, брюки Iceberg

Раз уж это большой тур, пришлось, наверное, озадачиться и зрелищными постановками, и костюмами?

Мы подзаморочились, это правда. Например, сшили нереальный костюм — и оказалось, что юбка от него занимает отдельный чемодан. Она просто огромная, собака такая! То есть у нее реально свои апартаменты. Мы ржали, что юбка везет меня в тур, а не я юбку! (Смеется.) Юбка так хорошо в туре отработала, что, возможно, в январе придется ее свозить в отпуск, чтобы она восстановила силы, знаешь ли!

Юбка участвует в одном номере?

Нет! Она прям очень хорошо отрабатывает. Нормально на себя берет. Юбка тащит всё шоу, считай! (Смеется.)

1 марта у тебя большой сольный концерт в «Крокусе». Готовишься?

Да, и жду с нетерпением! У меня на концертах происходят удивительные вещи — устанавливается какая-то магическая связь с моей публикой. Та степень творческой откровенности, которую я проживаю сейчас, выходя на сцену, — пожалуй, я ее не достигала никогда раньше. Я раскрываюсь. И делаю это не намеренно, не специально, без каких-либо искусственных усилий над собой. Это волшебство, которое сложно вместить в слова. Я могла бы тебе ответить: «Будут грандиозные песни, невероятные аранжировки!» Всё так: у нас действительно первоклассный звук, со мной работает невероятная команда музыкантов. Мы заморачиваемся на звучании, но при этом не заморачиваемся на шоу, то есть на крюках меня подвешивать не будут, и порхать под куполом я не собираюсь. Суть не в этом. На сцене всё равно происходит что-то, что не помещается ни в какое интервью!

«Ожидания — это то, то, что ломает нам жизни и мешает нам наслаждаться всем, чем бы мы ни занимались»

Сюрпризы в виде новых песен или неожиданных дуэтов готовишь для шоу?

Я ненавижу слово «сюрпризы»!

Почему?

Потому что слово «сюрприз» вызывает у людей повышенные ожидания. А ожидания — это то, что мешает нам наслаждаться вообще всем, чем бы мы ни занимались. Ожидания — это то, что ломает нам жизни, сбивает нам вкус ко всему на свете.

То есть ты живешь спонтанно?

Не совсем так. Я стараюсь жить незашоренно, незамыленно. Я за чистое восприятие. Это не всегда спонтанность. Это скорее даже собранность. Это не значит, что я не готовлю сюрпризов. Это значит, что я не буду о них громко кричать. (Улыбается.) А что касается ожиданий... Бесполезность переживаний по поводу того, что еще не случилось, — это то, от чего я отказываюсь напрочь. Это то, с чем я не согласна. Точно так же я не намерена бесконечно прокручивать в своей голове то, что случилось уже. Я рефлексирующая дама. Но грусть, самоедение — это не то состояние, в котором я хочу проживать свою жизнь. Это ежедневный выбор: либо ты застреваешь в своих переживаниях, либо ты бодришься. Мои проблемы не больше и не меньше, чем проблемы любого другого человека. Но когда акцентируешь на них внимание, это разрастается снежным комом в позицию всей твоей жизни. Переживать по поводу будущего я не хочу... Ты не знаешь, какое оно, но заранее нагружаешь себя каким-то сумасшедшим, просто неподъемным грузом печалей и страхов. Зачем? Или постоянно пережевывать то, что случилось... Оно просто случилось. Было! Едем дальше? Едем дальше! Всё!

Неужели подсознательно не думаешь: а что завтра, а вдруг?

Что ты этим меняешь, расскажи мне, пожалуйста. Вот мы сейчас сидим тут, нам с тобой приятно общаться, я только что выпила шикарный кофе. День начался прекрасно. В этот момент мне хорошо! Даже если через час я узнаю какую-то ужасную новость, это случится через час. Что изменится, если я сию минуту начну заранее переживать по поводу того, что скоро мне вдруг может прилететь плохое известие? У меня просто испортится настроение — и у нас получится такое себе интервью. И ты уйдешь отсюда с ощущением, что только что поговорил с какой-то странной бабой. (Смеется.) Больше не изменится ровным счетом ничего. Я никак не могу на ситуацию повлиять. И ты не можешь. Никто не может. Смысл? Случится — разрулим. Не разрулим — разрулится! Завтра будет завтра.

Фотография: Максим Кашин На Лизе: худи Marcelo Burlon County of Milan, брюки Iceberg

Можешь назвать себя фаталистом?

Отчасти я верю в судьбу. Но мы всё равно сами «подруливаем»! По-любому! Я не верю в то, что у меня на ладошке всё заранее написано.

Лиза, признайся, награды вроде «Золотого граммофона» или «Песни года» для тебя имеют значение?

Они приятны. Когда вся твоя команда топит за тебя и вы делаете одно дело, а потом все вместе собираете урожай в виде наград, это знак, что вы двигаетесь в правильном направлении. Для нас премии никогда не были целью. Мы относимся к ним как к приятному бонусу. Но я не намерена обесценивать награды: получать их здорово. Нас оценили. Классно! Но это не то, ради чего мы упары- ваемся.

А ради чего «упарываетесь»?

Ради глубинного удовлетворения собственных потребностей, ради реализации, ради ощущения полноты жизни. Это как раз к вопросу о том, чтобы каждый твой день был наполнен тем самым ярким приключением. Ты делаешь то, что любишь, и оно тебе откликается ежедневно. Ты понимаешь, что ты живешь. Вот прямо сию секунду ты живешь.