11.08.2023 13:08
Звезды

Наталья Земцова: «Хочу открывать новые смыслы»

17 августа в прокат выходит дебютный фильм Марии Лойтер «Как звезды» о двух актрисах, ищущих свой путь к славе и счастью. Несмотря на множество забавных ситуаций, в этой истории есть место и драме: зрители узнают в героинях себя и искренне им сопереживают, задумываются о природе успеха, дружбы, любви, препятствий на пути к мечте… Одну из будущих «светил» сыграла звезда фильма «Эпидемия» и соавтор короткометражки «Галангал», актриса театра и кино Наталья Земцова. Она также поучаствовала в создании сценария фильма «Как звезды», поскольку в основу сюжета легла ее личная история. О том, как работалось над фильмом и какие мысли навевает его главная идея, артистка рассказывает в эксклюзивном интервью ОК!

Фотография: Фотограф: Маша Ковшова
.

Наталья, расскажите, как родилась идея фильма?

Совпало несколько факторов: я периодически записывала свои идеи для фильмов, но ключевую роль сыграло, конечно, знакомство с Машей Лойтер. В тот момент я работала над идеей фильма со сценаристом, но, когда мы поговорили с Мари, поняли, что должны делать что-то другое.

А нам хотелось снимать кино. И после того, как не получилось найти финансирование, я сказала Маше: «Давай снимем короткий метр, у меня есть рассказ». Так появился «Галангал». Поначалу хотели рассказать историю о девушке, которая отправляется в Грузию, чтобы передать романтические письма своего деда к любви всей его жизни, а в процессе открывает новые грани в самой себе. Как и фильм «Как звезды», это рассказ про взросление, про призвание человека, про отношение к стереотипам в обществе: нужно ли жить «правильно», как социум предписывает женщинам к 30 годам, или надо позволить себе делать то, что действительно хочется? 

Тогда все встретились в гостях у Маши на импровизированной премьере «для своих». И мы с Надей Ивановой начали вспоминать разные истории из прошлой жизни, когда мы снимали нашу первую квартиру в Москве. Маше так понравилось, что она сразу ухватилась за идею: «Девчонки, давайте напишем про вас, это так классно, так интересно, мы сможем это сделать». Так на свет появился фильм «Как звезды».

Понравилось ли вам быть не только актрисой, но и сценаристом?

Я не могу называть себя сценаристом, поскольку я не профессионал в этой области, у меня нет соответствующего образования. Это на актрису я училась шесть лет, в этой профессии получила уже достаточно большой опыт, тут у меня есть основания считать себя специалистом. Здесь я на своем месте, чувствую себя уверенно, а в сценарном деле у меня расцветает «синдром самозванца». В современном мире принято верить, что «все могут всё», но я так не считаю. Любое дело — это серьезная работа, требующая эмоциональных, интеллектуальных, ресурсных вложений. Одно время я даже планировала пойти на сценарный факультет, но позвали на очередные съемки — и пока реализация этой идеи откладывается на неопределенное время.

Тяжело ли вам работать в жанре драмы?

Это мой любимый жанр, если честно. На съемках меня как-то прозвали «женщина-боль» Даже не знаю, откуда это берется, но ощущаю в себе постоянные страдания. Поэтому, когда снимаюсь в драме, легче ощущаю себя в жизни.

Кино никогда не было для меня только лишь способом заработка (хотя я считаю, что достойный труд должен оплачиваться, это естественно и прекрасно). И всё же искусство — это нечто большее. Мне всегда хотелось открывать новые смыслы для себя и для зрителей, освещать непростые темы, задавать сложные вопросы. К тому же, когда видишь смысл в истории, в которой снимаешься, легче воспринимаешь и нюансы профессии: точно знаешь, зачем тебе мокнуть в воде при нулевой температуре или сутками не спать из-за перелетов. 

Сейчас вы живете и работаете в Москве, как вы относитесь к этому городу?

Москва, конечно, для сильных. И, видимо, я сильный человек, как бы мне ни хотелось быть слабой девочкой (да, иногда хочется, да, никак не получается, увы). Я отлично помню, как мы уезжали с мамой из столицы на хмуром плацкарте, когда в первый приезд мне не удалось поступить в театральный. Это гнетущее чувство неудачи, возвращения без победы... Я пообещала себе всё исправить — и исправила: со второго раза всё получилось. А потом началась вереница кастингов и проб. Их были тысячи. Москва — город, который не любит лентяев. Но город справедливый. Если ты работоспособный человек, если ты упрямый, если ты знаешь, чего хочешь, ты обязательно этого добьешься. 

