Нина Шацкая: «Чем меньше цивилизации, тем выше градус гостеприимства»
Нину Шацкую многие знают как популярную исполнительницу романсов. На сцене она не один год, однажды даже поучаствовала в шоу «Голос». Помимо своей профессиональной деятельности Нина — заядлая путешественница, фотограф и автор уже двух книг о поездках, оформленных ее безумно красивыми фотографиями пейзажей и местных жителей. Страсть, увлечение, жажда новых открытий — мы поговорили с Ниной о том, как важно не бояться ездить в одиночку и... вообще ничего не бояться, даже «в Африку гулять».
Нина, когда родилась страсть к путешествиям? Потому что у вас это явно страсть, а не просто увлечение. В таком-то объеме...
Говорят, что на всю Россию есть примерно человек триста таких чокнутых, которые ездят в форс-мажорные поездки. До того как я вышла замуж, у меня была цель объехать все страны, я ездила путешествовать раз в два-три месяца, спасалась в путешествиях от одиночества. Первая поездка в одиночку случилась по инициативе моей приятельницы — хозяйки турагентства. Она занималась организацией поездок по Африке, и, когда я в очередной раз захандрила, отправила меня одну в Африку. И меня «укусила муха Африки», так обычно называют влюбленность в Черный континент. А я называю страсть к путешествиям геном бродяжничества. Я помимо путешествий много гастролирую, и это не одно и то же. Концертный райдер предполагает перелет бизнес-классом, а в путешествиях я очень часто перемещаюсь экономом. Не могу пройти мимо рынков, привожу из поездок жемчуга, шелка, иногда в мастерских за полчаса-час местные мастерицы шьют мне наряды. А еще путешествие — это запахи, новая еда, необычная архитектура. Когда я почувствовала вкус к путешествиям, взяла за правило брать двухнедельные каникулы в январе и в мае и посвящать их дальним поездкам.
Это Наполняет вас? Ведь это же очень тяжело для организма. Любому нормальному человеку после таких длинных путешествий нужен еще один отпуск — «тюлений».
«Наполняет» — это, наверное, не то слово. Путешествия меня изменили. До того как я открыла для себя мир странствий, я была зажатая, некоммуникабельная, неуверенная в себе. Путешествия ликвидируют шоры. Вот в январе я вернулась из Западной Африки, и из меня искры летят (Смеется.), я открыта к общению, хочу делиться эмоциями, я словно батарейка, от которой можно зарядиться. Есть такая книга — «Трансерфинг реальности» Вадима Зеланда, и там написано, что, если вы зашли в тупик и не можете из него выйти, надо поменять место своего положения. Так и у меня: когда в жизни я заходила в тупик, понимала, что нужно перемещаться. И очень важную роль в моей жизни сыграли путешествия по воде! Выросшая на Волге, проводя каникулы с родителями на Рыбинском водохранилище, я мгновенно гармонизируюсь рядом с большими водоемами. Удивительно, но все знаковые события в моей жизни стартовали с кораблей, с круизов. (Улыбается.)
Как вы выбираете места, куда собираетесь ехать?
Для меня притягательны маршруты, где цивилизация оставила минимальное количество следов, где люди живут, не меняя традиций, а иногда и повседневного стиля одежды. Помню, в Японии нас привезли в монастырь синтоистов Тогагуся. Это был май, шел снежок, и желтая песчаная дорога вся пропиталась влагой… Туристов было мало, и все они шли по обочинам, хотя дорога оставалась свободной. Едва я вышла на эту желтую дорогу и побрела в горку, к монастырю, около меня очутился гид и тихонько попросил сойти с нее: «По этой дороге нельзя ходить, это дорога для духов. Люди ходят по обочинам». И, честное слово, я в этот момент оторопела, всем своим существом ощутив, что это действительно дорога духов и что они идут по ней.
Не страшно путешествовать одной? По Африке, например.
Мне очень везет с гидами. Обычно там, куда я езжу, люди очень любят свою землю и любят о ней рассказывать, а еще я заметила: чем меньше цивилизации, тем выше градус гостеприимства. И, конечно, нельзя не учитывать того, что туристические города живут за счет туристов и делают всё возможное, чтобы те не опасались за свою безопасность.
