Лиля Москвина
05.03.2022 10:03
Звезды

Соня Карпунина: «Режиссура — это как работа психотерапевта»

Режиссер и сценарист фильма «Хочу замуж» — Соня Карпунина называет эту картину своим третьим ребенком. Прокат начался 3 марта, и к этой дате она шла не самыми простыми шагами. Мы поговорили с Соней о том, почему пришлось ждать целых пять лет, о личных трансформациях, памятном подарке из космоса от мужа, режиссера Клима Шипенко, и необычных именах детей.

Фотография: Илья Вартанян

Cоня, начнем с девичьего — с бриллиантов. Расскажи, пожалуйста, что это за интересная история: Клим, когда летал в космос, брал с собой серьги Mercury, которые подарил тебе и Клементине.

Есть такая традиция: космонавты берут с собой украшения — крестики, обручальные кольца свои или кого-то из близких. Так что это не то чтобы Клим придумал. Космонавты берут что-то близкое-дорогое, чтобы эта вещь побывала на орбите, зарядилась космической энергией, а потом жены, дети и родственники космонавтов носят эти предметы. Клим брал с собой наши обручальные кольца, кольца родителей, даже нянин крестик побывал на орбите. Еще он брал с собой фотографии — там на них ставят печать «побывало на космической станции», так что у нас есть несколько таких фото. Он еще рисунок Клементины брал с собой, но печать забыл поставить. Но еще ему хотелось сделать нам такой памятный подарок, и он говорит: давай мы специально купим что-то для вас, чтобы это побывало в космосе.

То есть серьги вы вместе выбирали? 

Мы ездили вдвоем с Клементиной, первой выбирала она, конечно же. Она сразу влюбилась в сердечки с желтыми камнями: там были разные цвета — зеленый, синий, розовый, но Клементина четко остановилась на желтом. Девчонки-консультанты говорят: правильно, желтый — сейчас самый тренд. Клементина, естественно, как всегда, на волне. А я выбрала вот эти (показывает), тоже желтые, они мэтчатся 
с теми, что у Клементины. 

И каково это — носить такие космические серьги?

(Улыбается.) Знаешь, у космонавтов есть такое понятие — «укладка», определенная технология упаковки груза. Всё, что Клим брал на МКС и привез обратно, было упаковано в специальные герметичные пакеты. Он сказал: когда будете открывать, обязательно понюхайте... космос. В этих пакетах был настоящий космический воздух. И мы так сгруппировались, открыли самый большой пакет и услышали космический запах с таким металлическим привкусом. Клим сказал, что такой воздух на МКС, ни с чем его не спутать.

Вообще, Сонь, скажи, для тебя вся эта история с космосом — космос, да?

Ну... Я знала про проект «Вызов» давно, примерно за год до того, как это стало известно в прессе. Проект готовился, всё это обсуждалось, долго было непонятно, насколько всё реально или нереально. То есть было время свыкнуться с этой мыслью и принять как факт.

Слушай, ну всё равно, мне кажется, к такому невозможно подготовиться. Ты вместе с детьми ездила на Байконур — это же не на самолет мужа посадить. Волнение было колоссальное? 

Да-а-а. Я вообще была в таком пограничном состоянии, накануне был досъем «Хочу замуж», три смены подряд и финальная 20-часовая. После последней смены я поехала домой, прилегла на 40 минут, встала, взяла чемодан и детей и поехала в аэропорт. Когда я прилетела на Байконур, состояние было как во сне. Буквально. Всё это, конечно, мозгом очень сложно осознать. А эмоции — от восторга до ужаса. Весь спектр. Мне кажется, эмоционально гораздо проще самому полететь в космос, чем тут, на Земле, ждать. Ждать — это вообще самое сложное. 

У вас же была какая-то связь?

На МКС есть спутниковый телефон. Клим звонил. Самое забавное, что сейчас иногда, когда мы с Климом где-то вместе находимся, ему звонит Антон Шкаплеров, командир МКС, — у него бывает время свободное, ему хочется с Климом поболтать. У наших знакомых, которые все эти телефонные разговоры наблюдают, шок самый настоящий. Я-то уже к этому привыкла, а людям это трудно осознать: как? прям оттуда? 

