Вся правда об анализе на пищевую непереносимость: что это за тест и кому он необходим?
Beauty-директор ОК! Наталия Филипченко разбирается в том, что такое пищевая непереносимость, чем она отличается от аллергии, где лучше сделать тест и что он даст, а так же рассказывает о своем личном опыте бездрожжевого детокса.
Мы живем в эпоху потребления: гипермаркеты, заполненные едой любого качества со всех уголков земного шара – это одновременно большой плюс и минус нашего времени. По сравнению с продуктовым минимализмом советских магазинов, с их полками, заполненными гречкой и макаронами, даже ассортимент «Пятерочки» покажется фантастическим.
Однако аллергией наши бабушки и мамы страдали гораздо реже, чем наши дети. У нас появился доступ к экзотическим видам продуктов, которых наши предки никогда не пробовали. Это не всегда хорошо, ведь генетическая память коренных жителей средней полосы редко включает креветки, морепродукты и манго с ананасами.
Шито-скрыто
Оказывается, все это очень индивидуально и очень важно. Но понимать это начинаешь только после того, как сталкиваешься с не глобальными, но ежедневными проблемами организма, которые здорово отравляют жизнь. Например, частые недомогания и слабость, головные боли, хроническая усталость, постоянные кожные высыпания, это кишечные расстройства, не связанные с острой инфекцией, нарушения обмена веществ и лишний вес, который не поддаётся коррекции диетами и физическими упражнениями.
В таких случаях можно заподозрить наличие скрытой пищевой непереносимости. У иммунологов это явление известно, как один из видов аллергии, его принято называть «отсроченной аллергией». Это подводная, скрытая часть айсберга, а известная всем классическая аллергия – это уже его вершина, когда болезнь вышла наружу, и мы видим ее проявления в виде классических симптомов: крапивницы, отека с удушьем и даже до аллергического шока. А пищевая непереносимость до поры прячется в самых разнообразных симптомах самого неочевидного происхождения и вызвана может быть, как плохим состоянием кишечной флоры и воспаленных кишечных стенок, так и продуктами, которые не подходят лично вам и поэтому плохо перевариваются.
Для меня, например, такими оказались: шоколад, кукуруза, ананасы и бананы, сельдерей и острый перец. А для кого-то это – лучшие друзья, зато разрешенные мне креветки – у другого в черном списке.
Списков на самом деле три: зеленый, где можно все, желтый – будет можно, но не сразу, и красный – лучше не стоит. У каждого человека список свой, но есть продукты, которые часто попадают под запрет: кофе, дрожжи, сахарный тростник, продукты из коровьего молока и яичный белок. Последнее связано, как ни странно, с детскими прививками и часто встречается у рожденных в СССР - тогда вакцины готовили из живых вирусов, выращенных на яйце (курином эмбрионе) и яичный белок оставался в них в виде примеси.
Всегда на страже
Как по анализу крови понять, что можно есть, а что нет? Наша иммунная система имеет в крови некие «полицейские» белки – антитела, которые сражаются с чужаками: вирусами, ненужными бактериями, грибками, а так же частицами плохо переваренных пищевых продуктов (пищевыми антигенами - пАГ), попадающими из желудочно-кишечного тракта в кровеносную систему, в общем, с присутствием чужого во внутреннем пространстве. Тот продукт, который мы не в состоянии переварить (к примеру, не подходит нам генетически) – частично попадает в кровь, и иммунная система вынуждена реагировать. Она тратит свои драгоценные ресурсы (энергию, кислород, материалы не на то, чтобы защищать нас от болезней, опухолей, преждевременного старения, а на связывание, окисление и выведение из организма, например, микрочастиц перца или креветок. Результат – снижение иммунитета, накопление в тканях отработанных антител с захваченными частицами такого вот пищевого мусора, воспаление в этих тканях и далее по списку.