Видела ваши серии портретов людей. Как вам удается с ними договариваться, чтобы сфотографировать? Я лично несколько раз пробовала в Азии кого-то снять, и это не всегда воспринимается дружелюбно.
В основном я снимаю открыто, не пряча камеру. Кто-то реагирует спокойно, кого-то камера раздражает. Если вижу протест — останавливаюсь и начинаю театр: улыбаюсь, прошу, шучу, веду себя естественно и искренне. Если снимаю торговцев, могу присесть рядом с лотком прямо на землю. В крайних случаях, если очень хочу снять портрет а человек не хочет сниматься, предлагаю деньги. Очень редко снимаю втихаря, когда понимаю, что человек может выйти из состояния, в котором я хочу его поймать.
Вы же не только по миру путешествуете, но и по России?
Во время пандемии, когда уже более-менее разрешили полеты, я отправилась на Камчатку, на остров Беринга, на Командорские острова. Для меня открылся новый чудный мир, и я сама себе открылась другая, потому что никогда не думала, что получу удовольствие от путешествия в холодный климат, меня всегда притягивало тепло. Но на Командорах я влюбилась в Северо-Восток. И на следующий год уже летела на Чукотку. По счастливой случайности оказалась на корабле, который шел на остров Врангеля. И по дороге к острову, и на нем самом мне повезло увидеть несметное количество животных: и белых медведей, и овцебыков, и моржей, и китов! О путешествиях на эти острова в моей книге «Краски жизни» есть большой раздел. Но в моих мечтах — новая книга, об отдаленных регионах России. У меня уже готовы рассказы о посещении невероятной Калмыкии, об Алтае, я видела краешком глаза Байкал и чуть больше увидела в Якутии… Мне интересно глубокое погружение, я хочу увидеть быт и образ жизни малых народов. Хочу увидеть Россию не со сцены концертных залов в гастрольных турах, а ее аутентичную глубинку.
Вы очень много фотографируете в своих путешествиях, а почему не заведете видеоблог?
Невозможно обогнать время, фотография позволяет снять мгновение вне времени, и, если меня не устраивает кадр, я могу развернуться, поменять ракурс, акцент. А видео ты не можешь снять быстрее, чем идет время, нужно дождаться завершения действия, а мне жаль этого времени. (Улыбается.) Хотя я начинаю потихоньку снимать под водный мир в движении, когда занимаюсь дайвингом. Минувшим летом я снимала тигровых акул и каракатиц: и те и другие меня поразили!
Вы еще и дайвингом занимаетесь?
Да. Очень люблю. Прекрасно помню свое первое погружение. Мне было 39 лет, я накопила денег и с друзьями отправилась на Мальдивы. Когда погрузилась, увидела совершенно другую планету, другой мир! Рыбы — удивительные, они друг с другом коммуницируют, посылают друг другу сигналы… Там такие ландшафты, поля, леса кораллов! Потренировавшись пару дней, я вынырнула в цивилизацию другим человеком. Меня будто подключили к мировому разуму, дали возможность познавать, видеть, слышать. И это произошло в Индийском океане. Теперь, когда захожу в этот океан, я знаю, что попадаю в свою стихию, которая каждый раз открывает для меня что-то новое, обогащает невербальными знаниями.
На какую глубину максимально погружаетесь?
Метров на 30–35. Но есть один важный момент: я не боюсь глубины, а в дайвинге нужно бояться. У меня отсутствует чувство опасности, это плохо. Я увижу какую-то морскую живность — и давай за ней плыть. Инструктора только и успевают стучать железкой по моему баллону, чтобы я вернулась. (Смеется.) В прошлой жизни я, наверное, была рыбой или белухой. Когда увидела ее вживую, поняла, что это мой тотем. Она одиночка, плавает глубоко. Самостоятельная, ее не тяготит одиночество...
А на какую камеру вы снимаете свои фотошедевры?
