Елена Север об истории создания премии «BraVo»
2 апреля состоится важное событие — церемония вручения наград 3-й Международной профессиональной музыкальной Премии «BRAVO». Пока имена выступающих, победителей, а также знаменитых гостей, которые обязательно посетят это масштабное мероприятие, держатся в тайне, мы говорим с Еленой Север, соорганизатором и бессменной ведущей Премии.
Елена, расскажите, кто идейный вдохновитель Премии «BraVo»? Считали ли вы создание такого рода премии амбициозной историей?
Премия «BraVo» — это рождение новой культурной традиции. Когда мой муж, Владимир Киселёв, поделился со мной идеей о создании международного творческого проекта, который объединил бы талантливых артистов из десятков стран Евразийского континента, где проживает более трех миллиардов человек, я с большим энтузиазмом и интересом поддержала его. Так родилась Международная профессиональная музыкальная Премия «BraVo», и я стала соорганизатором и постоянной ведущей этой церемонии. Созданная нами премия развивает культурные связи на евразийском пространстве, и проводится она именно у нас, в Российской Федерации. Аналогов нашей Премии в России нет.
На сайте «BraVo» написано, что главный принцип премии — прозрачность выдвижения номинантов. Что это значит, если говорить простым языком? Кто может стать номинантом на премию? Как подается заявка? За кем финальное слово?
Мы создаем объективную картину популярности артистов не на основе личных предпочтений, а по аналитическим показателям, таким как количество проданных билетов на концерты, синглов и альбомов, просмотры на YouTube, популярность песен в радиоэфире и т.д. То есть акцент делаем на информацию, полученную от «мейджоров», таких как звукозаписывающие компании Sony Entertainment, Warner Music и Universal Music, от стриминговых сервисов, а также от профессионалов музыкального бизнеса — программных директоров, музыкальных редакторов и ведущих рейтинговых передач на российских радиостанциях. Ежегодно организаторы премии рассылают персональные бланки, в которые указанные профессионалы собственноручно вписывают претендентов на получение премии. По количеству упоминаний тех или иных артистов определяются победители в каждой номинации. Мы понимаем, кто, когда и на протяжении какого времени популярен в эфире, о ком чаще других упоминали в интернете. И эти исполнители заслуженно получают Премию. Заявка исполнителями не подается. Премия профессиональная, а значит, победителей выбирают профессионалы медиабизнеса лично. Продюсер не может номинировать своего артиста и сам же за него проголосовать. Также артист не может номинировать сам себя или своего продюсера.
Каким образом вам удается привлекать к этому мероприятию звезд мирового масштаба?
Я могу с уверенностью сказать, что сегодня самые яркие западные звезды поддерживают премию «BraVo» благодаря нашим личным контактам и дружеским отношениям с ними. Они приезжают не только для выступления на концертах, но и непосредственно награждают победителей премии. Хочу сказать отдельные слова благодарности Министерству культуры РФ, а также Государственному академическому Большому театру России в лице Владимира Георгиевича Урина за поддержку в организации и проведении международной музыкальной Премии «BraVo».
Премия состоит из двух блоков — в сфере классического искусства и в области популярной музыки. Чем должны отличаться между собой эти истории? На какую публику рассчитаны оба блока?
Многие международные премии смешивают классическое искусство и популярную музыку, для того чтобы сэкономить на проведении церемонии и уложиться в один день. Зная, что ведущие классические исполнители выступают категорически против участия в концертах популярной музыки, во избежание смешения стилей мы специально разделили Премию на два дня, ведь у каждого направления своя аудитория. Церемония награждения, посвященная классической музыке, проходит на Исторической сцене Большого театра, и «BraVo» — фактически единственная Премия международного масштаба, проводимая в этом легендарном театре. Зрители очень ценят человечность, а не коммерческий холодный расчет. Мы вручаем Премию даже тем, кто не смог лично приехать на церемонию по каким-либо причинам. А специальными наградами мы отмечаем великих деятелей искусства, которые ушли из жизни. Одним из трогательных моментов церемонии был трибьют, посвященный ушедшей из жизни Монсеррат Кабалье в исполнении ее дочери — Монсеррат Марти. Во время вручения ей статуэтки «За вклад в мировую музыкальную культуру» зал стоя почтил память оперной дивы аплодисментами. А одна из Премий была посвящена оперному певцу Дмитрию Хворостовскому, который скончался в возрасте 55 лет. Уникальный номер подготовила Суми Чо — известнейшая оперная певица из Южной Кореи. Это была дань уважения и признательности великому певцу за его пластинку «Верди. Риголетто». Премию за сына получили родители Хворостовского — Людмила Петровна и Александр Степанович.