Основательница компании «Иммунохелс Рус», врач-диетолог Марина Розенштейн объясняет подробнее: «Наша иммунная система – невероятно сложный механизм. Антитела — это громоздкие клейкие белки с огромной молекулярной массой, которые должны буквально «облепить» микроб или пищевую частицу, удержать, окислить ее и вывести из кровотока. Если при хроническом пищевом иммунном конфликте таких связавших «чужака» белковых молекул накапливается в крови слишком много, они делают кровь вязкой, и самое главное, эти отработанные одноразовые материалы оседают и накапливаются в различных тканях (у каждого в своих: в сосудах, суставах, коже, щитовидной железе, слизистых оболочках и пр.) и вызывают системное воспаление (без всякой инфекции). На это воспаление приходят клетки-макрофаги, которые поглощают и перерабатывают эти крупные частицы в мелкий мусор, способный нормально покинуть организм сквозь «почечные фильтры».
Главная сторожевая система, не позволяющая посторонним частицам проникать в кровь, живет вдоль кишечных стенок и называется микробиотой. Это содружество миллиардов микроорганизмов, выстроенных в сложную многослойную систему непрерывного покрытия главной поверхности нашего тела площадью около 300 кв. м. Миллионы лет теплокровные организмы и микробы приспосабливались друг к другу. Представляете, какую работу микробиоте приходится проделывать за «кров и стол»?» Достаточно сказать, что больше 80% пищеварительной задачи выполняется энзимами бактерий. Они синтезируют целый ряд витаминов, гормонов, незаменимых аминокислот и выполняют еще бесчисленное количество функций. Микробиота живет в постоянной внутренней конкуренции. И главные конкуренты – это бактерии и грибки. Стоит нарушить пленку неграмотным приемом антибиотиков, бедной клетчаткой диетой, дать шанс грибам колонизировать поверхности - и вот, жизненно важный защитный барьер повреждён! В кровь через воспаленную рыхлую стенку устремляется из содержимого кишки то, что никогда не должно было туда попадать. Держись иммунная система!
Теперь понятно, как дисбиоз (по-старому дисбактериоз) приводит к синдрому раздраженного протекающего кишечника, откуда проблемы с пищеварением и лишний вес. От состояния кишечной микробиоты зависит и здоровье нашей кожи. Высыпания, аллергии, розацеа, акне в любом возрасте – все это от плохого состояния кишечника и неправильного питания в том числе.
Хищники микромира
Узнать, какие продукты вызывают все эти симптомы и перестать их употреблять, чтобы снять избыточную нагрузку на иммунную систему и, как следствие, избавиться от ряда хронических заболеваний – это логичный шаг. Но, как видите, этого недостаточно.
Дело в том, что состояние нашего организма полностью зависит от того, какими он заселен микроорганизмами. Там где плохо добрым бактериям, обычно вырастают грибы. Это дрожжевой грибок кандида, который способен размножаться со страшной скоростью в благоприятной среде и даже, в виде нитей, прорастать сквозь стенки кишечника, в поисках сахара, которым он стремится добывать прямо из капилляров. Конечно! А вдруг хозяин не будет его регулярно снабжать сахаром и конфетами! В эру антибиотиков, стероидных гормонов, консервантов, генно модифицированных продуктов, ему нетрудно разгуляться. К сожалению, питаясь сахаром, взамен он производит токсичный сивушный алкоголь, кислоту и газовые пузыри брожения.
Личный опыт
В первый месяц после анализа почти всем полагается противодрожжевая диета с пробиотиками и натуральными противодрожжевыми препаратами. Это оказалась непростым испытанием, при том, что я не фанат сладкого, практически не ем мучное. Но когда начинаешь разбираться в составе продуктов, то понимаешь, что сахар или уксус содержится буквально во всем. Практически во всех фруктах (плачущий смайлик). Дрожжи есть в хлебе, алкоголе. Злаки тоже враги, они бродят и создают благоприятную среду для размножения кандиды, а значит никакой овсянки, полбы, перловки, булгура и ржаного хлеба целый месяц, правда гречка, пшено, киноа и дикий рис разрешены. Хорошо, что для этого разработан специальный гречишный не бродящий хлеб! Ок, остаются овощи, мясо, рыба – не так мало. И тут не все так просто: в помидорах, моркови, тыкве и свекле – полно сахара. Про молочные продукты (включая сыр!) можно на время забыть. Кофе – окисляет организм, а нужно его ощелачивать! Он тоже временно под запретом.
