Путешествие в Антарктиду: личный опыт
Отправиться в экспедицию к Южному полюсу – для многих это кажется недостижимой фантазией.
Побывать в гостях у милейших пингвинов, полюбоваться белоснежными глыбами айсбергов, преодолеть бурные воды пролива Дрейка и увидеть своими глазами, как о синие воды океана бьют хвостами киты. Кажется, это что-то из области фантастики или прекрасного сна? Именно такие ощущения возникают у всех путешественников, отправившихся в Антарктиду. О своем удивительном путешествии к Южному континенту ОК! рассказала вокалистка московской absolute soul группы SHOO Шуня Балашова. Певица поделилась не только незабываемыми впечатлениями, но и практическими советами.
Поездка в Антарктиду – это звучит странно, и ты сразу же начинаешь представлять себя суровым капитаном в красной шапке и пахнущем рыбой грубом свитере, высматривающем на горизонте синие льды, обнимая маленького милого пингвина.
В наши дни есть несколько компаний, которые целенаправленно и структурированно разрабатывают план поездки в Антарктиду и всю программу туристического пребывания там. Это для тех, кто не является диким туристом и хочет посмотреть на красоту природы, при этом засыпая и просыпаясь в комфорте. Тем не менее, несмотря на то, что на корабле и за его пределами на территории Антарктики вас будет сопровождать целая экспедиционная команда, надо учитывать, что это дикая земля, природа в своем суровом почти первозданном виде и придется подчиняться ее правилам.
Время года - зима
Лучшее время отправиться в Антарктиду – это российская и европейская зима, там как раз будет лето и довольно комфортно в плане погоды. Такая погода даст возможность пройти на круизном корабле там, где зимой может (и то не всегда) пробить себе путь только настоящий ледокол.
Южный город Земли
Прежде чем остаться наедине с синими льдами, придется проделать нелегкий и очень долгий путь в Аргентину, именно в этой стране находится город Ушуайя – самый южный город Земли, из которого ближе всего до заветной Антарктики.
«Край света». Так называют его местные. Пыльная и выцветшая фигура Девы Марии в мутной колбе на деревянном облезшем постаменте встречает странников в порту взглядом, полным мучений. Фоном ей служат товарные контейнеры, словно стеганое одеяло: разноцветные, со швами ржавых подтёков.
Город расположился на невысоких холмах, образовался вокруг тюрьмы, которую построили, чтобы освоить далёкую землю, никого добровольно не привлекающую. Дома разбросаны клочками по суровым складкам гор, соседствуют с гаражами и заколоченными заброшенными магазинами.
Все законсервировалось, будто в прошлом - 30-40 лет назад, не меньше. Или это декорации для съемок фильма о далеком неблагополучном американском городке? Улицы наполняют едва переставляющие ноги псы, оставленные на произвол судьбы семьями когда-то отважившихся попробовать на вкус быт на краю Света.
Пыльные товары в пыльных магазинах, решетки на окнах, рукописные ценники, манекены с ободранными лицами завлекают покупателей костюмами - по ощущениям, в лучшем случае, конца 90-х. По тонким мокрым улицам ездят фургоны и пикапы с затемненными дочерна стеклами, озвучивая печальный пейзаж хрипящей музыкой гуляющей молодежи. Подростки в цветастых ветровках заняли скамейки у церкви, тут же торгуют мелочами, разложенными прямо на земле, на другой стороне дороги на скорую руку исписан граффити и народными рисунками индейский базар.
Главная достопримечательность - тюрьма, а также самый вкусный на Планете краб. Некогда белые пластиковые вывески с улыбающимся задорным крабом или же огромный, с побитыми дождями и снегом клешнями, краб из папье-маше на крыше, или фотообои, изображающие настоящего краба - неважно - все рестораны обречены на успех. Здесь оканчивают свои экспедиции все лайнеры, и прославленное блюдо идет на ура даже в китайской забегаловке «Бамбук», появившейся тут каким-то удивительным и загадочным образом. Именно из Ушуайи мы и отправились в сторону Южного Полюса.
Антарктический dream team
Первым приятным впечатлением стала встреча с экспедиционной командой нашего корабля. Эти ребята действительно влюблены в свое дело и с огромной любовью и уважением к природе сопровождали нас в течение всего путешествия.