У тебя хорошее чувство юмора, ты вообще такая цельная, как мне кажется. Но то, что происходило после возвращения Клима (я имею в виду мнения диванных критиков, волну хейтерства в адрес Клима и Юлии Пересильд), не могло же не задеть? 

На самом деле это началось не по прилете, а было еще до отлета. Причем у Юли и Клима на страничках такого не было, у них комменты были положительные, очень много было негатива под постами новостных порталов: все знали, кого надо было отправить вместо них, куда потратить эти деньги... Про деньги, кстати, очень правильно говорил Клим, что это не их с Юлей решение, они были нанятыми людьми: не наняли бы их — наняли кого-то другого. 

Я не про деньги даже. Я про ваше личное отношение к этой психологической атаке. 

Клим — рациональный человек, он очень спокойно на это реагировал, у него есть своя позиция, которая является для него внутренней правдой. Когда его пытаются в чем-то обвинить или задеть, он неуязвим, он очень в себе уверен в хорошем смысле. А у меня есть только один вопрос: а кто пишет все эти комментарии? Мне кажется, счастливому человеку, живущему полноценной жизнью, не придет в голову писать всякую ерунду. У меня, конечно, вызывало некое недоумение, когда была какая-то критика в мой адрес: оказалось, каким-то неведомым людям виднее, как я должна выглядеть, вести себя и одеваться... Но я понимаю, что лично ко мне эти комментарии не имеют никакого отношения, это больше про тех людей, которые это пишут. Меня это изумляет как некое явление, скажем так. 

И это правильная позиция. 3 марта в прокат вышел фильм «Хочу замуж». Очень важная для тебя история, выстраданная, долгожданная. В инстаграме ты даже назвала этот фильм своим третьим ребенком. И правда, ведь после выхода твоего дебютного фильма «Всё просто» прошло десять лет. Чего ты так долго ждала? Ты же сама себе сценарист.

У меня были какие-то проекты, я писала сценарии. Но всё приходит тогда, когда нужно. Наверное, я просто не была готова. Синопсис этого фильма был написан пять лет назад. Летом 2018 года мы первый раз запустились, всё подготовили и были готовы снимать. Но фильм заморозили за неделю до съемок. Для меня это был удар, конечно. 

Заморозили по каким причинам? 

Ты знаешь, на самом деле фильм просто не складывался. Так бывает.

Тогда и каст был другой?

Всё было другое. Другой сценарий, другие артисты, другие продюсеры. От того первого запуска остались, по сути, только второй режиссер, Юля Жмаева, и я. Все эти годы я постоянно дорабатывала сценарий. И сейчас могу сказать, что этот фильм получился гораздо лучше, чем мог бы получиться тогда. Для каждого фильма свое время. Тогда я просто была не готова к такому большому самостоятельному проекту. Клим был креативным продюсером, я многое делала с оглядкой на него, боялась ошибиться, а он боялся, что я ошибусь. Замкнутый круг. А сейчас, когда запускались снова, у нас возник какой-то спор на этапе кастинга, мы поругались, я написала ему сообщение, мол, давай я всё буду делать сама, и, даже если ошибусь, пусть это будет моей ошибкой. Два режиссера все-таки не должны делать один проект. Клим это принял, отпустил всю эту ситуацию, хотя и остался креативным продюсером. Он периодически появлялся, как королева Елизавета, давал какой-то совет, но в целом я всё делала сама, чем горжусь. 

Мне очень понравилась твоя фраза на эту тему в инстаграме, что в твоей жизни всё складывается так, как ты загадала, просто не сразу. То есть ждать ты умеешь? Ты вообще терпеливая? 

(Смеется.) Люди мне говорят, что да, хотя мне кажется, что нет. Может, я просто очень требовательно к себе отношусь. Всё же относительно. 