Признайтесь, хотелось бы попробовать себя в роли режиссера?

В режиссуре я никогда не хотела себя проявить. Если бы вдруг по какой-то причине меня напрямую попросили что-то снять, возможно, исключительно ради «спортивного интереса» я бы и попробовала. Но амбиций режиссерских у меня нет вообще. Я актер. Это моя работа, моя жизнь, мое мироощущение. Нельзя просто посмотреть, как работает режиссер — и возомнить себя им. Это другая профессия. Очень сложная.

В чём была главная особенность работы над фильмом «Как звезды»?

Однозначно в уникальной атмосфере на съемочной площадке. Вся рабочая группа, не только актеры, сценаристы, режиссер, продюсер, а вообще все — вплоть до работников буфета — сопереживали, участвовали в общем деле. Помогало и то, что мы с Машей и Надей уже работали раньше и близко друг друга знали. Могу честно признаться, что такого удовольствия, как на съемках фильма «Как звезды», я не получала давно. Такое бывает очень редко, когда каждый вкладывается в успех, а не просто ходит на работу. И такая атмосфера — заслуга Маши, которая смогла всех-всех настроить на единую, нужную ей волну. Не было ни единого человека, который не был бы заинтересован и вовлечен на все 100%. И это ровно те моменты, ради которых можно 10 лет мечтать снять свой фильм.

А что запомнилось больше всего?

Когда начинаешь рассказывать про какие-то эпизоды, невозможно передать все нюансы момента. Но есть то, чем мне хотелось бы поделиться. Мы ведь сняли фильм всего за 17 съемочных дней. Это ничтожно мало для полного метра. В этом плане вся команда — огромные молодцы. Кажется, у меня не было раньше проектов с такой плотной занятостью: все съемочные дни подряд от звонка до звонка. Но запомнилась больше всего последняя смена: мы снимали в каком-то баре, съемки затягивались глубоко за полночь. И когда сказали: «Стоп! Снято!»... никто не ушел. Обычно все сразу убегают домой. Но в этот раз никто не хотел расходиться: столько было эмоций! Мы все еще долго болтали, что-то обсуждали, о чём-то договаривались, смеялись, обнимались… 

В каких фильмах или у каких режиссеров вам бы хотелось сняться?

Я бы хотела сняться у Дэмьена Шазелла (режиссер фильмов «Одержимость», «Ла-Ла Ленд», «Человек на Луне», «Вавилон» и другие). Его фильмы — отдельный жанр, что-то вроде «драмы с элементами сумасшествия». Мне очень нравится работать на пределе, изучать свои актерские возможности, а потому мне особенно импонирует свобода, с которой у этого режиссера играют артисты. Часто я слышу в свой адрес на съемочной площадке: «Чуть меньше… Чуть меньше». Чуть меньше истерии, секса, радости – всего «чуть меньше». А хочется сниматься в таком кино, где не надо будет «меньше». И тебе самому не приходится становиться меньше (или даже мельче). Хотелось бы попробовать себя там, где можно выдавать 150% энергии — и это будет плюсом, а не минусом.

Продолжаете ли вы общаться с Машей и Надей после завершения работы над фильмом? Есть ли дальнейшие совместные планы?

С Машей мы регулярно общаемся и встречаемся, с Надей больше переписываемся, поскольку она сейчас снимается в новом проекте далеко от Москвы. Я рада, что и она, и Маша — все в работе и счастливы. Конечно, у меня есть свежие идеи, я делюсь ими с Машей. Было бы замечательно сниматься во всех ее фильмах или даже быть музой нового звездного режиссера, но в нашей стране почему-то такие постоянные творческие тандемы воспринимаются скептически (хотя в том же Голливуде это привычная практика, когда режиссер снимает одних и тех же «любимых» артистов). 

Как бы то ни было, для меня самое главное, чтобы каждый делал то, что несет ему радость. Знаю, что у Маши уже есть предложения, а после выхода фильма их станет еще больше. И как же я завидую тем, кто будет с ней работать — это огромное счастье! А еще очень повезет тем, кому доведется сотрудничать с невероятной смелости и творческого размаха продюсером Юлией Мишкинене. Хорошим людям должна сопутствовать удача. Желаю всем, кто был связан с фильмом, нескончаемой удачи, радости, самореализации!

.