В Москве состоялось предварительное открытие выставки THE MACHINE ZONE Мэта Коллишоу
Галерея современного искусства Гари Татинцяна открыла свои двери для публики Москвы, чтобы провести предпоказ выставки одного из самых ярких представителей британской арт-сцены.
THE MACHINE ZONE – коллекция экспозиций, созданных художником на основе исследований природы человеческого подсознания и способов влияния на него через различные медиа.
Инсталляция отсылает к экспериментам американского психолога Берреса Фредерика Скиннера 1950-х годов, в которых он исследовал поведение животных, обусловленное системой поощрений. Скиннер давал своим подопытным сигнал, побуждавший их совершать набор действий взамен на воз - награждение: увидев, как загорается кнопка, животное нажимало на нее и получало еду. Скиннер заключил, что наше ежедневное пове - дение является запрограммированной реакцией, возникающей под влиянием определенных обстоятельств и окружения. Выводы Скиннера лежат в основе разработки алгоритмов, управ - ляющих нашими действиями в социальных сетях. Эти алгоритмы, подкрепленные "рейтин - гами, комментариями и лайками", формируют наши привычки, вызывая неосознанное при - выкание. Живописная серия The Operant Conditioning Chamber, 2022 основана на фотографиях ран - них экспериментов Б. Ф. Скиннера с почтовыми голубями. Ящик Скиннера – знаменитое изобре - тение для фиксации поведенческой реакции. «Используя пищу, рычаги и другие факторы, Скиннер продемонстрировал, что то, что счи - талось независимым откликом, на самом деле является условным рефлексом, и тем самым поставил под вопрос казавшееся незыблемым понятие свободы воли», – Лорин Слейтер.
The Centrifugal Soul
Работа была создана в сотрудничестве с известным эволюционным психологом Джеффри Миллером. Масштабный зоотроп – изящная конструкция, изобретенная еще во времена Викторианской эпохи, отсылки к которой непременно появляются в работах Коллишоу. В центре зоотропа помещена плат- форма с закреплёнными на ней фигурами цветов и птиц. Вращаясь со скоростью 60 оборотов в минуту, платформа ежесекундно освещается вспышками стробоскопического Ритуал ухаживания – особое поведение птиц, обусловленное врожденным инстинктом продолжения рода. Изучение этого феномена легло в основу маркетинговых программ и принципа действия социальных сетей. Искажая реальность фильтрами и вымышлен- ными историями, пользователь демонстрирует идеализированную версию себя в борьбе за популярность и успех в обществе.
Alpha Omega
В своей работе ΑΩ Мэт Коллишоу буквально сталкивает два мира – мир совре- менных технологий и мир дикой, нетронутой человеком природы. На поверхности забро- шенного в джунглях гермошлема зритель видит изображение шимпанзе, с любопытством разглядывающего мир по ту сторону стекла. Художник не только поднимает вопрос о неконтролируемых темпах глобализации в попытках освоения новых пространств, но и заставляет задуматься о пригодности технологического прогресса в условиях полной изоляции от социума.
The Nerve Rack
Работа изначально была специально создана для бывшей семинарии Ушоу в графстве Дарем. Механическая фигура орла в натуральную величину была установлена в часовне церкви святого Кутберта напротив одного из сокровищ графства – пюпитра, увенчанного бронзовой скульптурой орла, работы архитектора Огастеса Пьюджина. Инсталляция стала продолжением исследования Коллишоу о противоборстве религиозных убеждений в Англии XVI века. Величественные образы птиц воплощали собой единство и, в то же время, непримиримые различия католического и протестантского движений той эпохи. Противопоставляя минимализм машины изящности бронзовой скульптуры, художник задумывается о силе внушения и способах искажения информации через визуальные образы.
Expiration Painting
Живописные работы, вдохновленные полотнами старых мастеров, сюжеты которых затрагивают тему быстротечности человеческой жизни. Помещенные в рамы из плексигласа, репродукции остаются незавершенными и внешне похожи на не допечатанные на принтере фото- копии. Заменив привычный облик полотен на новый, свойственной эпохе цифровых технологий, художник следит, как изменяется наше отношение к живописи от способа визуального оформления.