Фильм «Хочу замуж» начинается с двух прекрасных параллельных сцен. С одной стороны, жених ревнует невесту и буквально клещами пытается выбить из нее правду, в которую сам же не верит. С другой стороны, жена ревнует мужа и пилит его своей ревностью до полусмерти. Ты вообще сталкивалась с такой удушающей ревностью? 

Ну, может, в самом начале наших отношений. 

Кто из вас с Климом такой, как эти герои? 

Сейчас мне кажется, уже никто. В этом году будет десять лет как мы женаты. Поначалу мы оба были довольно ревнивы. Но, конечно, не настолько, как герои фильма «Хочу замуж». Это же комедия, жанр, диалоги докручены до предела, чтобы было смешно и узнаваемо. А в жизни даже когда я испытываю какие-то сильные эмоции, я останавливаю себя и проговариваю, что это всего лишь эмоция, в ней нет рационального зерна. 

Ничего себе. Мне кажется, такому только работа с психотерапевтами может научить. 

Я как раз последние несколько дней думаю об этом: что режиссура — это как работа психотерапевта. У меня есть друзья-психологи, я знаю некоторые тонкости изнутри. По моему мнению, люди идут в психологию решать свои личные проблемы. И когда ты какую-то проблему в своей жизни проработал, ты можешь помочь с такой же проблемой другим. Так и в режиссуре: ты пережил какой-то опыт эмоциональный —
и делишься им со зрителями.

Ты в режиссуре тоже решаешь свои проблемы? 

Конечно. Любое творчество — это тоже психотерапия. Самотерапевтирование. При этом оно рассчитано на массы. Как марафон. Люди вместе с тобой переживают этот эмоциональный опыт. Режиссер является как будто терапевтом, он рассказывает историю, люди смотрят, испытывают катарсис, понимают что-то про себя. Я не говорю сейчас конкретно про свое кино, я говорю в общем, о том, как это должно работать, в моем представлении, зачем вообще нужно кино. Кстати, по поводу терпения. Я входила в этот проект совершенно другим человеком. Когда возникала какая-то проблема, связанная с производством, мне казалось, что надо сесть на коня, махать шашкой, рубить, бежать, всё решать срочно, а как же иначе?! А сейчас я стала всё отпускать. Вообще всё. Студии не будет? Актриса не придет? Денег нет? Ну ладно, подождем, и оно как-то само собой разруливается. Нужен импульс, конечно, но биться головой об стену точно не стоит.

Это мудрость, Сонь. Любой проблеме надо дать время, чтобы она перестала быть проблемой. Сама этому учусь. 

Сто процентов. Вот это один из главных уроков, который я вынесла из «Хочу замуж». Надо вообще уметь отпускать. 

Ты знаешь, меня в фильме зацепил такой момент. Любе, героине Кристины Асмус, 30 лет, точнее — 32, как ее поправляет Любина мама. И она комплексует, что она какая-то не такая, потому что до сих пор не вышла замуж. Ты считаешь, эта проблема всё еще актуальна — в нашем обществе к 30 надежнее быть замужем? Мне просто кажется, что сейчас больше свободолюбивых, нацеленных на карьеру девушек. 

Такое свободолюбие, о котором ты говоришь, — это прерогатива девушек крупных городов, там, где есть возможность получить образование, сделать карьеру, есть другие сценарии, понимаешь? «Выйти замуж» — это такой стереотип, он вшит на подкорке буквально, и, даже если ты суперпрогрессивная, всё равно, червячок внутри где-то нет-нет да посасывает. Вот с этим стереотипом я и работаю, высмеиваю его. Наш фильм о том, что нельзя свою состоятельность, свое счастье с этим статусом идентифицировать. Я надеюсь, что девушки посмотрят и поверят в свои собственные силы и будут меньше обращать внимание на давление со стороны родителей, соседей абстрактных. 

Кристина Асмус, Милош Бикович, Марина Александрова, Настя Уколова, Сергей Гилёв, Люся Чеботина, Юлия Ауг. Ты собрала прекрасный каст, и, главное, все сегодня очень актуальны. 

