12 новых фильмов для влюбленных во французское кино
9 декабря состоится премьера французской социальной комедии «Мажоры на мели» Николя Кюша. По этому случаю ОК! составил подборку самых интересных французских кинопремьер — недавних и будущих.
«Происхождение мира», Лоран Лафитт, 2020
Комедия Лорана Лафитта рассказывает о Жане-Луи, сердце которого неожиданно перестает биться, а тело, несмотря на это досадное недоразумение, продолжает функционировать. Разуверившись во всех возможных рациональных причинах подобного, бедолага обращается к Марго, медиуму с потусторонним миром, которая находит неожиданный выход из ситуации — чтобы не умереть Жан-Луи должен привести к ней источник своего происхождения, то есть маму, которую давно не видел.
Название фильма отсылает к знаменитой картине Гюстава Курбе, натуралистически трактовавшего понятие происхождение мира, изобразив на ней обнаженную женщину. Для Лафитта, прежде известного в качестве актера, эта игривая и слегка плутовская комедия стала дебютной в качестве режиссера.
«Счастливо оставаться», Альбер Дюпонтель, 2020
По французской традиции режиссер фильма, в данном случае Альбер Дюпонтель, сам написал к нему сценарий и снялся в одной из ролей. Авторская трагикомедия забрала целых шесть призов на прошедшей в марте премии «Сезар» и позволила блеснуть в главной роли Виржини Эфира, отметившейся еще и в недавнем «Искушении» Пауля Верхувена.
По сюжету, она играет Сюзи, которой ставят смертельный диагноз. Перед смертью она во что бы то ни стало хочет увидеться с сыном, от которого отказалась в молодости. А помогать ей в этом буду двое чудаков — обезумевший от бюрократии мелкий чиновник Жан-Батист (его сыграл сам Дюпонтель), случайно выстреливший в коллегу, и незрячий месье Блин (Николя Марье).
«Маленькая мама», 2021, Селин Сьямма
Неожиданно легкая и воздушная история от любимицы Канн Селин Сьямма, чей «Портрет девушки в огне» получил в 2019 году приз за лучший сценарий и квир-пальму в придачу.
В «Маленькой маме», несмотря на то, что это по-прежнему почти исключительно женский фильм (мужских персонажей в нем практически нет) в отличие от предыдущих работ Сьямма современной квир-повестки нет. По сюжету восьмилетняя Нелли, отправляется после смерти бабушки с мамой и папой в старый семейный дом. Там, гуляя в лесу, она встречает такую же маленькую девочку Марион и осознает, что угодила во временную петлю и перед ней ее еще маленькая мама. Трогательная и живая история.
«Аннетт», 2021, Леос Каракс
Ставший культовым еще при жизни Каракс снимает по фильму раз в десять лет и выход каждой новой ленты критики предвкушают как дети новогодние каникулы. Всё время разный Каракс неизменно удивляет, пряча в своих оторванных от общих фестивальных тем работах, личные переживания.
На этот раз французский режиссер поставил весьма своеобразный мюзикл на музыку группы Sparks о любви и смерти красавицы и чудовища — циничного комика Генри МакГенри (Адам Драйвер) и прекрасной оперной дивы Энн Дефрасну (Марион Котийяр) — и их маленькой дочке Аннетт. Еще один фильм-исповедь, в котором любовь проигрывает тщеславию, от одного из самых самобытных режиссеров Франции.
«Тайна Сен-Тропе», 2021, Николя Бенаму
Очень во французском духе снятая эксцентричная комедия положений с очередным неловким детективом в центре сюжета. На вилле в Сен-Тропе происходит убийство и к несчастью ее обитателей им на помощь спешит детектив Жан Буллен, чья некомпетентность может граничить только с самомнением.
«Старая ищейка» прикидывается дворецким, чтобы не встревожить преступника, который, кажется, промахнулся в первый раз мимо цели, убив не того. Горе ему — ведь Буллен настороже! В главных ролях снялись Кристиан Клавье («Пришельцы», 1993), Бенуа Пульворд («Новейший завет», 2015), Жерар Депардье («Холодные закуски», 1979), Росси де Пальма («Женщины на грани нервного срыва», 1988), Тьерри Лермитт («Откройте, полиция», 1984) и Венсан Дезанья («Коробка», 2003).
«Всё прошло хорошо», Франсуа Озон, 2021
Прошедший относительно незаметно на Каннском кинофестивале фильм Франсуа Озона рассказывает об медленно угасающем Андре (Андре Дюссолье) и его женщинах. Дочерях Эмманюэль, Паскаль (Жеральдин Пайя), жене Клод и страховом агенте, призванному уладить все бюрократические формальности перед его эвтаназией. Медленная картина о сложных взаимоотношениях в семье, вдохновлена историей Эмманюэль Бернейм, сценаристской, работавшей с Озоном в прошлом, которая написала о трудном прощании с отцом книгу.