В первую ночь, когда мы преодолевали пролив Дрейка, нам показали фильм о том, как лидер нашей экспедиции – Джонатан – будучи еще подростком перезимовал в Антарктиде, проводя научные исследования и наблюдения. Представляете, как надо полюбить это, ни на что на свете не похожее место, чтобы посвятить всю свою жизнь работе там, после года (!), проведенного почти в одиночестве на базе посреди вечных снегов и льдов?
И корабль плывет…
В моих фантазиях путешествие в Антарктиду должно было быть суровым и диким, на корабле, которым океан будет играть, как котенок клубком. Мы будем гордо смотреть с борта на величественные могучие синие льды и вытирать соленые капли с лица… Но, как вы понимаете, все вышло немного по-другому. Сейчас поездки доступны и открыты любому желающему, передвигаемся мы на большом корабле, почти круизном лайнере, правда перед отправлением ты заполняешь подробную медицинскую анкету, указывая все свои «тонкие места», чтобы бортовой врач был в курсе, к чему готовится.
Корабль придерживается эко-концепции. Тут не используют пластиковые трубочки, вместо них – стеклянные. Отходы тщательно сортируются и прессуются прямо на корабле. На сушу ты не имеешь права вынести пластиковую бутылку - компания предоставляет многоразовые фляги и многое другое.
Отношение к животным очень уважительное, ежедневно проводятся собрания о том, как правильно вести себя при встрече с теми или иными видами. А также рассказы обо всех видах, которые мы можем встретить, подробно с картинками и всеми тонкостями.
Всю одежду и обувь на специальном собрании отмывают и пылесосят, чтобы не занести на сушу фрагменты чужеродных культур: семена, листья и пр. Дополнительная чистка происходит перед самой посадкой в лодку, в большом контейнере-корыте. На обратном пути сапоги снова отмываются, и при повторном выходе на берег процедура повторяется снова и снова.
Бурные воды Дрейка
Первое испытание, которое преодолевают все путешественники, положившись на судьбу – это пролив Дрейка, в котором сплетаются в страстных объятьях два океана: Атлантический и Тихий. Это место известно тем, что путники любого возраста и размера, вероисповедания и политических взглядов, терпят поражение в схватке с морской болезнью.
Нам повезло, качка была не сильной, мы вовремя отправились спать, еще не успев ощутить на себе все тяготы этого недуга, и под мерный скрип кренящегося на волнах корабля, в предвкушении первой высадки на берег, заснули, как дети. Когда начинаешь изучать историю открытия Антарктиды, первым шоком становится изображение тех маленьких корабликов, на которых исследователи и мореплаватели пересекали эти бурные воды, наш огромный лайнер и то качало и поднимало на волнах, а этими маленькими «лодками» (в сравнении в современными судами со всеми системами стабилизации), океан просто играл, закидывая то вверх, то вниз.
Первая высадка – станция Камара
Первая высадка дала нам понять, что тревожные ожидания по поводу супернизких температур были напрасны. В это время года на ближайших островах температура редко опускается до -5 градусов. Первой на нашем пути стала аргентинская база Камара, рядом с которой мы и встретили первых пингвинов.
Первая высадка на берег. Звенящая тишина, серо-черная гладь воды. Голубыми лампочками, светящимися изнутри, виднеются небольшие льдины.
Мы плывем, как в глубокой чашке из белого костяного фарфора, на борту лодки «Zodiac», маленькой и беспомощной по сравнению с массивным кораблем, с которого мы только сошли. Вокруг, но, кажется, неизмеримо далеко нас, снега и льды, опоясывающие уютную заводь, а впереди пустынный каменный пляж и суровые, будто брошенные кем-то второпях, постройки. На крышах и по острым верхушкам скал раскинулся мягкий густой туман. Шрамы, оставленные ветром и осадками на стенах Аргентинской станции CAMARA, придавали этому месту еще более зловещую и пустынную атмосферу.
Весь этот вид наводил на сюрреалистическую мысль, что мы проникли в заготовку чьего-то сна, нас здесь никто и ничто не ждет, и наше присутствие крайне нежелательно. Красные куртки нашей группы, как искры костра или бусины с порвавшейся внезапно нитки, рассыпались в разные стороны, заполняя монохромный пейзаж цветом.
