Артём Ткаченко: «Хочу построить детям дом на дереве»
2 мая на канале СТС состоится премьера сериала «The Тёлки» — оригинального проекта видеосервиса more.tv. Накануне премьеры Артём Ткаченко, который сыграл в этой истории следователя, рассказал нам, как готовился к роли, а также о студенческой Москве, родном Калининграде и о том, какой подарок хочет получить на день рождения.
Артём, у вас совсем скоро день рождения. Для вас это какой праздник?
Для меня, как для большинства людей, это повод собрать шумную компанию и насладиться обществом своих друзей и близких. Последние несколько лет мне это не удавалось, в основном потому, что этот день попадал на съемки и всё происходило как-то скомканно. Но в этом году у меня юбилей, и, вопреки предрассудку, что 40 лет не отмечают, я решил закатить вечеринку. И я ее закачу — в ресторанчике Shenli — новом проекте моей близкой подруги Татьяны Беркович. Но в сам день рождения, 30 апреля, я буду традиционно работать — играть «Мизантропа» в «Гоголь-центре», а на следующий день улечу со своей женой (жена Артёма — Екатерина Стеблина, актриса «Гоголь-центра». — Прим. OK!) в Стамбул. Сбежим ото всех на три дня.
Прекрасный выбор. Любите Стамбул?
Я там никогда не был и хочу его для себя открыть.
А какой подарок кроме поездки, которую вы сами для себя организовали, хотите получить?
Пусть это звучит смешно и нелепо, но я бы подарил себе цепную пилу. Вообще, я написал целый список того, что бы я себе подарил, и надеюсь, что мне подарят всё это мои друзья. Значит так: болгарка, циркулярка, электропила и всякие другие штуковины для дачи. Потом можем все вместе почитать и посмеяться.
Боюсь предположить, зачем вам всё это надо.
Хочу построить детям на даче дом на дереве. Вот зачем.
Что бы вы подарили себе в профессиональном плане? Кроме способности никогда не забывать текст на сцене.
Забываю периодически, так что такую способность я бы себе подарил. Ну и было бы интересно всегда бодрствовать и не тратить время на сон. Чтобы успевать делать еще больше хороших и полезных дел.
А если бы можно было подарить себе кинопроект любой студии, в любом жанре с любым режиссером?
Вы знаете, у меня настолько разнообразные предложения — те, в которых я снимаюсь сейчас и в которых начну работать в ближайшее время, что мне грех что-то представлять. Пожалуй, я не снимался только в серьезном боевике со стрельбой и взрывами, но мне это и не очень интересно. Я все-таки люблю, когда можно выразить роль актерскими средствами.
Но ваша любовь к мотоциклам, кажется, случилась как раз на съемочной площадке? Или это всё в прошлом?
Мотоцикл не может быть в прошлом. Если один раз попробовал, уже сложно оторваться. Это любовь на всю жизнь. Завтра полечу в Калининград и очень надеюсь, что всё, включая погоду, сложится и получится прокатиться. А недавно мы ходили с сыном в парк, где он учился кататься на велосипеде, а я (с инструктором) — на моноколесе. Это, конечно, не мотоцикл, но очень даже интересно. Всем советую попробовать.
Заметила, что в вашем «послужном списке» есть военные, графы, фотографы, адвокаты, виолончелисты и даже вампиры. Не хотите…
…рабочего сыграть?
Или казака в «Тихом Доне».
Ну желание-то, допустим, есть. Главное, чтобы желание было у режиссеров, которые видят во мне этого рабочего или не видят. Тут от меня немногое зависит. Ну не вышел я лицом для рабочего-метростроевца. (Смеется.)
Зато следователя сыграли трижды. В последний раз — в сериале «The Тёлки», премьера которого совсем недавно состоялась на more.tv. Чем вас привлекла эта история?
Отвечу так: меня привлекла не история, а люди, которые должны были этот мир минаевский визуализировать. Это я сейчас говорю про Машу Агранович. Когда-то я посмотрел полнометражную картину Маши «Люби их всех» с прекрасными актерами — Сергеем Гармашем, Александром Кузнецовым и другими. Мне эта картина понравилась. И потом, уже читая сценарные материалы «The Тёлки», я понял, что эта история Маше близка, поскольку у нее уже есть подобный опыт съемок. В «Тёлках» тоже тусовка, тоже богема, тоже наглая хитрая циничная столица. Тоже странные отношения между людьми, которые могут показаться ужасающими. Только в «Люби их всех» главная героиня — девочка, у которой огромное количество любовников, а в «Тёлках», как мы знаем, — зеркальная история. А поскольку мне понравилась первая работа, я подумал, что будет интересно посмотреть, как с такой историей Маша справится во второй раз. На нашей первой встрече Маша мне показалась близка по духу. Мы сразу нашли общий язык. Прибавьте еще к этому Машин бэкграунд. Ее отец — гениальный оператор Михаил Агранович. Брат, Лёша Агранович, — режиссер, актер, организатор, продюсер. Мы с ним неоднократно сотрудничали и находимся в приятельских, даже, может быть, дружеских отношениях. Так и было принято решение участвовать в проекте.