Да, причем Люся Чеботина же снялась еще до «Солнца Монако». Настя Уколова — до Венеции (имеется в виду фильм «Капитан Волконогов бежал». — Прим. OK!). Серёжа Гилёв — до «Пассажиров», Юля Ауг предстанет в комедийном амплуа, и Марина Александрова тоже в совершенно новом для себя образе. А Милоша и Кристину утвердили еще до выхода «Текста» и «Холопа».

Про Кристину и Милоша ты сама шутила, что это микс «Текста» и «Холопа» Клима. 

Да-да. Милош и Кристина пришли пробоваться вместе в августе 2019-го, ближе к премьере хочу выложить видео с этих проб. Они попробовались, мы переслали эти пробы Эдику Элояну, нашему генеральному продюсеру, он посмотрел, сказал: «Идеальная пара! (тогда фильм назывался именно так) Утверждаем!» Утвердили, а начать съемки не смогли, потому что Милош снимался в «Отеле «Белград». Опять это всё перенеслось на следующий год, ведь романтическую комедию лучше снимать летом. И вот 16 марта 20-го года мы с Климом приезжаем в офис, обсуждать, как 19 марта полетим в Калининград на выбор натуры, причем я была беременна, все это знали, так что продакшен и съемки были распланированы с учетом моей беременности. И вместо выбора натуры мы... поехали на каникулы, так как нам объявили: «Завтра весь офис уходит на карантин!»

Возвращаясь к тому, что всё происходит тогда, когда должно: получается, ты родила Пашу и вместо съемок, которые стояли в графике, ты смогла больше времени посвящать семье. 

Слава богу, что в это время у меня появился Паша. Если бы его не было, я бы просто сошла с ума из-за того, что уже в четвертый раз переносятся съемки. А так я переключилась, конечно. Всему свое время. Видишь, как я стала философски ко всему относиться спустя пять лет работы над этим проектом. (Улыбается.)

Почему вы решили снимать в Калининграде? 

Ну эта история не могла произойти в Москве или Питере, слишком много пересечений у главных героев, было понятно, что город должен быть до миллиона. Сначала я рассматривала вариант Саратова, я там родилась, я его знаю, он мне нравится, а писать надо про то, что знаешь. Редактор сказала мне, что там нет рибейта, это компенсация части затрат на съемки, и мы решили посмотреть регионы с рибейтами. В их числе была Калининградская область. Кроме того, нам нужна была река или море. Так что всё совпало. Тем более за пару лет до этого мы ездили туда с Климом на майские праздники, он готовил фильм «Исповедь задрота», автор книги живет в Калининграде, и они работали над сценарием. Заодно мы посмотрели город, область, у меня уже было какое-то представление. Причем когда я выбрала Калининград, он не был туристическим центром, как сейчас, из-за ковида. Когда мы начали снимать, невозможно было забронировать гостиницу, невозможно было купить билеты, всё подорожало. 

Через тернии к звездам у тебя просто с этим фильмом. 

Ну с другой стороны, смотри, я выбрала Калининград — он стал супермодным. Я прям чувствую тренды. (Смеется.)

У тебя легкая рука. Вообще в фильме много твоих друзей: и Агния Кузнецова, с которой вы много лет дружите, Андрей Фомин… 

Илья Тютенков, да. 

Комфортно с друзьями работать?

С моими друзьями — да. Вообще работа с актерами для меня — это сотрудничество. Я всегда прислушиваюсь. Если меня человек может убедить в своей точке зрения, то я его услышу. Но последнее слово на площадке всегда, как известно, за режиссером. И все играют в эту иерархию. Я когда снимаюсь у Клима, слушаю его, хотя, наверное, все-таки высказываю свое мнение, когда дают. (Смеется.) Когда я — режиссер, а он высказывает свое мнение, это уже другая история. 

Вообще сейчас, спустя десять лет брака, вы часто ссоритесь? 

Мне кажется, мы вообще не ссоримся. Должна же все-таки с возрастом появляться какая-то мудрость: вот здесь сейчас не нужно на своем настаивать, не нужно последнее слово пытаться вставить. Я вообще поняла, что большая часть ситуаций со временем просто рассасывается и вообще нет проблемы, главное — отпустить.