Одна из миссий премии — поддержка молодых талантов. Можете назвать самых ярких участников и победителей, с которыми вы до сих пор сотрудничаете? Следите ли вы за юными дарованиями уже после конкурса?
Мы представляем молодые таланты широкой публике на церемонии Премии, отмечая их творчество наградой. Например, в 2018 году мы награждали Ивана Бессонова, российского пианиста, победителя классического «Евровидения-2018». Незабываемое впечатление на гостей Премии произвела невероятно талантливая юная певица из Казахстана Данэлия Тулешова, а молодые дарования, победители Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица», выступили на сцене Большого театра и получили награду из рук легендарной Анны Нетребко. Со всеми победителями мы поддерживаем постоянные контакты. Кстати, Иван Бессонов в этом году вновь выступит на церемонии в Большом театре.
Какие самые яркие моменты вы можете назвать за всю историю «BraVo»? Было ли что-то на предыдущих церемониях настолько мощное, что сделать еще круче — это вызов для всей команды?
Для меня как продюсера и организатора различных мероприятий абсолютно естественно, что работа над любым проектом становится вызовом. Собрать таких звезд, как Витторио Григоло, Анджела Георгиу, Алессандро Сафина, выдающихся оперных исполнителей Венеру Гимадиеву, Владислава Сулимского, Богдана Волкова очень непросто: они все востребованы, и их график нужно согласовывать чуть ли не за год! Зрители премии «BraVo» увидели мировых звезд первой величины: Хелен Миррен, Джона Траволту, Хосе Каррераса, Анну Нетребко, Энди Гарсия, Венсана Касселя, Рода Стюарта. На Историческую сцену Большого театра выходили enfant terrible мирового балета Сергей Полунин, который представлял авторский номер Take Me to Church, и прима Большого театра и миланского «Ла Скала» Светлана Захарова, впервые исполнившая на российской сцене отрывок из балета «Караваджо» в дуэте с Якопо Тисси. Мне бы не хотелось сравнивать и давать оценку, какая церемония лучше или ярче. Моя цель — чтобы каждая следующая становилась по-настоящему открытием и оставалась в памяти зрителей и участников своей неповторимостью.
Кстати, о названии. Почему «BraVo»? Были ли другие варианты?
Исторически так сложилось, что криком «браво!» зрители выражали свою похвалу лучшим артистам. Когда мы размышляли над названием, то пришли к выводу, что хотим выразить свое признание самым выдающимся исполнителям от лица миллионов зрителей и слушателей и отметить их заслуги.
В прошлом году премия была отменена по понятным причинам. Планируется ли в этом году двойной масштаб? Что готовите для зрителей и участников?
Несмотря на все сложности, которые связаны с пандемией, мы всё же сможем в этом году представить зрителям нашу премию, но в несколько адаптированном под необходимые условия варианте. Как и прежде, мы отметим достижения артистов как в области классической музыки, так и популярной. Одно могу гарантировать: как и ранее, церемонии пройдут на высочайшем уровне, с участием действительно самых признанных артистов. Недаром Премия «BraVo» в кругах профессионалов и ценителей является одним из самых ожидаемых культурных событий года.
Вообще, как вам кажется, сейчас еще реально чем-то удивить искушенного зрителя?
Вы правы, удивить искушенного зрителя сегодня непросто. Но нам это ежегодно удается! Мы делаем всё, чтобы наша церемония не была затянутой и скучной. Мы, как организаторы, вкладываем много сил, креатива и энергии, чтобы подготовить насыщенные и интересные номера. В свою очередь, я, как ведущая, со своим соведущими стараемся держать динамику и внимание зрителя. После церемонии награждения в Большом театре мы ужинали с Джоном Траволтой, и он сказал, что принимал участие в большом количестве премий в силу своей профессии, но эта — одна из лучших церемоний. И я слышала подобные слова и от других гостей Премии «BraVo». Также очень приятно было услышать комплименты от Хелен Миррен в мой адрес как ведущей церемонии.
Какими бы словами вы сами охарактеризовали «BraVo»?
Я могу это сравнить с целым миром, потому что «BraVo» затрагивает музыку всех направлений и жанров, привлекает самых ярких звезд и уже известна далеко за пределами нашей страны. У премии, несомненно, большое будущее. Она вдохновлена лучшими и никого не копирует, что, как сказал в своем приветствии гостям и участникам Премии «BraVo» президент нашей страны, «позволит ей занять достойное место
в календаре значимых событий в международной культурной и общественной жизни».