В галерее Hyundai Motorstudio в Москве открылась выставка современного цифрового искусства «Мир на проводе»
Московская экспозиция – третья и заключительная выставка после аналогичных мероприятий в Hyundai Motorstudio в Пекине и Сеуле, которая предложит уникальную программу при поддержке Музея современного искусства «Гараж».
В бренд-пространстве Hyundai Motorstudio в Москве состоялось открытие новой выставки «Мир на проводе» («World on a Wire»), подготовленной Майклом Коннором (Michael Connor) из художественной организации Rhizome. До 12 декабря 2021 года все поклонники современного искусства смогут оценить инновационные арт-объекты, созданные ведущими художниками мира с помощью новейших цифровых технологий.
«Мир на проводе» – совместный международный проект в рамках начавшегося в этом году сотрудничества компании Hyundai Motor и организации Rhizome под эгидой легендарного Нового музея в Нью-Йорке (New Museum). Серия инновационных арт-проектов и экспозиций посвящена изучению перспективных художественных подходов к использованию цифровых инструментов в искусстве, включая дополненную и виртуальную реальность, а также ИИ.
Rhizome – ведущая организация, специализирующаяся на цифровых формах искусства и культуры. Она основана в 1996 году, а с 2003 года выступает дочерним подразделением нью-йоркского Нового музея. Rhizome играет ведущую роль в формировании, идентификации и распространении искусства, связанного с сетевыми технологиями, а также в организации выставок в области экспериментального и передового цифрового искусства, предоставляя базу для синергии с Hyundai Motor в сфере культурных и художественных инициатив компании, нацеленных на поддержку современных художников с инновационным мышлением и устоявшегося сотрудничества с глобальными арт-сообществами.
Первая выставка в рамках партнерства Hyundai и Rhizome дебютировала в начале года в галерее Hyundai Motorstudio Beijing и онлайн на сайте. Московская версия экспозиции «Мир на проводе» стала третьей и заключительной инициативой после аналогичных мероприятий в стенах Hyundai Motorstudio в Пекине и Сеуле, которая привнесла в проект новые художественные элементы, которых не было в предыдущих программах.
В частности, среди оригинальных новинок гостям будет представлена работа художницы Марии Федоровой, которая приняла участие в открытии выставки «Мир на проводе» в Hyundai Motorstudio Moscow. Выполненное по заказу произведение будет впервые продемонстрировано широкой публике. В процессе создания инсталляции, основанной на текущем нарративном проекте «Хронотоп пандемии», Мария Федорова собрала истории жителей России, произошедшие с ними во время пандемии, и перевела их в форму русских народных сказок. Знакомый жанр призван помочь людям проанализировать травмы, нанесенные пандемией, через призму давних культурных традиций.
Кроме того, на локальном уровне экспозицию «Мир на проводе» в московской галерее Hyundai Motorstudio поддерживает Музей современного искусства «Гараж» в рамках своей программы Garage Digital, объединяющей художников, ученых, программистов и искусствоведов с целью изучения и поддержки новых языков визуальной культуры, возникающих в результате влияния новейших технологий и медиа на повседневную жизнь.
Помимо «живой» выставки в галерее Hyundai Motorstudio, Rhizome и платформа Garage Digital подготовили обширную открытую афишу, связавшую две ведущие тематические программы из Нью-Йорка и Москвы, посвященные цифровому искусству, куда вошли:
- Предваривший московскую выставку «Мир на проводе» кинопоказ одноименного фантастического фильма Райнера Вернера Фассбиндера, прошедший в сентябре этого года на большом экране «Гаража»;
- Организованная в преддверии экспозиции «Мир на проводе» серия онлайн-дискуссий с художниками, чьи работы представлены на площадке Hyundai Motorstudio и близкой по духу выставке «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» в Музее «Гараж», к которым присоединились авторы, сотрудничающие с программой Garage Digital. Участники обсудили значение симулятивных практик в цифровом художественном производстве и представили арт-проекты партнеров. Отредактированные расшифровки бесед опубликованы на YouTube-канале «Гаража»;
- Намеченное на 23 октября 2021 года публичное мероприятие с участием куратора Garage Digital Никиты Нечаева и художницы Марии Федоровой, дополненное перформанс-сессиями Саши Пучковой и Ани Леоновой из дуэта Digital Objects Alliance.
В галерее Hyundai Motorstudio на Новом Арбате будут показаны четыре уникальные инсталляции, в которых художники из разных стран выражают свои чувства и мысли с помощью различных цифровых средств, исследуя возможности и поэтику симуляции как художественной практики. В их числе – работы Марии Федоровой (Россия), Табора Робака (США), Рейчел Россин (США) и Тео Триантафиллидиса (США/Греция).