Так ли это, что у всех ролей детективов похожий рисунок и, сыграв одного, можно более-менее уверенно сыграть его коллегу?
На самом деле у меня не такой большой детективный опыт. (Улыбается.) Когда-то, в самом начале моей карьеры, у меня был довольно сомнительный проект «Петровка, 38». Потом была серьезная и любимая мною роль в «Sпарте». И на роль в «The Тёлки» я смотрел через призму своего следователя из «Sпарты», потому как хотелось сделать другого, непохожего героя. Вот над этим я думал, а что касается каких-то «манков», которые я подспер из «Sпарты», то это — да, прическа. Имея какой-то опыт общения с людьми этой профессии, я понял, что мой герой должен выглядеть именно так.
Как вы работали над ролью в «The Тёлки»?
Вот это интересный вопрос, потому что действительно, определенная работа была проделана. У меня есть давний товарищ, офицер на пенсии. Он раньше трудился в Следственном комитете РФ и был первым, к кому я пошел: «Старик, расскажи мне что-нибудь, чего я не знаю, про этих людей. Может, какие-то у них интересные привычки есть? Или как-то по-особенному ведут себя в быту? Вспомни что-то яркое из своей практики». Он мне кое-что накидал, и одна вещь мне понравилась особенно. Был у них старший чин, который всё время приговаривал: «Так-то оно так, да не так». Вот такая странная присказка. Я что-то еще использовал, но эта мне прямо врезалась в сознание, и мой герой время от времени говорит: «Так-то оно так, да не так».
Не было ощущения, что вы попали в Москву своей молодости — ночные клубы, телки, вечеринки?
Не было, потому что мой герой не пересекается ни с ночными клубами, ни с тусовщиками.
А в жизни как — Москва-тусующаяся тоже прошла мимо вас?
Конечно, не прошла. Был такой отрезок молодости с двадцати – двадцати с копейками. Было времечко, когда обязательно за ночь нужно было проехать несколько клубов. Все друг друга знали. Была одна большая тусовка тусовщиков. Это было, было, но прошло — к счастью или не к счастью, не знаю.
В каком году вы приехали сюда из родного Калининграда? И каким был Калининград того времени, а какой вы увидели Москву?
В 99-м. Калининград и тогда был анклавом, но, конечно, не таким процветающим городом, как сейчас. Очень помогла Олимпиада. Потом городом занялся наш замечательный губернатор Антон Алиханов, который навел такую красоту, чистоту и порядок, что любо-дорого смотреть. Каждый раз возвращаясь в Калининград, я понимаю, что какой-то флер европейский здесь присутствует, и это радует. Есть гордость за наш город. А Москва, учитывая, что до 1999 года я побывал в Москве один раз в месячном возрасте, поразила. Поразил размах. Широта улиц. Высота домов. Количество людей. Скорость перемещения этих людей в пространстве. Одним из впечатлений, как это ни странно, была прогулка по Тверской и гамбургер в Макдоналдсе, купленный напополам с моим однокурсником — актером Театра Моссовета Антоном Морозовым. По-моему, бургер стоил 25 рублей. И вот, значит, мы скинулись по 12 с половиной рублей — и счастливые шли по Тверской и жевали этот бургер. Вот такое первое яркое впечатление о Москве у меня было.
Я недавно говорила с ребятами, которые недавно закончили Школу-студию МХАТ. Они рассказывали, что во время учебы Москвы не видели вообще.
Ну да, мы только Тверскую и видели, потому как жили в общежитии на 3-й Тверской-Ямской. Там же, где, собственно, общежитие Школы-студии МХАТ. Так что с актерами МХАТа – не москвичами мы ходили одними тропами. Это несколько остановок на троллейбусе до «Охотного Ряда», ну и обратно, если хорошая погода, пешком через Камергерский переулок. Ну иногда изредка ездили покормиться к родителям какого-нибудь однокурсника. Можно еще было посмотреть из окна вагона метро там, где оно выходит на поверхность. Вот такая была Москва.
Как прошли годы учебы?
(Улыбается.) Стремительно.
И дальше вы сразу стартовали в кино?
Не дальше, а во время. Я начал сниматься на втором курсе. В фильме «Мечтать не вредно» мне досталась сразу одна из главных ролей.
А разве тогда попасть в театр было не проще, чем в кино?