А где же снега и льды? Поднявшись на холм, за красным потёртым зданием станции, мы увидели единственную заплатку снега, словно белый лист бумаги, упавший откуда-то с небес на усыпанный круглыми камнями остров. Не так мы представляли себе антарктическую высадку и, конечно, не думали, что воздух будет прогрет до +2, шерстяные шапки будут уныло киснуть под дождем, а один слой термобелья захочется выкинуть в окружающий нас со всех сторон океан.
Но тут мы встретили первых на своем пути пингвинов. И, конечно, забыли обо всех ожиданиях и погодных сюрпризах. Всё встало на свои места. Всего несколько «джентльменов во фраках» передвигались вдоль берега по странным траекториям, спешили по своим делам...
Дресс-код – «Black tie»
Все движения пингвинов казались невероятно неуклюжими, толстые лапки, похожие на сладкий фигурный мармелад, казалось, ранили острые верхушки камней, они то и дело спотыкались и меняли вектор движения, будто камни сами направляли их, куда следует. Вытягивая голову вперед и раскидывая крылья сзади, подобно тому, как делают маленькие дети, когда учатся ходить, они приспосабливают свое удивительное тельце к движению по неровной местности. Они смотрели на нас, а мы - на них, совершенно точно, мы были удивлены гораздо больше. Здесь этих птиц никто и никогда не обидел, поэтому они были близко, даже очень.
После часового подъема по каменным лабиринтам, густо укрытых гуано, утыкаясь носами в флисовый край парки, чтобы хотя бы чуть меньше ощущать стоящий в воздухе, усиливающийся по мере восхождения, смрад, мы добрались до удивительного места - колонии пингвинов Chinstrap. Запах стоял ужасающий, но зрелище того стоило.
Десятки гнезд и высиживающие яйца пингвины, периодически задирающие головы и горланящие песни, к которым подключались пингвины с другого холма и так же громко и ясно им отвечали.
На пути действовало правило: не переходи пингвиний хайвэй. Если пингвин идет близко к тебе или хочет пересечь твою дорогу, остановись и дай ему пройти. Часто длинная вереница группы останавливалась, как вкопанная. Особенно умиляло, когда высокие, в десять или более раз превосходящие птиц по размеру, суровые мужчины, трепетно уступают тропу этим смешным созданиям.
Через несколько дней и несколько высадок к разным колониям разных подвидов пингвинов, конечно, они уже воспринимаются как что-то привычное и перестают так поражать. Потом уже, например, где-то в метро в Москве, спустя месяц тебя вдруг «догоняет» это воспоминание, но уже так тяжело поверить в то, что месяц назад ты видел этих лапочек на расстоянии вытянутой руки.
Само собой, в красоту и чистоту природы когда-то вмешался человек со всеми его интересами и характерными чертами (читай – пороками). Поэтому на белоснежном теле Антарктиды появлялись, в течение всего времени освоения человеком, шрамы в виде забытых баз, затонувших кораблей, уничтоженных видов животных…
Бухта Вильгельмина
Ночи нет, пока ты в Антарктике. Целые сутки небо умеренно серое, как заливка, в некоторых местах сливается со снежными массивами, в некоторых - отрезается острым краем скал и ледников.
Сон среди пелены в 5:30 прерывает голос капитана: извиняется за то, что тревожит и указывает на десятки горбатых китов на нашем пути. Они окружают корабль, двигаются плавно, словно на замедленной перемотке, поднимаются к поверхности воды, величественно погружаются в синий океан, затем и бабочка китового хвоста скрывается в воде. Они не боятся большого судна, порой подплывают так близко, что можно разглядеть их живот и белые полосы на толстой иссиня-черной коже.
Уже днем мы подходим и высаживаемся в китобойной бухте Вильгельмина. Тут в начале XX века люди выбили немыслимое количество животных. Их били и били, ради наживы, больше и больше... Это приносило космические деньги, потом присылали новые корабли, которые были приспособлены еще лучше к убийству китов. Компании обогащались и процветали, выдумывая новые изобретения для более выгодной и быстрой разделки и использования китовьего тела. Всё это продолжалось, пока популяция почти не исчезла.
