Иэн Маккеллен открыл в Москве фестиваль «Шекспир в летнюю ночь»

DR

21 июня в самом сердце столицы, в роскошной усадьбе Пашкова, состоялось торжественное открытие фестиваля «Шекспир в летнюю ночь», организатором которого выступает Британский Совет (полную информацию о фестивале и его расписание можно посмтореть здесь). Мероприятие, посвященное Году языка и литературы России и Британии, приурочено к 400-летию со дня смерти великого классика. Выбор даты оказался неслучайным. Именно на 21 июня в этом году выпал день летнего солнцестояния. Символично, что события пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь» разворачиваются как раз в эти сутки.

Стоит отметить, что организаторы мероприятия подошли к его подготовке с английской лаконичностью, проявив элегантность и чувство вкуса во всём, начиная от выбора места для открытия фестиваля и заканчивая приглашенным транслятором шекспировских идей.

Своеобразным послом шекспириады в России в этом году стал легендарный голливудский актер Иэн Маккеллен, хорошо известный зрителю по роли Гэндальфа в фэнтезийном фильме «Властелин колец». Как оказалось, 77-летнего британца с великим классиком связывают особые отношения. В творческой биографии актера значится не меньше десятка ролей в пьесах Шекспира. Дебютировав в 12 лет в роли Мальволио, к настоящему времени Маккеллен сыграл в большинстве шекспировских спектаклей. В разговоре с журналистами Иэн признался, что на протяжении всей жизни он открывает для себя новые и новые смыслы, казалось бы, избитых строк знаменитого драматурга. Нынешний фестиваль стал для него поводом высказать свои идеи и наблюдения, собрав их в единый моноспектакль, который был представлен зрителям в день открытия.

В 20:30 на площадке перед особняком Пашкова стало как-то особенно многолюдно. Казалось, из ниоткуда образовалась маленькая армия журналистов, театральных деятелей и обыкновенных любителей искусства. Хотелось бы по-шекспировски скаламбурить, сказав, что случилось «много шума из ничего», но одно только появление перед московской публикой Иэна Маккеллена — это уже самое настоящее событие. Несмотря на небольшие проблемы с самочувствием, о которых гостей вечера предупредили заранее, актер вышел к журналистам в приподнятом настроении и полной готовности отвечать на любые вопросы. Несмотря на ограничения по времени, легенда всё же успел немного рассказать о своем первом знакомстве с классиком и даже поделился мыслями о том, что сказал бы своему гениальному земляку при встрече.

И пока воодушевленная публика неторопливо стекалась в зрительный зал, сэр Иэн, резко переключив мимику с игривой на серьезную, еще несколько минут расхаживал в самом дальнем углу площадки, настраиваясь перед спектаклем.

Наконец под бурные овации, в белом пиджаке и по-театральному завязанном шарфе, мэтр поднялся на сцену. Дабы снизить градус напряжения и настроить гостей на неформальный лад, свой часовой монолог актер неожиданно начал с памятного селфи.

В следующую же минуту присутствующие поняли, что все вопросы, заданные актеру до спектакля, были ни к чему. Творческий вечер больше напоминал увлекательное путешествие по жизненному пути Иэна в контексте его знакомства с классиком, нежели очередное талантливое прочтение драматических отрывков. Причем управляли машиной времени под названием Маккеллен сами зрители. Такую форму беседы в самом начале предложил актер.

Тем временем на экране то и дело стали появляться названия пьес. И с каждой из 37 у Иэна была связана определенная история. Пересказать их все в рамках одного репортажа просто невозможно, они сгодились бы скорее для гениального интервью, автором которого стала бы фигура не мельче Ларри Кинга, однако часть мыслей легендарного актера мы всё же попробуем передать.

Так как весь моноспектакль проходил в свободной форме, Иэн сам выбирал, на какой из пьес Шекспира остановиться подробнее, а о какой упомянуть лишь вскользь. В числе первых оказалась трагедия «Отелло». Мэтр отметил, что чаще всего молодые актеры стремятся заполучить роль пресловутого ревнивца, однако персонаж Яго, на его взгляд, куда интереснее.

«Не играйте Отелло! Играйте Яго. Он добрый человек. Вон как эмоционально кричит», — лукаво улыбаясь, посоветовал Маккеллен.

В ходе разговора он также попросил обратить внимание на тот факт, что в своих произведениях Шекспир очень любил писать о солдатах.

«Солдаты хороши только тогда, когда им есть кого убивать. Нет ничего плохого в том, чтобы быть солдатом. Все они нормальные ребята. Но когда наступает мирное время, они не знают, чем заняться. Такая беда случается, например, с Отелло и Яго. А «Много шума из ничего» — это вообще комическая версия солдатской безработицы».

В продолжение военной темы актер рассказал историю об армейской сцене из постановки Шекспира в маленьком театре. Случай произошел много лет назад, и у театра не было возможности задействовать массовку для изображения войска. Тогда режиссер сделал гениальный ход. Он попросил исполнителя главной роли шепотом обратиться к зрителю.

«Зритель — вот твоя армия», — произнес он и тем самым как нельзя более точно определил суть актерской профессии.

Как оказалось, были в карьере Маккеллена и комические случаи. Один из них связан с последней пьесой Шекспира — «Буря». В одном из спектаклей Иэну довелось играть герцога-волшебника Просперо, который повсюду носил с собой магическую книгу. На всякий случай актер решил подстраховаться и записал в подручный томик все свои реплики. Однако накануне спектакля реквизиторы отреставрировали истрепавшийся сборник и по указке режиссера убрали из него записи. Настал день Х. Идет спектакль. На сцене Просперо с дочерью Мирандой. Просперо, как по закону подлости, забывает слова и уверенно, ни о чем не подозревая, открывает пустую книгу. От провала постановку спасла находчивость Маккеллена. Бросив Миранде фразу «вернусь через секунду, любовь моя», актер невозмутимо прошагал за кулисы, где по телефону набрал помощника режиссера и попросил напомнить слова.

Таких историй в жизни Иэна наверняка набралось бы на отдельную книгу, но выдавать все и сразу актер не торопился. Юмористические отступления перемежались лирическими, на смену им приходили эмоциональные отрывки из монологов шекспировских героев, а после на экране появлялись эпизоды лучших экранизаций классика. Маккеллен с пониманием отнесся к тому, что вперед ним собрались не только профессиональные шекспироведы, поэтому приложил все усилия, чтобы сделать свой моноспектакль максимально понятным и интересным.

Завершить беседу актер решил прочтением уникального монолога классика, который еще не был представлен широкой публике. Неудивительно, что после блестящего исполнения зал аплодировал уже стоя.

В ответ на это Иэн скромно улыбнулся, поблагодарил собравшихся за теплый прием и подытожил: «Дорогие, если хотите понять мир и себя — ответы на все вопросы ищите у Шекспира». Когда такие слова произносит легенда, понимаешь, что ослушаться просто невозможно.