Евгения Белецкая
30.05.2021 16:05
Звезды

Манижа: «Я поняла, что устала спотыкаться о собственные комплексы»

В интервью ОК! певица рассказала о выступлении на «Евровидении», честности перед собой, отношении к критике, своей сексуальности и многом другом.

Фотография: Фотограф: Иван Пономаренко

Интервью с Манижей мы запланировали заранее — после ее выступления на открытии турнира по керлингу Arctic Curling Cup 2021 в Дудинке (Красноярский край), куда она вместе со своей командой отправилась, едва переведя дух после «Евровидения». Она, конечно, выступала с тем же номером, который вызвал столько разговоров и хейта в последние месяцы. В информационной войне, которая сейчас развернулась, был опасный момент — артистка могла отказаться от комментариев любого рода. Скандал с телеграм-каналом она будет обсуждать с юристами. ОК! же Манижа дала честное и очень теплое интервью.

Во-первых, хочу тебе сказать большое спасибо, потому что ты сделала офигенный номер, выступила максимально круто, я, признаюсь, давно так не гордилась нашей страной на этом конкурсе. Но твоя песня настолько честнее и интереснее «формата» «Евровидения», что ее вообще было сложно оценивать в этих рамках. И, на мой взгляд, она немного не на ту публику, которая оценивала выступающих. Хотя я понимаю, зачем тебе это было нужно и какая задача у тебя стояла. Жаль, это понимают не все.

Я свою цель выполнила на все 150 процентов.

Ты же приехала туда не за победой, правда?

Я приехала туда с другой целью. Если бы я приехала туда за победой, то я бы приехала в коротком серебряном платье. Я абсолютно точно изначально понимала, что не являюсь фаворитом, я прекрасно понимала, какая аудитория смотрит. Мне кажется, ты немножко недооцениваешь ту аудиторию, потому что важно обратить внимание именно ЭТОЙ (подчеркивает) аудитории на те сообщения, о которых я говорю на сцене, потому что их больше. И в процентном соотношении об этом месседже узнало больше людей, потому что для людей думающих, людей, которые уже давно подписаны на меня в инстаграме, он не откроет ничего нового. А мне было важно говорить с теми, кто где-то не готов к этому диалогу, где-то только начинает вникать, а где-то даже радикально против этого диалога. Мне было интересно общаться с такими людьми. Мне кажется, в дискуссии возможно менять и трансформировать общество к лучшему.

У меня почему-то всегда было ощущение, что ты всегда идешь немножко «против шерсти», но ты идешь на это осознанно. Или это просто так получается?

Я не могу сказать, что это осознанно. Осознанно — это делать то, что точно мне нравится, что мне комфортно. Не всё является для меня комфортным, именно поэтому со стороны кажется, что я специально иду «против шерсти». Потому что не существует единого пути, по которому всем одинаково комфортно идти, я это просто транслирую громче, чем все остальные.

Почему?

Потому что я знаю, что можно добиться успеха, не изменяя себе.

То есть твой посыл — не врать себе?

Абсолютно не врать. Мне важнее, с какими мыслями я остаюсь наедине. Если я себя обманываю, то не смогу этого делать. Я просто другой формации человек, меня так воспитывала семья всегда, что надо быть честной, надо отвечать за свои поступки, нужно понимать, для чего тебе нужна популярность: не только для вкусного ужина (смеется) и хороших интервью, а еще — чтобы понимать, что ты делаешь что-то полезное для общества. У меня вокруг много примеров людей, которые так поступают, так живут, и, может, они не гиперпопулярны, но я их безумно уважаю, и они являются частью моей жизни и моим вдохновением.

Ты меняешься — и меняются твои приоритеты, возможно, меняется твое мнение. В связи с этим меняется ли твое творчество?

Творчество = путь человека. Мы все меняемся каждый день: хотим мы этого или нет, любые события на нас влияют. Так как я творческий человек, я очень тонко чувствую мир, с головой погружаюсь в какие-то проблемы, в какие-то радости, поэтому безусловно — да, на меня влияет жизнь и меняет меня и мое творчество.