Как ни странно первую неделю я перенесла довольно легко – ела овощи и мясо, как собственно и всегда. Хотя без кофе, сыра и помидоров было тяжело. Но на второй неделе началась депрессия – все надоело и казалось постным и невкусным. Хотя я старалась разнообразить меню, но когда овощи нельзя посыпать тертым сыром, а в кислую клюкву положить ложку меда – это, уж простите, ни в какие ворота не лезет. Спасали орехи, тыквенные семечки и кокосовое молоко, с которым я готовила все подряд. Завтрак стал проблемой. Много лет утром я ела овсянку или яйца-пашот с лососем и авокадо. А теперь пшеничный хлеб нельзя, яичный белок тоже, с одним желтком все как-то не так красиво. Про кофе вообще молчу – до сих пор не понимаю, как жить дальше.
Но было и приятное: перестало мучать чувство голода, боли в желудке, вздутие и прочие неприятные вещи, о которых и говорить-то неловко. Исчезли аллергические высыпания. Справиться с однообразным меню помогла книга врача диетолога-нутрициолога Марины Розенштейн и шеф-повара Татьяны Осиповой «Искусство исключения или иммунная диета без паники!», в которой – целых 135 рецептов блюд без вредоносных ингредиентов. Я научилась печь хлеб из зеленой гречки сама, делать хумус и соусы без уксуса, подбираюсь к десертам. Сладкого совсем не хочется, а вот кофе по-прежнему манит. Ждала, когда пройдет месяц бездрожжевой диеты и можно будет вернуться к сыру, хотя бы козьему и овечьему, снова делать салат из помидоров и есть фрукты.
К счастью, Марина разрешила мне вернуть сыр, помидоры и чернику уже через три недели. Жить стало легче, но эйфории не наступило. Видимо за время воздержания я научилась довольствоваться малым и возвращаться к разнузданному потреблению еды уже не хотелось. Я привыкла к тому, что мне легко, что не чувствую переедания и тяжести, что не болит желудок и голова, что после еды не хочется спать. Моя талия уменьшилась на целых 5 сантиметров, но это скорее приятный бонус, чем изначальная цель. Сейчас в меню вернулись многие продукты, даже глютен. Но не ко всему хочется возвращаться и самой. Например, пшеничную муку заменю на полбу, а дрожжевой хлеб – на бездрожжевой.
Важный момент
Анализ на пищевую непереносимость сейчас можно сделать в разных клиниках и даже лабораториях. Различаются они не только ценой, но и количеством тестируемых продуктов и интерпретацией полученных данных, которые делает специалист. А это, по словам Марины Розенштейн, и есть самое важное. Разобраться в показателях, просчитать предельно допустимую концентрацию антител в крови при реакции на тот или иной продукт, понять, что можно считать нормой, а что отнести в красную зону – вот задача, которую каждый врач решает по-своему. В «Иммунохелс Рус» тестируют 111 продуктов – это больше, чем необходимо, и очень аккуратно, и главное – индивидуально(!) выставляют границу нормы и аномалии. Такой анализ дает точные показатели, и основные, самые выраженные реакции, как правило, сохраняются на всю жизнь, а не на ближайшие два месяца, поэтому повторять не всегда требуется.
После сдачи анализа я получила личную подробнейшую консультацию создательницы программы, списки продуктов и инструкцию по их правильному сочетанию, мне помогают советами, могут выслать полезные продукты, вроде гречишного хлеба, ждут на следующую консультацию, когда наконец начнут возвращать то, что временно отняли.
Профессиональные достижения
Услугами «Иммунохелс» пользуются многие звезды шоу бизнеса: подобные исследования и диета, заключающаяся в исключении определенных продуктов, очень помогает спортсменам и актерам, которым нужно похудеть к роли или соревнованиям. Снижение веса происходит быстро, естественно, без изнурительного голодания.
Балерина Илзе Лиепа уже активно внедряет программу здорового питания по методу иммунологического теста в свою «Русскую Национальную Балетную Школу». Там уж точно знают толк в поддержании здоровья.