7 лучших выставок октября
Рассказываем, куда точно необходимо заглянуть в этом месяце любителям культурного досуга.
Восьмая выставка SOVRISK #напотоке в «Зарядье»
SOVRISK #напотоке — выставочный цикл в Подземном музее парка «Зарядье», в котором актуальный художественный процесс представлен постоянно в своей динамике и развитии. Главные герои проекта – современные художники. В сменяющихся экспозициях представлены разные техники, жанры и направления: живопись и рисунок, скульптура, объекты и видеоарт.
На выставке представлена часть персонального проекта Саши Фроловой Fontes Amoris, номинированного на вторую Московскую Арт Премию. Посетители увидят латексные костюмы, которые девушка создала еще в 2018 году для перформанса Cyber Princess Marie Antoinette, прошедшего в садах Этрета во Франции. Художница Анна Краснова нарисовала философскую картину под названием «Сон». Художник Владимир Григ выставил сразу три картины. В «Электрическом ударе» Григ восстанавливает связь пространственно-временных координат прошлого и настоящего, сочетая новые технологии и историческую перспективу. А работы Alef и «Мореплаватель» интерпретируют развитие философского учения оптимизма, по которому существующий мир, несмотря на все свои недостатки, является наиболее совершенным из всех возможных.
Выставку дополняет NFT-арт от Vel из серии «Абсолютное спокойствие» (2020–2021), Даниила Зуева из серии “Heart-Engendered Art” (2021) и Ивана Рыся “Self-Similar Spiral” и “Mobius Gears” (2021). Посетители смогут проголосовать за одно из трех произведений, и работа с наибольшим рейтингом останется в Подземном музее на следующую экспозицию проекта.
Когда: 30 сентября – 24 октября
«Северный ветер» Ренаты Литвиновой и Гоши Рубчинского в галерее «Триумф»
Галерея «Триумф» представляет проект Ренаты Литвиновой и Гоши Рубчинского «Северный ветер», который объединит одноименную выставку и книгу.
Пьеса «Северный ветер», написанная Ренатой Литвиновой, была впервые показана на сцене в 2017 году, за ней четыре года спустя последовал одноименный фильм. Этой осенью пьеса будет впервые опубликована вместе с фотографиями Гоши Рубчинского, снятыми специально для издания. Презентацию книги предварит выставка в галерее «Триумф», которая представит мифологический мир произведения и населяющих его персонажей.
В центре серии работ на выставке сама Рената Литвинова, которая перевоплощается в разных героев «Северного ветра» — Столетнюю Алису, ее дочерей Лотту и Маргариту, кузена Бориса, Бенедикта и его невесту Фанни. На черно-белых фотографиях Гоши Рубчинского они блуждают в окутанных дымом пространствах, которые застыли ровно перед моментом своего распада — в фойе театра, заброшенном особняке, едва распознаваемом ландшафте. Художественное решение снимков отсылает к ретроэстетике и классиками портерной фотографии, таким как Сесил Битон и Ли Миллер. На выставке будет показано более 60 фотографий, включая уникальные полароидные снимки. В экспозицию также войдут предметы из постановки, видео и аудиоинсталляция.
Когда: 1 — 24 октября
“Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО” в Музее Москвы
Выставка рассказывает, как электрификация страны повлияла на советский авангард: изобразительное искусство, кино, архитектуру, музыку, театр, литературу и дизайн. В экспозиции представлены работы Александра Лабаса, Александра Дейнеки, Эль Лисицкого, Густава Клуциса, Александра Родченко, Сергея Лучишкина, Климента Редько, Соломона Никритина, Иосифа Чайкова, Натана Альтмана, Роберта Фалька, Ольги Розановой, братьев Весниных, Андрея Бурова, Якова Чернихова, Ивана Жолтовского и Александра Гегелло.
Один из героев выставки — художник и изобретатель Георгий Гидони, который пропагандировал новое искусство света и цвета, полученное путем электрической энергии. Среди его экспериментальных концепций — светотеатр, светоархитектура, светомузыка, светодекламация и свето хореография. Кроме этого, в экспозиции можно увидеть фотографии Александра Родченко с Электролампового завода и МОГЭС, архитектурные фантазий Якова Чернихова, «Электрическая Венера», выполненная из стекла и металла Александром Лабасом для Сельскохозяйственной выставки 1930 года в Минске, редкая кинохроника из Красногорского архива и многое другое.
Когда: до 24 октября 2021
Выставка “Ксения Хауснер. Правдивая ложь” в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина
Всего на выставке представлено 30 живописных произведений Ксении Хауснер, а также ряд фотографий, которые были созданы художницей в ходе подготовки к написанию картин.
В большинстве картин действие разворачивается в своеобразном театральном сеттинге, с продуманной мизансценой, выставленным светом и фоном-декорацией, а модели играют отведенные им роли в загадочных, не поддающихся однозначной трактовке инсценировках художницы. Само название выставки также отражает идею близости творчеству художницы театральных принципов: постановочное, целиком сочиненное, фиктивное может заключать в себе правдивое внутреннее содержание, вызывающее мгновенный отклик у зрителя.
Одна из ключевых тем, к которым обращается в своем творчестве Ксения Хауснер – роль женщины в жизни и в искусстве. Действие ее картин происходит в некой альтернативной реальности, где доминируют женщины: именно они становятся главными действующими лицами в постановках художницы. Мужские персонажи если и возникают в ее картинах, то никогда демонстрируют силу, являясь органичной частью ее «женского мира».
Когда: 28 сентября 2021 — 16 января 2022
“Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924”
Проект посвящен грандиозной экспозиции начала прошлого века: живопись, графика, скульптура, фарфор были представлены в залах Большого Центрального дворца на Манхэттене.
Выставка-продажа устраивалась самими художниками, среди ее организаторов были Игорь Грабарь, Константин Сомов и Сергей Виноградов. Спустя почти столетие после открытия выставки в Нью-Йорке мы можем оценить масштабность замысла устроителей и его результат.
Когда: 16 сентября 2021 — 16 января 2022
“C. Cut-up!”. Пост-цифровые резонансы
Выставка Кристофа Лебретона C. Cut-up! — это концентрат технологий, выработанный для того, чтобы поставить под вопрос наше отношение к сегодняшнему миру через звуковые и визуальные инсталляции. Лебретон извлекает технологии из их первоначального контекста, изолирует их от потока интернета и противопоставляет их заново посетителям выставки.
Предлагаемый опыт ставит под сомнение нашу способность находить время, чтобы установить поистине резонансные отношения с окружающим миром. «Постцифровое» измерение здесь связано с концепцией использования digital объектов, отключенных от сети и реагирующих на внешние аналоговые импульсы, такие как физическое присутствие публики.
Когда: 11 — 31 октября
“Пути сообщений”
“Пути сообщений” — это высказывание 11 современных российских художников о способах коммуникации через фотографическое изображение. Кураторами проекта выступили фотограф Владислав Ефимов и художница Мария Бавыкина.
Экспозиция состоит из последовательности пяти отсеков, которые разграничены шторами и составляют тематические разделы. В каждом из разделов развивается и живет определенное направление поиска коммуникации: с территорией (Анастасия Млеко, Владимир Селезнев), телом (Дмитрий Лукьянов, Иван Лунгин), пространством памяти (Илья Никитин, Екатерина Селезнева), речью (Антон Андриенко, София Панкевич) и полем научных исследований (Никита Свертилов, Иван Петрокович). Предваряет выставку студенческий проект Варвары Пехоты. Проект представит более 130 фотографий в разных техниках, пять объектов и книгу.
Когда: 1 октября — 7 ноября