Снимаю я на камеру марки Sony, только обновляю модели. Вообще это очень интересная история, как в моей жизни появился фотоаппарат. В 1991 году жизнь подарила мне встречу с фотографом Франко Витале. Сергей Бондарчук снимал совместно с итальянцами фильм «Тихий Дон», Франко работал в съемочной группе. Интернета тогда не было, и я даже предположить не могла, что познакомилась с Мастером, работавшим с великими режиссерами мирового кинематограна ведущих фестивалях мира. За время нашего общения он сделал порядка тысячи моих фотопортретов, и это во времена, когда снимали на пленку! Снимал он на зеркальную профессиональную камеру, но под рукой у него всегда была маленькая «игрушечная» мыльница Kodak. Однажды он мне эту мыльницу подарил. И сказал, какую нужно использовать пленку. Это и был мой первый фотоаппарат. С этой камерой я объездила весь Индокитай, снимая всё подряд. По возвращении домой я проявила пленки, и мне понравилось то, как я вижу мир и людей. Я поняла, что хочу продолжить фотографировать.
Самая необычная история в путешествиях, о которой могли бы рассказать?
Я была в Чили три недели, и удалось очень плотно посмотреть страну. Была на острове Пасхи. Но все чилийцы мне говорили, что если я хочу почувствовать Чили и если что-то хочу изменить в судьбе (а я на тот момент жизни очень хотела перемен), то я должна поехать в Патагонию. Когда мой тур подходил к концу, так случилось, что у меня оставалось двое свободных суток. Из столицы Чили Сантьяго до Пунта-Аренаса в Патагонии добираться пять-шесть часов. Я купила билет, заказала экскурсию и полетела за переменами в судьбе. В аэропорту меня встретил гид Антонио, и мы двинулись в путь — к леднику. Я рассказывала ему, как мечтаю увидеть голубые ледники и торосы, голубое небо и белоснежные сахарные головы гор. Он ответил, что для этого у нас очень мало времени. Я отказалась от обеда, от ужина, я готова была нестись в машине сутки без остановок. Мы двинулись в путь в густом тумане. Машин на дорогах не было, мы мчались вдоль голых предгорий, изредка встречая несущиеся наперегонки с бешеным ветром лошадиные табунки. И когда на заданный в сотый раз вопрос, разойдутся ли тучи, гид печально ответил, что вряд ли… тучи, как занавес в театре, разъехались, предъявив мне и голубое небо, и белоснежные шапки гор, и разноцветные блюдца озер! Помню, что тогда, перед поездкой, я начала записывать новый диск, называется он «Зефир», это русские романсы в лаунж-аранжировках. Несколько песен уже были записаны на «болванку», и по дороге мы крутили его безостановочно. Антонио вырос в Чили, в семье эмигрантов из Чехии, и ему пришлись по сердцу мои романсы. Уезжая, я оставила ему этот диск. Спустя пять лет я снова отправилась в Патагонию, обошла мыс Горн на маленьком кораблике. Маршрут круиза начинался из Пунта-Аренаса. Чтобы подстраховаться на предмет нелетной погоды и задержек рейсов, я прилетела на сутки раньше. И регистрируясь в отеле, на ресепшен заказала экскурсию по городу, который предыдущий визит не увидела. Каково же было мое изумление, когда, сев в машину, я вдруг услышала свой собственный диск. Я не узнала Антонио, но он сразу же меня опознал и включил мой диск. Чудеса!
Правда интересная история. Как приятно общаться с таким увлеченным человеком, который так много может рассказать о своих путешествиях, так фанатично увлечен своим делом!
У меня три любимых дела в жизни: петь, путешествовать и фотографировать. Я даже когда рассказываю об этом, чувствую, как быстрее бежит в жилах кровь и прибавляется энергия! Мне кажется, что на часах моей жизни стрелки отмеряют время в обратную сторону. Вот такой мой секрет вечной молодости, который все усердно пытаются разгадать.
Нина, куда дальше держите путь?
Дальше держу путь на сцену Москонцерта 22 апреля отмечать свое 58-летие.