Клементина снялась у Клима в «Тексте», там небольшой эпизод, снялась в твоей короткометражке «Ездок» и в «Хочу замуж». Уже полноценная актриса выросла?

Клементина актрисой быть не планирует, ей больше нравится рисовать. Она посещает государственную художественную школу, 1-й класс. Правда, еще с направлением не определилась: то собирается анимацию делать, то компьютерную графику. Рисование — ее страсть. А за съемки ей платят периодически. Когда я говорю, что ее зовут на очередную съемку, у нее первый вопрос: «Сколько заплатят?» Я ее как замотивировала изначально, так и пошло. Вчера, например, она приезжала со мной на озвучание. Нужно было озвучить ее героиню в «Хочу замуж». Они с мальчиком-партнером всё отлично сделали буквально за 10 минут. Я даже удивилась. Клементина после озвучки меня спрашивает: «А я буду в титрах? Я же играю главную героиню в детстве». (Смеется.) Уже есть амбиции.

Как она, кстати, отнеслась к появлению младшего брата?

Она, конечно, сначала ревновала, но сейчас всё хорошо. Уже показывает ему, как раскрашивать раскраски, мне нравится, как они взаимодействуют. Это здорово. Смотрю и радуюсь. Наверное, я была бы рада, если бы у меня был младший брат. 

Помню, Паша должен был стать Сильвестром. 

Да, или Оскаром. (Смеется.) Сейчас мне кажется, это так странно звучит. С другой стороны, Павел-Алексей — тоже не самое простое имя. 

У него двойное имя? 

Да, и у Клементины тоже. Она Клементина-Софья Климовна Шипенко. Клим не в восторге, конечно, он говорит: «Зачем такие имена? Еще бы Санта-Мария-Хуан-Карлос Гонсалес назвала». (Смеется.) Но всё просто на самом деле. Паша — это имя деда Клима, Алексей — имя отца Клима. Получается, в имени Паши есть три поколения мужчин Шипенко. Мне показалось, что это символично. А когда мы в «Мои документы» пришли Пашу оформлять... Это был цирк. 
Я диктую менеджеру имя, он спрашивает, что это за имя такое. Клим говорит: вот...  люди не понимают, зачем это нужно, убирайте это имя. Парень рвет эту бумажку. Я в слезы — я рожала, я вынашивала... Несколько раз он писал то Павел, то Павел-Алексей. Поэтому в «Мои документы» такие очереди. (Улыбается.) В общем, почему-то у меня такая фишка, я не могу это объяснить. Хотя... это символично. А я люблю символизм.

Ты же Близнец по знаку зодиака — может, в этом дело. 

Так у нас же все Близнецы: Клим, Клементина, Паша и я. Вот такая веселая семья. (Смеется.) Причем Клементину я родила 10 июня, а Пашу — 11-го. Клементину я рожала в Америке, а если бы в Москве, то они бы с Пашей родились в один день. Представляешь?!

Сонь, вообще тебе пора писать сценарий про вашу семью. Мне кажется, всё для этого есть. 

Реалити-шоу. И третьего ребенка тоже родить в июне и назвать шоу «Отпуск в сентябре». (Смеется.) 

Вот уже есть как минимум один план. А вообще над чем-то уже работаешь или следующий фильм будем снова десять лет ждать?

Ну слушай, раз в десять лет неплохо выпускать фильм. В промежутках можно много чего успеть — например, еще двоих детей родить. Если серьезно, у меня уже есть договор на сериал для онлайн-платформы. Если всё будет идти по плану, то съемки должны начаться в следующем году. Но как показывает практика, человек предполагает, а Бог располагает. С другой стороны, сейчас, несмотря на усталость, я чувствую в себе много сил «зажечь огни в этом городишке». 

Фото: Илья Вартанян. Стиль: Оксана Он. Макияж: Анастасия Кириллова/Giorgio Armani Beauty. Прически: Армен Захарян
                                                                                                                                                                                                                                                               :