Озон делает одну вещь в кино, возможно, лучше всех в мире — потрясающе снимает женщин. В новом фильме кадр между собой делят вечно молодая Софи Марсо, неувядающая Шарлотта Рэмплинг и Ханна Шигулла. А еще вдумчиво говорит о смерти, как в «Время прощания» (2005), «Под песком» (2000). «Всё прошло хорошо» впервые за долгое время совмещает два этих элемента.
«Мажоры на мели», Николя Кюш, 2021
А вот и «виновник торжества» — комедия Николя Кюша о семействе Бартеков. Отце Франсисе (Жерар Жюньо) — богаче, сколотившем состояние с нуля, и трех его детей: Филиппе (Виктор Артус Соларо), предлагающим один безумный бизнес-проект за другим вместо того, чтобы помогать отцу, высокомерной Стелле (Камилль Лу), которая вот-вот выйдет замуж за охотником на наследство, и любвеобильном Александре (Люка Мельява), вместо учебы совращающим жену и дочерей декана. Их таких разных объединяет одно — никто из них не работал ни дня.
На праздновании дня рождении правда о избалованности и незрелости собственных детей приводят бедолагу Франсиса к сердечному приступу, а тот в свою очередь к мысли о том, что надо что-то менять… наутро дети узнают, что их карты заблокированы, в дом врывается полиция, которая разыскивает их за финансовые махинации и им приходится прятаться в самом ужасном для жителя Монако месте — Марселле.
«Суперзвезда», Брюно Дюмон, 2021
Режиссер Брюно Дюмон известен как автор жестоких, провокационных в определенной степени драм. Такими были «Человечность» (1999) и «Двадцать девять пальм» (2003), сделавшие ему имя. Однако, в «Суперзвезде» впервые в его карьере появляется другая интонация — ироническая, впрочем, приговор французскому обществу от этого мягче не становится.
Важно, что в оригинале фильм называется просто «Франс» — это имя главной героини и, как вы понимаете, страны. Франс де Мер (переводится примерно как «да пребудет Франция») в исполнении Леа Сейду — популярная телеведущая, шоу которой бьет все рейтинги и готовая на всё ради сенсации, сама становится жертвой вездесущих СМИ. Брюно то ли смеется, то ли оплакивает судьбу своей страны.
«Париж, 13 округ», Жак Одиар, 2021
Жак Одиар, снимающий то вестерн («Братья Систерс», 2018), то криминальную («Пророк», 2007), то социальную драму («Дипан», 2015) представил в этом году непривычно легкий черно-белый фильм, который за «высокохудожественность» и стройность кадра хочется назвать картиной.
Сюжет ее прост и не изобретателен — Эмили влюблена в Камиля, Камиль в Нору, Нора в неизвестную ей стримершу. Легонький фильм о чудесной поре внутренней свободы и бесконечного поиска себя с летающей над 13-м округом Парижа камерой. К слову, в работе над сценарием Одиару помогала Селин Сьямма.
«Титан», Жюлия Дюкорно, 2021
Триумфатор 74-го по счету Каннского кинофестиваля, завоевавший на нем Золотую пальмовую ветвь. Боди-хоррор Жюлии Дюкорно, известной по фильму «Сырое» (2016), явно вдохновлен ранними работами Дэвида Кроненберга и прежде всего его «Автокатастрофой» (1996).
По сюжету, который, разумеется, не стоит воспринимать буквально, юная Алексия попадает в детстве в аварию, в результате которой ей вставляют титановую пластину в череп. Повзрослев, она начинает испытывать влечение к машинам и беременеет от одной из них.
Новый взгляд на древнегреческий миф о Титанах, критика современного технократического общества — из фильма Дюкорно можно извлекать смыслы до бесконечности.
«Агент 117: из Африки с любовью», Николя Бедос, 2021
Продолжение приключений незадачливого агента французской разведки Юбера Боннисера де ла Бата — своеобразного ответа Джонни Инглишу — носящего кодовое имя «117». На этот раз он отправляется в Африку, чтобы отыскать пропавшего коллегу, агента 1001 (Пьер Нине). В отличие от первых двух фильмов франшизы, снятых Мишелем Хазанавичусом («Артист», 2011), третью часть поставил актер и режиссер Николя Бедос («Он и она», 2017).
Неполиткорректные шутки, высмеивающие ограниченность французов и обаятельное дуракаваляние Жан Дюжардена, совмещающего съемки у Скорсезе с исключительно незатейливыми комедиями, прилагаются.
«Эйфель», Мартин Бурбулон, 2021
Байопик, посвященный создателю главного символа Франции, Гюставу Эйфелю (Ромен Дюрис) и трудностям, с которыми он столкнулся при ее возведении. Впрочем, режиссер и соавтор сценария Мартин Бурбулон позволил себе некоторые допущения, соединив документально подтвержденную часть — строительство башни — с вымышленной романтической линией. По замыслу Эйфель решился на возведение только ради своей любви к Адриене Бурже, с который действительно был помолвлен за несколько лет до этого. К слову, Адриену сыграла двуязычная актриса Эма Маки, известная по сериалу «Половое воспитание».