10.07.2023 15:07
Стиль жизни

Театр классического балета выступит с гастролями в Санкт-Петербурге

Государственный академический театр Наталии Касаткиной и Владимира Василёва покажет на исторической сцене Александринского театра четыре своих канонических балета с 24 по 27 августа.

Фотография: Александр Панков

.

В Петербурге на исторической сцене Александринского театра состоятся масштабные гастроли Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, известного также как Московский классический балет. Труппа покажет четыре постановки, которые ярко иллюстрируют все грани авторской хореографической школы Касаткиной-Василёва: «Спартак» на музыку Хачатуряна, «Дон Кихот» Минкуса, «Жизель» Адана и «Ромео и Джульетта» Прокофьева.  Наталия Касаткина и Владимир Василёв начинали как балетмейстеры Большого и Мариинского (тогда Кировского) театров, а в семидесятых основали собственную школу. Ее характеризуют симфонизм, сочетание классического танца с элементами других пластических направлений, остро отточенная техника и порою – откровенный эротизм.

В России всего три авторских театра классического балета – театр Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург), театр Юрия Григоровича (Краснодар) и театр Наталии Касаткиной и Владимира Василёва (Москва). Но с Петербургом его связывают особые отношения. Сложись обстоятельства немного по-другому, Московский классический балет мог бы называться Петербургским. Именно здесь получили в свое время поддержку молодые хореографы Наталия Касаткина и Владимир Василёв, когда им не давали работать в Москве, заклеймив «модернистами». Здесь начиналась их слава, во многом формировался индивидуальный творческий стиль.

24 августа театр покажет балет Хачатуряна «Спартак». Наталия Касаткина и Владимир Василёв знали Арама Хачатуряна лично, и как никто понимали переживания композитора по поводу того, что в самой известной постановке «Спартака» оригинальная партитура была урезана вдвое. В 2003 году к 100-летию со дня рождения композитора прославленная пара балетмейстеров представила свою версию «Спартака», почти наполовину состоящую из музыки, не использованной прежде. Оригинальная хореография Касаткиной и Василёва в полной мере передаёт нравы Римской империи, погрязшей в стяжательстве, чревоугодии и разврате. В танец Касаткина и Василёв вплели приёмы настоящего римского боя, которому артистов обучал известный постановщик трюков в кино Александр Малышев. Кроме того, «Спартак» радует глаз балетомана самым большим количеством солистов. Их тут шесть и в танце каждого — свой характер, своя собственная пластическая и психологическая линия.

25 августа публику ждет «Дон Кихот». В отличие от чувственного «Спартака», это балет и для взрослых, и для детей.  Темпераментные танцы, ритмичный стук кастаньет, яркие костюмы — спектакль переносит прямиком в солнечную Испанию. Искрящаяся музыка Людвига Минкуса и жизнерадостная хореография создают ощущение южного праздника. Хореографы сделали свою трактовку сюжета, усилили линии комических персонажей: бакалавра Карраско и племянницы Дон Кихота Антонины, которые сопровождают благородного рыцаря в странствиях. Героев ждут приключения, погони, розыгрыши и, разумеется, счастливый финал.

26 августа на сцену Александринского театра выйдут «Ромео и Джульетта». В 70-х годах XX столетия эту оригинальную версию балета Сергея Прокофьева даже пытались запретить – за якобы слишком вольное обращение с программным произведением.  В основе либретто – не классический перевод Пастернака, а подстрочник. Балетмейстеры отказались от традиционных для этого произведения приёмов драмбалета (несколько ярких хореографических номеров на фоне пантомимы) в пользу балета симфонического — когда даже линии второстепенных персонажей передаются танцем. И они не ошиблись в своём подходе — это доказала счастливая и долгая жизнь «Ромео и Джульетты» на многих сценах по всему миру. 

И, наконец 27 августа зрители увидят «Жизель». Для многих это олицетворение романтического балета. Знаменитая сцена вилис из второго акта - тот самый «белый балет», который считается эталоном классической хореографии. Восстанавливая этот спектакль для своего театра, Касаткина и Василёв взяли за образец постановку Большого театра, в которой сами когда-то танцевали, и постарались перенести на сцену все то, что передали им из рук в руки великие мастера прошлого.