20.11.2023 19:11
Стиль жизни

Выставка «Слава и величие парфюмеров царской России – Поставщиков Высочайшего Двора»

Русский музей парфюмерии и Музей Гаража особого назначения при поддержке Президентского фонда культурных инициатив представляют уникальную выставку «Слава и величие парфюмеров царской России – Поставщиков Высочайшего Двора». С 10 ноября по 9 июня 2024 года в Музее Гаража особого назначения ФСО России на ВДНХ (павильон № 54).

.

В экспозиции представлены более 700 уникальных экспонатов из коллекции основателей Русского музея парфюмерии - Ирины Воробьевой и Дмитрия Самодурова: изысканные флаконы, парфюмерные наборы, духи, одеколоны, помады, пудры, мыла, рекламные издания и предметы дамского будуара от отечественных производителей дореволюционной России. Выставка поделена на разделы, каждый из которых посвящен легендарным российским парфюмерам – Альфонсу Ралле, Генриху Брокару, Адольфу Сиу, Александру Остроумову и другим российским парфюмерам и промышленникам – Поставщикам Высочайшего Двора. Отдельный раздел выставки рассказывает о праздновании 300-летия дома Романовых в 1913 году. Этот юбилей широко отмечался в Российской империи в год наивысшей точки экономического и культурного развития страны начала XX века. Многие российские и зарубежные производители выпустили особую юбилейную продукцию к этому празднику, и парфюмеры не стали исключением.

На входе гостей встречает изящная, но при этом внушительная экспозиция из разнообразных стеклянных колпачков, принадлежащих флаконам прошлой эпохи: в виде клоунов, короны, совы, а также разнообразных и оригинальных орнаментов. Атмосферу выставки создает ароматный фонтан, которым Брокар поразил публику на Промышленной Выставке в Москве в 1882 году. Тогда оригинальный фонтан Брокара был наполнен цветочным одеколоном, а современный фонтан содержит ароматизированную цветочную воду с яркими нотами сирени. Представлена здесь и печатная продукция Поставщиков Высочайшего Двора. Например, Брокар издавал «Расписание дачных поездов», а Остроумов издание «Наши актрисы», где популярные дивы того времени делились, как помогает им крем или мыло бороться с веснушками или увлажнять кожу. Обмана никакого не было, ведь они получали продукцию на дегустацию заранее и писали только о том, что действительно произвело впечатление.

Уникальную композицию предметов парфюмерного искусства выигрышно дополняют шедевры мирового автомобилестроения начала прошлого века. Это автомобили с вековой историей: ярко-желтого цвета Ford Model T Touring («Форд Т») 1910 года выпуска, миниатюрный французский Bebe Peugeot («Малыш Пежо»), самым именитым владельцем которого в Российской империи стал цесаревич Алексей, сын императора Николая II и один из первых в мире электромобилей в мире —  «Сити энд Сабурбан» («Коламбия»), он был подарен вдовствующей российской императрице Марии Федоровны её сестрой Александрой, супругой британского короля Эдуарда VII.

Выставка начинает играть новыми красками, если посетить авторскую экскурсию от сооснователя Русского музея парфюмерии и Вице-президента Союза Коллекционеров России - Ирины Воробьевой. Ведь для большинства людей знание о дореволюционной парфюмерии заканчивается на аромате под названием «Любимый букет императрицы» и многие уверены, что именно он стал впоследствии «Красной Москвой». А это совсем не так. Можно узнать и о том, что дореволюционный уход за собой включал помаду для усов, а также специальные мыльные палочки (мыло в форме палочки с колпачком для бритья). А фабрики выпускали не только привычную продукцию, но еще и порошок для серебрения пасхальных яиц, уксусную эссенцию и курительную бумагу для создания ароматов в доме. Флаконы духов и одеколона варьировались от самых крошечных (помещавшихся в футляр в виде пасхального яичка) до огромных «выставочных» на несколько литров. В некоторых из них до сих пор находятся духи, которые сохранились с тех пор. Для интересующихся организаторы выставки подготовили реконструкцию ароматов. Парфюмер Ольга Госина создала авторские вариации ароматов. Их можно не только «послушать», но и приобрести в сувенирном магазине музея.