У меня, по правде говоря, было такое ленивое отношение к театру, и я пустил это дело на самотек. Как хотел, так и попал — проработал год в театре «Шалом» и, когда уже плотно был занят в кино, оттуда ушел. В данный момент я не служу нигде в труппе и работаю в спектаклях только как приглашенный артист. Есть какое-то количество антрепризных спектаклей и есть «Мизантроп» в «Гоголь-центре» и «Текст» — в Театре им. Ермоловой, которые я по-настоящему люблю. Оба спектакля потрясающие, но очень разные и по смыслу, и по драматургии. Начнем с того, что «Мизантроп» (пьеса Мольера в переводе Быкова) — это прекрасные злободневные стихи. А «Текст» Глуховского мы все прекрасно знаем.
А с Малым театром, который фактически одно целое с Щепкинским училищем, как складывались отношения?
Я к Малому театру отношусь с трепетом и с нежностью, потому что это первая большая сцена в Москве, куда мне удалось выйти. Мы в Малом проходили практику, и я играл в, на мой взгляд, грандиозном спектакле с Виталием Мефодьевичем Соломиным в главной роли. Это был спектакль «Свадьба Кречинского». Там было какое-то сумасшедшее созвездие актеров: Титова, Пашенная, Клюев, Бочкарёв… А мы, студенты, танцевали в этом спектакле очень сложные танцы. Это был прямо такой современный балет. Нас долго готовили. Мы кидали батманы. Крутили пируэты. Садились на всевозможные шпагаты. Это был незабываемый опыт. И, конечно, Виталий Мефодьевич Соломин был светлейшим, лучезарным человеком с потрясающим чувством юмора. Такие воспоминания дорогого стоят.
Вы сказали, что у вас есть предложения работы в проектах самых разных жанров. Можно подробнее про планы на этот год?
Спойлерить совсем уж не буду, но могу сказать, что сейчас мы наконец приступаем ко второму сезону полюбившихся всем «Вампиров средней полосы». Потом будут съемки драмы, авторского кино с Анной Слю в главной роли. И ближе к августу, надеюсь, буду сниматься в своем родном Калининграде в сказке, где все главные герои — животные. Одного из них буду исполнять я.
Недавно была пандемия, сейчас снова происходят разного рода пертурбации. У вас семья, двое сыновей, которых надо растить, учить… Не возникает мысли о нестабильности актерской профессии?
(Смеется.) Возникает, возникала и будет возникать. Так и есть, профессия нестабильная, поэтому не стоит терять время. Если есть работа, надо работать, но по возможности, конечно, выбирать где. Слава богу, у меня такая возможность есть. Это скорее мой месседж к молодым актерам.
Как вообще в семье, где двое актеров, строить планы — и финансовые, и фактические? Или ваш выбор — жить сегодняшним днем?
Я бы сказал так: мой выбор — жить сегодняшним днем, но при этом задумываясь о завтрашнем. А что касается творческой семьи, двум артистам вместе быть проще и понятнее. Я не могу себе представить, что моя жена была бы, например, бухгалтером. Да, мы оба занятые люди. Тем более Катя служит в труппе. Это вообще всегда сложно. Но мы как-то умудряемся заранее подбивать графики, чтобы была возможность вместе отдыхать — и вдвоем, и с детьми. Если очень захотеть, всё получится.
Верите в свою счастливую звезду?
Скорее да, чем нет. Мне кажется, присутствует везение в моей жизни.
У вас есть какие-то свои способы приманивать удачу?
Стараюсь быть добрее к окружающим. Мне кажется, это один из способов приманивать удачу. И еще стараюсь быть честным по отношению к себе и к своим близким и друзьям.
Я читала в интервью Алексея Аграновича, который в том числе является продюсером Калининградского фестиваля «Край света. Запад», о том, что ваш родной город постепенно встраивается в карту российского кинематографа.
Да, это очень радостно, и, насколько мне известно, у нас уже есть кинокомпания, которая называется «Запад Фильм». Вот буквально вчера я встретил свою давнюю подругу и любимую партнершу Катю Вилкову, и оказалось, что она, и Толик Белый, и Паша Чинарёв, и Даня Воробьёв — все они сейчас снимаются в моем родном городе. А несколько лет назад мне тоже посчастливилось сниматься там у Максима Василенко с Дашей Мороз и Пашей Прилучным во втором сезоне проекта «Преступление». Действительно, город настолько кинематографичный, такая здесь дышащая историей атмосфера, такая палитра натуры! В Калининграде можно снимать и какую-то древность, можно снимать европейский городок и современный мегаполис, здесь есть и моря, и заливы, и озера, и ветряные мельницы, и дорогие рестораны, и живописные улочки… Да, это прекрасно.
А еще в Калининграде мама, море, мотоцикл — три М… Нет желания в какой-то момент вернуться?
Момент — четыре М. (Смеется.) Есть желание. И возвращаюсь постоянно. И вполне вероятно, когда-нибудь вернусь, чтобы жить.