Как на тебя повлияло «Евровидение», как оно тебя изменило?

Я стала в тысячу раз сильнее. Я еще лучше поняла, что мне нравится. (Смеется.) Я благодарна себе, благодарна своей команде, что все эти три месяца мы работали как настоящие профессионалы, потому что мы действительно настоящие профи и любим то, что делаем.

Вот этот вопрос о том, что ты делаешь, что любишь, что считаешь нужным, ты не врешь себе, — он правильный. Но когда он встречает критику, негатив, скажи, тебя это ослабляет или закаляет?

Я нормальный человек, меня это задевает. Но сегодня я нахожусь в Норильске, а вчера мы ездили в Дудинку — выступали на открытии турнира по керлингу Arctic Curling Cup 2021. И уже на обратном пути, когда должны были возвращаться, ко мне подошла женщина, ей 74 года, она старшая в их семейном клане и такая главная шаманка в семье. У нее очень мощный взгляд. Она вообще вся такая с золотыми зубами, с глубокими морщинами, светлыми глазами и азиатскими чертами лица — и в ней сразу видна какая-то невероятная сила. Она на меня так смотрела, а потом сказала очень важные для меня слова, что она гордится тем, что живет в этой стране, благодаря мне. Она сказала такую фразу, которую я бы никогда не произнесла себе лично, и мои близкие никогда бы так не сказали, потому что мы по-другому смотрим на то, что делаем. Она мне сказала: «Никто еще никогда не пел о русских женщинах так, как ты это сделала».

А ведь это правда.

И когда мне это говорит женщина 74 лет в Дудинке просто на улице, тут же рядом с ареной небольшой импровизированный аутентичный рынок — какие-то чумы, шкуры, украшения из бисера, небольшой загон с оленем — всё немного нереальное, какое-то сказочное… и вот в этой «обстановке» для меня звучит это самая высшая похвала. 

И вся критика в этот момент превратилась в дым.

Именно поэтому я не так реагирую на замечания, благодаря таким ситуациям, потому что я понимаю, что моя цель больше. Это тяжело — выслушивать, видеть, чувствовать отношение людей, которые пишут это всё. Я встретила огромное количество лицемеров на своем пути, поняла, как мало тех, кому можно доверять. Но точно знаю, что обычные, простые жители нашей страны...

…им не соврешь.

Да, им не соврешь, они очень четко понимают, где правда, а где ложь и перебор. Эта женщина абсолютно искренне меня обняла потом. Для меня это мотивация на еще большие поступки. Она еще сказала, что очень важно, что я отражала всю культуру нашей страны. И забавно, но тут, на Таймыре, всего за день я в этом убедилась — увидела многие элементы, которые были в номере, в том числе на моем платье. Это так прикольно — видеть эти чумы, у меня платье само как чум. (Смеется.) Она сказала такую вещь: «Мы гордимся, что ты вышла на сцену в закрытой одежде. Ты не продавала себя телом, ты не продавала себя сексуальностью». Хотя это круто, когда женщина сексуальна.

Ты сексуальна.

Да, я считаю себя сексуальной. Просто сексуальность, мне кажется, она откуда-то отсюда выходит, изнутри...

На кончиках пальцев.

Конечно, она в глазах, в посыле, в голосе — не только в одежде. Мне было приятно, что вот эти взрослые женщины, которые много чего видели, они мне сказали такую вещь: «Маниж, спасибо, что ты не оголялась ради того, чтобы получить какое-то место».

Мы сейчас с тобой, в принципе, говорим о том, что успех всегда сопровождает зависть.

Конечно. Зависть — это то чувство, которое присуще всем, и мне оно тоже присуще. Были моменты в моей жизни, когда я завидовала людям.

Кому и чему?

