Алёна Михайлова: «Я не отношу себя к людям, одержимым профессией»
Кто не мечтает об уикенде, проведенном на Лазурном Берегу? Какая актриса не хотела бы получить роль мечты, а за нее — каннскую «Золотую пальмовую ветвь»? Какой летний лук обойдется без украшений (если это украшения BULGARI)? Всё совпало в нашей сегодняшней истории.
МЫ С ВОЛНЕНИЕМ СЛЕДИЛИ ЗА ТЕМ, КАК СЪЕМОЧНУЮ ГРУППУ «ЖЕНЫ ЧАЙКОВСКОГО» ВСТРЕЧАЛИ В КАННАХ. КАКИЕ ЭМОЦИИ У ТЕБЯ БЫЛИ ВО ВРЕМЯ ФЕСТИВАЛЯ И ЧТО ЧУВСТВУЕШЬ СЕЙЧАС?
- У меня смешанные чувства были тогда и есть сейчас, потому что моя радость и восторг от фестиваля приходят параллельно осознанию, что в это же время происходит страшная трагедия, люди теряют самое дорогое — своих близких, родных, дома. До фестиваля на протяжении месяца я задавалась вопросом: а нужно ли мне там быть? И пришла к выводу, что нужно, потому что искусство объединяет, искусство — это совесть человечества. В текущей ситуации, безусловно, чудо, что фильм попал на фестиваль. И я очень благодарна за подобный опыт. Это большая ответственность — сегодня представлять страну на фестивале международного уровня. Я готовилась к худшему, верила в лучшее, но реальность превзошла все мои ожидания. Я была шокирована тем, как приняли фильм и нашу команду, и не ожидала получить такое количество тепла, любви и поддержки от совершенно незнакомых людей.
ТЫ ГОВОРИЛА В ПРОШЛЫХ ИНТЕРВЬЮ, ЧТО ХОЧЕШЬ СЫГРАТЬ СЕРЬЕЗНУЮ РОЛЬ В ПОЛНОМ МЕТРЕ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ТВОЯ ГЕРОИНЯ АНТОНИНА МИЛЮКОВА — ИСПОЛНЕНИЕ МЕЧТЫ?
- Мне кажется, главная роль такого плана в полном метре — это мечта любого актера. Никогда прежде мне не доводилось играть не вымышленного персонажа, а реального человека, который в действительности жил. Это совершенно другая степень погружения и проживания. Необъяснимая энергия, которая была со мной на протяжении всех четырех месяцев подготовки и съемок. Это большое счастье — работать с Кириллом и его командой: на площадке всегда чувствовалось, что ты имеешь дело с настоящими профессионалами, я бы даже сказала, перфекционистами до мозга костей, и тебе не нужно беспокоиться ни о чем, кроме своей актерской задачи. Все жили проектом от начала и до конца, думали и говорили только о нем. Съемочная группа — это большой слаженный механизм, где важен каждый и без любого из команды такого результата бы не было.
ЧТО БЫЛО САМЫМ СЛОЖНЫМ В РАБОТЕ НАД РОЛЬЮ?
- Начнем с того, что это первый исторический проект в моей жизни. Разница между XIX и XX веками колоссальная буквально во всем. Начиная от скорости и ритма жизни, заканчивая представлениями о мире… Тогда гендерные границы были очень четкими, а сейчас они постепенно стираются и превращаются в унисекс. Это совсем другая эпоха: с отсутствием электричества, керосиновыми лампами, со сковывающей и несвободной одеждой, удушающими корсетами, париками, долгими переписками, сходство только одно — человек. Но вопрос, как органично сыграть того, кто родился и жил совсем в другое время. И раскрыть этот баланс между тем универсальным, что нас объединяет, и той пропастью, которую создают 200 лет разницы между нами, — вот эта задача была самой трудной. В этом процессе очень легко впасть в жеманность, манерность и искусственность. Мы с Одином до сих пор записаны друг у друга в телефонах Антонина Ивановна и Чайковский Пётр Ильич. Пытались в переписках уловить мелодику речи тех времен, с устаревшими оборотами. Самым сложным оказалось отпустить Антонину. И начать жить свою жизнь, трансформировав прожитый опыт.
ТЫ СЛЕДИЛА ЗА РАБОТАМИ КИРИЛЛА СЕРЕБРЕННИКОВА ДО ПРОБ И СЪЕМОК? ОЖИДАЛА ЧЕГО-ТО ОТ РАБОТЫ С НИМ?
- Конечно, я следила за его работами, наблюдала за актерами «Седьмой студии» и другими артистами «Гоголь-центра» с восхищением. Они представлялись мне какими-то особенными благодаря их сплоченности, самоотверженности и преданности общему делу. Я не строила никаких ожиданий, мне просто было безумно любопытно. Конечно, волновалась, но Кирилл дал ощущение какой-то внутренней опоры, уверенности, что всё получится. Я подумала, если он меня утвердил — значит, доверился мне, и нужно ответить тем же, сделать всё, что было в моих силах. Когда сценарий качественно написан, актерам остается только оживить образы и буквы. И добавить немного магии. «Изображая жертву», «Лето», «Петровы в гриппе», «Жена Чайковского» — фильмы Кирилла такие разные, это говорит о его многогранности и смелости. Он для меня не только большой режиссер, но и большой человек, который многое пережил, прошел тернистый путь и при этом не потерял себя.
ТВОИМИ ВЫХОДАМИ НА КРАСНУЮ ДОРОЖКУ В КАННАХ ВОСХИЩАЛИСЬ ВСЕ, ОТ ЗАРУБЕЖНЫХ ИЗДАНИЙ ДО НАШИХ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛОВ. ЧИТАЕШЬ, ЧТО О ТЕБЕ ПИШУТ? ЭТО ИМЕЕТ КАКОЕ-ТО ЗНАЧЕНИЕ?