Инсталляция «Хронотоп пандемии» московской художницы Марии Федоровой объединяет 3D-анимацию, традиционную русскую иллюстрацию и раннюю технологию динамических изображений, доступно рассказывая историю пандемии COVID-19. Работа Табора Робака (Tabor Robak) «Комната бабочек: особый выпуск» предлагает зрителю погрузиться в оживленную экосистему новых биологических форм, созданных с помощью генеративной анимации. Произведение Рейчел Россин (Rachel Rossin) «Я – моя светлая память» состоит из набора плексигласовых скульптур, украшенных изображениями из популярных видеоигр, повторяющих линии тела автора и позволяющих взаимодействовать с изваяниями через специальное приложение дополненной реальности. Наконец, работа Тео Триантафиллидиса (Theo Triantafyllidis) «Гармония» представляет собой анимированный трехмерный мир с непрерывным взаимодействием диких животных и разумных машин.
Мария Федорова. Хронотоп пандемии (Pandemic Chronotope). Техническая поддержка Андрея Федорова и Ивана Пузырева, музыка Андрея Свиридова. Механическая инсталляция, текст, звук, 2021
«Хронотоп пандемии» – веб-проект и инсталляция, в которых с помощью цифровой анимации и традиционной русской иллюстрации демонстрируется история, составленная из персональных рассказов о влиянии COVID-19 на повседневную жизнь. Во время общенационального локдауна 2020 года российская художница и дизайнер пользовательских интерфейсов Мария Федорова попросила обычных людей поделиться своим опытом жизни в новой реальности. Полученные зарисовки превратились в серию сказок с метафорическими смыслами, подобно истории Жар-птицы, дарующей спасение, ассоциируемое с вакциной.
В инсталляции визуализированные фрагменты историй воплощены в жизнь с помощью трехмерного зоотропа – механического анимационного устройства докинематографической эпохи, что дополнительно подчеркивает переплетение традиционных и современных форм повествования и симуляции. Зоотроп создает иллюзию анимации при наблюдении сквозь перфорированные отверстия за статичными изображениями на вращающейся платформе. Инсталляция Федоровой использует этот формат с помощью распечатанных на 3D-принтере фигур персонажей, рассказывая фрагменты историй из «Хронотопа пандемии». Применение физических объектов для симуляции создает ощущение волшебства и чуда, несмотря на серьезность тематики – сочетание несочетаемого, часто встречающееся в сказках.
Табор Робак. Комната бабочек: особый выпуск (Butterfly Room: Special Edition). Цифровое видео, 45 мин, 2014/2021
В работе по экрану перемещаются 100 вымышленных существ, которые взаимодействуют друг с другом, меняя свои движения и цвета. Созданная на большом экране динамичная экосистема напоминает цифровой аквариум. При просмотре работы нет ощущения знакомства с новыми формами жизни из-за нарочитой искусственности существ Робака, которая напоминает зрителям, что все эти организмы родились в воображении художника и эволюционировали благодаря его цифровым инструментам.
Рейчел Россин. Я – моя светлая память (I’m my loving memory). Плексиглас с ультрафиолетовой печатью, приложение дополненной реальности, переменные размеры, 2020-2021
Для подготовки этой инсталляции Россин создала несколько виртуальных сцен и персонажей, сохранив и собрав воедино их фрагментарные изображения. С помощью ультрафиолетовой печати они были перенесены на чистые акриловые листы, которые Россин частично нагревала и прижимала к своему телу в различных позах для придания определенных форм. Процесс печати и формовки работ напоминает процесс текстурирования цифровых 3D-моделей и подчеркивает взаимосвязь вещественного (телесного) и виртуального миров. Элементы виртуальных сцен также можно осмотреть с помощью специального приложения дополненной реальности.
Тео Триантафиллидис. Гармония (Seamless). Звуковое сопровождение Диего Наварро. 3х-канальный экран, специальное программное обеспечение, живая симуляция, 2017
В этой компьютерной симуляции жизни показан кусочек мира с ограниченными ресурсами, населенный биомиметическими роботами и дикими животными. Цифровые персонажи взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой в реальном времени. На наших глазах разворачивается череда случайных событий, определенных заранее заданными правилами и параметрами. В виртуальном мире происходят не прописанные заранее встречи представителей разных видов животных и роботов, которые моделируют различные формы взаимного признания и ненасильственного сосуществования.
Помимо новой выставки «Мир на проводе», в настоящий момент в галерее представлена еще одна футуристичная экспозиция – «Будущее передвижений», демонстрирующая передовые решения Hyundai Motor в сфере индивидуальной и коллективной мобильности, а также прогрессивные разработки компании в области водородной энергетики и экологически чистых технологий.
Посетить пространство Hyundai Motorstudio в Москве может любой желающий по адресу: ул. Новый Арбат, д. 21, стр. 1.