Я не могу конкретизировать, но это были разные люди, а чувства — одни и те же. Я пыталась копаться, откуда эти чувства, они были внутри меня по отношению к своей личности — это нелюбовь к себе. Нелюбовь в смысле ощущения, что ты слабее этого человека, в чем-то хуже. Да, есть на земле люди, которые лучше тебя. Да, есть люди, которые побеждают, есть люди, которые не побеждают, но это не делает их неуспешными в своем деле, в своей жизни. Я могу сказать, что та злость, с которой я столкнулась, она во многом связана с тем уровнем жизни, с которым людям приходится сталкиваться, с теми сложностями. Конечно, я могу раздражать: людям кажется, что это история про «золотую рыбку», которую мне удалось поймать, но это не так. Совсем не так. Я знаю цену своего пути и знаю, как это было сложно не только для меня, но и моей семьи. Для беженцев из Таджикистана прийти к тому, что сегодня мы имеем, — это про кровь и пот. Я не должна сидеть и оправдывать свой путь. Мой путь таков. Если люди испытывают зависть, я предлагаю им обратить внимание на себя и понять, почему они ее испытывают, потому что ключ к проблеме — не в человеке... Человек — это лишь триггер, а внутреннее состояние — это причина.

А ты всегда задаешь вопрос себе, если что-то происходит не так? Ведь любая наша реакция и любое наше мнение больше показывают нас. Вот когда ты пришла к тому, что надо обращаться к себе? Сейчас много можно говорить о твоих критиканах — но бог бы с ними.

Я думаю, что выгляжу с виду очень сильной, но внутри я очень открытый человек. Если бы у меня не было тыла за спиной в виде моей семьи, моей команды, моей поддержки, я точно знаю, что за эти три месяца сошла бы с ума, потому что можно было обезуметь от количества хейта, прессинга, давления, ответственности. Я срывалась, мне было плохо, мне было страшно. Но я рада, что всё произошло как произошло, потому что благодаря всем этим страхам, благодаря поддержке семьи мне удалось совладать с собой и на сцене быть на 200%, в чем я точно уверена. Я поняла, что устала спотыкаться о собственные комплексы, — хватит. Если я не могу преодолеть их на сцене, тогда кто за меня это сделает, кого я буду винить в плохом выступлении? Кого?

Сегодня инстаграм — это же рупор любого артиста. Насколько ты взвешиваешь слова в передаче своих принципов?

Я отвечаю за каждое слово. Если посмотреть, что я публикую, то не могу сказать о себе, что я токсичная. Я за собой этого не замечаю. Если я кого-то задела или обидела, приношу извинения. В целом я считаю, что за любой рупор (а он есть у очень многих сегодня) нужно нести огромную ответственность. Именно поэтому, когда я высказываюсь или создаю какой-то свой манифест, мне важно учитывать ту степень ответственности, которая на мне лежит. Я не делаю творчество для удовольствия, если у меня его нет. Для меня творчество — способ менять мир.

Маша Миногарова рассказывала мне в интервью недавно, что однажды она хотела своим постом попросить людей «о мире во всем мире», у нее была просьба к подписчикам: «Давайте не будем критиковать, хотя бы один день не будем никого критиковать». С чистой душой, с правильным посылом обратилась к своим подписчикам, а там начался обычный срач: кто-то согласился, кто-то был категорически против — пошла война в комментариях. Она тогда подумала, зачем вообще начала это всё и написала такой пост с благородным посылом.

Но это не делает этот поступок неблагородным. Она создала дискуссию, что проблема большая, что надо работать над ней еще больше. То же самое, что случилось со мной, — это не вызвало у меня ощущения: «Ой, всё, как я могла». Я сделала всё правильно и еще раз в этом убедилась, убедила очень многих людей. В нашей стране (да и не только в нашей) существует огромное количества сексизма и неприятия. Над этим надо работать не только одной песней на «Евровидении» или интервью, или фейковыми новостями, а очень большим количеством времени, жизнями. Не все готовы рисковать, не все готовы класть свою жизнь. Люди любят сейчас делать вид...

Да. Это модно. Но ты не делаешь вид. Спасибо тебе за это большое. 

Спасибо!