После того, как утром доверчивые грузные великаны, подплывая близко к кораблю, давали заглянуть себе в глаза, впечатление от бухты было особенно щемящим. Стыд и тишина повисли в густом воздухе. Было слышно, как очень далеко всплывают в глади ноздри кита, выдавая фонтан пара и воды, словно разочарованно вздыхая, а мимо лодки беззвучно проплывало гладкое стекло черного льда.
Вишенкой на этом прогнившем торте стал полузатонувший корабль норвежских китобоев. Смерть этого судна как бы является квинтэссенцией всего, что происходило тут: праздновали очередной удачный поход, пили и гуляли, остановив корабль прямо тут же, где весь сезон убивали и убивали без устали, в разгар веселья кто-то опрокинул лампу, вечеринка закончилась с огоньком, в прямом смысле. Корабль до сих пор торчит ржавым гвоздем в белом теле девственной природы, напоминая о человеке. Единственной пользой можно считать то, что корабль стал домом для сотни птиц.
Впечатления от этого удивительного путешествия у каждого, вероятно, останутся свои: кто-то запомнит и отпечатает в своей памяти огромные айсберги, от которых, то и дело, откалываются и тяжелым грузом обрушаются в безмятежную воду, огромные куски льда, кто-то никогда не забудет смешные мордочки разлегшихся, как валуны, по одному на каком-то из островов, толстокожих котиков и морских леопардов, кто-то будет помнить удивительную остановку в охваченном льдом почти круглый год море Уэддэлла, где нам все же удалось высадиться на океанический лед…
Тает лед…
Всё это другой мир, другие ощущения и какой-то другой ты… Если представится возможность, обязательно отправляйтесь в это уникальное путешествие, кто знает, что ждет нашу Планету в такое непростое время… Льды всё же тают, несмотря на все разговоры о том, что Глобального потепления нет и это все выдумки, люди, тесно связанные с Антарктикой подтверждают, что таянье льдов – не выдумки, кроме того, потоки туристов и относительная доступность такого путешествия для людей в последнее время, играет не лучшую роль в жизни природы Антарктики.
Теперь несколько практических советов. Что брать с собой?
Во-первых, конечно, это фотоаппарат, а также самые далеко бьющие объективы, что вы найдете. Часто на горизонте или вблизи от корабля можно встретить китов, или же отдыхающих котиков или морских леопардов. На телефоне качество снимка из-за приближения будет ужасным, а зеркальный фотоаппарат легко справится с этой задачкой. Так что найдите фотик на дальней полке и смело кладите в сумку.
Непромокаемое… Всё. Все предметы одежды желательно должны быть непромокаемыми. Вы будете много ходить по снегу и залезать в лодки - иногда по колено находясь в воде. Допустим, сапоги вам выдадут на корабле (зависит от компании), а вот о штанах, руковицах, куртках стоит подумать самостоятельно. Одним из важнейших пунктов является непромокаемый рюкзак. Почти все экспедиции передвигаются на надувных лодках, где ваши рюкзаки по правилам безопасности заставят поместить в центр лодки, где нередко копится вода.
Солнцезащитный крем и солнечные очки. Тут все просто – снег великолепно отражает солнце и без этих средств просто не обойтись. Во-первых не удобно, а, во-вторых, просто опасно и для глаз и для кожи
Не берите одну супертеплую вещь, лучше много слоев термобелья. Стиль «капустка» рекомендуют при поездке в Антарктиду. Несколько слоев одежды позволят вам в долгом пешем восхождении, если станет жарко, скинуть пару термоштанов и курточку, а на вершине, где одолевает ветер, допустим, накинуть дополнительный слой.
Бутылка для воды/теплых напитков. На сушу запрещено выносить пластиковые бутылки (понятно, полиция вас не арестует, но лучше не рисковать забыть свою недопитую воду на пустынном острове, ведь пластик – настоящая напасть для дикой природы.
Возьмите с собой книги, какие-то игры или заранее загруженные фильмы/сериалы/обучающие видео. Нам детям интернет-контента почти невозможно представить мир без доступа в сеть, но в пути к заветному южному континенту в проливе Дрейка не будет ни сети, ни, тем более, намека на интернет. Так что, либо будьте готовы остаться с собой один на один, либо вспоминайте все истории из жизни для долгих бесед в каюте, либо подготовьте достойный досуг без использования интернета.