- Прежде всего я больше люблю быть наблюдателем, а не наблюдаемым. Людям свойственно препарировать окружающих, изучать каждую деталь в твоей жизни: что ты ешь, куда и в чем ходишь, с кем общаешься, — мне это не очень близко. Я не стремлюсь нравиться всем: очевидно, что это невозможно. Конечно, мнение друзей и родных всегда будет для меня значимо. Но реакция людей на мою работу приобретает особую важность, ведь кино делается в первую очередь для зрителя. Если российской аудитории я уже знакома, то зарубежная увидела меня впервые, поэтому непосредственно в Каннах невозможно было абстрагироваться от мысли, как тебя воспримут.
КАЖДЫЙ ТВОЙ ОБРАЗ В КАННАХ БЫЛ И ПРАВДА ПОТРЯСАЮЩИЙ! А В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ МОЖЕШЬ, НАПРИМЕР, КАК В НАШЕЙ СЪЕМКЕ, СМИКСОВАТЬ УКРАШЕНИЯ BULGARI С ДЖИНСАМИ ИЛИ СОЗДАТЬ НЕОБЫЧНЫЙ ЛУК?
- Какого-то конкретного стиля у меня нет, всё зависит от настроения. В повседневной жизни я отдыхаю от макияжа. В выборе одежды тоже не очень люблю заморачиваться. Предпочитаю удобство и комфорт, но не практичность — уж очень люблю белый цвет, ничего не могу с собой поделать. Мне нравится многослойность, поэтому иногда создаю ее сама: наматываю одежду поверх другой, связываю узлами. Иногда я неосознанно подстраиваюсь в одежде под страну, в которую приезжаю. Для меня это как игра, где я перевоплощаюсь в местного жителя и начинаю одеваться так же. Только вот платьев и юбок в гардеробе у меня практически нет, но после Канн захотелось это исправить. Никогда раньше не понимала, зачем людям нужны все эти вычурные наряды на дорожке, но в Каннах, в том числе благодаря одежде, создавалось ощущение сказки, в которой живут красивые и интересные внешне люди. Конечно, главное, чтобы внутри было так же красиво, как и снаружи.
ГОД НАЗАД ТЫ ГОВОРИЛА, ЧТО НЕ ПОНИМАЕШЬ, ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ РАБОТАЕШЬ В ЭТОЙ ПРОФЕССИИ. ЧТО-ТО ИЗМЕНИЛОСЬ СЕЙЧАС?
- Мое отношение к профессии кардинально изменилось. Она дает уникальную возможность прожить множество жизней в одной и получить в разы больше опыта. Это своего рода психотерапия, чемто напоминающая расстановки по Хеллингеру. Каждая роль приходит своевременно и вскрывает, подсвечивает твои поведенческие паттерны, которые ты можешь в ускоренном режиме проработать, а затем интегрировать в свою жизнь. Раньше помимо желания вдохновлять других одним из ключевых факторов была потребность получать внимание, любовь, признание. Сейчас остался только порыв отдавать: помогать, делиться и воодушевлять. На данном этапе я понимаю, что это колоссальная привилегия — иметь возможность обращаться к огромному количеству людей. Но это еще и большая ответственность, ведь люди начинают прислушиваться к тебе и следовать твоим советам. С этим нужно обращаться очень аккуратно и не воспринимать как должное.
ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕНЬ АЛЁНЫ МИХАЙЛОВОЙ — КАКОЙ ОН?
- Первые ассоциации, которые всплывают в голове: медитация, йога, соединение с природой, путешествия, обязательно танцы, хорошая музыка и близкие люди рядом.
А СЕГОДНЯ БЫЛ ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕНЬ?
- Безусловно, да! Каждый день идеальный, когда ты здоров. Сегодня всё сложилось: погода, локация, люди. Ехала на бранч, а попала в сказку про Золушку. (Улыбается.) Косметологи швейцарской марки L.Raphael сделали мне процедуру для лица с кислородом, и это именно то, что было так нужно после перелетов и мейкапа последние несколько дней. И еще подарили массажер для лица, который теперь всегда будет путешествовать со мной.
ГРОМКИЕ СЕРИАЛЫ, ПОЛНЫЙ МЕТР, ГЛАВНЫЕ РОЛИ — И ВСЁ ЭТО В 26 ЛЕТ! О ЧЕМ МЕЧТАЕШЬ В КИНО ТЕПЕРЬ?
- Я не отношу себя к людям, одержимым профессией, и не преследую цель сыграть все роли в мире. Мне вообще важнее то, что представляет собой человек как личность, а не как актер. Хотя, безусловно, было бы интересно попробовать свои силы в зарубежных проектах. Осталось только выучить язык. (Смеется.) Теперь стараюсь уделять этому больше времени и наверстывать упущенное. Не так важно, какие именно это будут роли, важно, чтоб была вовлеченность и интерес в процессе. А интересно нам только тогда, когда непонятно, незнакомо, тогда возникает желание попробовать, прикоснуться к новому. Такого принципа я придерживаюсь не только при выборе материала, но и в жизни. Хочется идти по тому пути, который поначалу пугает, заставляет выходить за пределы своих возможностей, стирать границы, бросать себе вызовы, открывать новые грани. Ну и, конечно, не забывать получать удовольствие и быть «здесь и сейчас».
Текст: Елизавета Кузнецова Макияж и прически: Olga Armand. Продюсер: Sabina Tchelnokova/Propaganda GEM ЛОКАЦИЯ: LES JARDINS PREYNAT, JUAN-LES-PINS. УХОД ЗА КОЖЕЙ: L.RAPHAEL