Вадим Верник
01.11.2013 12:11
Звезды

Татьяна Доронина

На экране она невероятно притягательна. Ее вкрадчивый с придыханием голос гипнотизирует зрителей уже нескольких поколений. Народная артистка СССР Татьяна ДОРОНИНА — настоящая легенда. С юбилеем замечательную актрису поздравляет главный редактор ОК! Вадим Верник 

Фотография: РИА Новости
В студенческие годы, учась на театроведческом факультете ГИТИСа, я проходил практику в Театре имени Маяковского и однажды в пустом фойе увидел Татьяну Доронину. Она была в черном облегающем платье и черных сапогах на высоких каблуках. Это было днем, задолго до спектакля, Доронина шла деловой походкой — вероятно, с репетиции. Я подошел, чтобы поздороваться, и успел промолвить только: «Здравствуйте, Татьяна Ва...» Актриса стремительно пролетела мимо, никак не реагируя на мои слова и вообще на факт моего существования. Только стук ее каблуков разносился эхом. Без всякой обиды я подумал тогда, что такой, наверное, и должна быть настоящая звезда: гордая осанка, концентрация на себе и ореол недоступности.


Татьяна Доронина — это всегда высокий стиль, ничего суетного и бытового, хотя в кино она играет в основном простых женщин. «Я мечтала о морях и кораллах», — с легкой грустью поет актриса в фильме «Еще раз про любовь». В этой тоске — предчувствие трагического финала. А помните: «Опустела без тебя земля. Ой...»? Эту песню героиня Дорониной напевает в такси в культовом фильме 1960-х «Три тополя на Плющихе». Здесь и внезапная любовь, и понимание того, что счастье хоть и близко, но невозможно. Или знаменитый танец обольщения в «Старшей сестре»: не по-советски чувственная пластика, но сколько в ней иронии! Сегодня Татьяну Доронину назвали бы иконой стиля, а в 60-е и 70-е годы прошлого века такого понятия для советского человека не существовало. Ей старались подражать — говорили как она, делали прически как у Дорониной, но повторить ее не смог никто.


Еще в детстве я слышал много восторженных слов о Татьяне Дорониной от своего отца — режиссера Эмиля Верника. Он работал с ней на радио — записал, в частности, главы из «Анны Карениной» и замечательный спектакль «Старинный романс», где она сыграла прославленную актрису Веру Комиссаржевскую. Интересно, что Доронина дает особенные характеристики тем, к кому она душевно расположена. Моего отца, например, она называет «дивным режиссером и человеком». Когда мы встретились с Татьяной Васильевной, чтобы записать интервью о начале ее творческого пути для моей программы «Кто там...» на «Культуре», она прежде всего спросила о папе и передала ему привет.


Впрочем, наша съемка могла и не состояться. 2002 год. Я приехал в Московский Художественный театр имени Горького (Доронина возглавляет его уже более 25 лет). Оператор Вячеслав Гусев выставил свет, установил телевизионную аппаратуру. Всё готово, ждем героиню. Появляется помощница Дорониной. «А где монитор?» — укоризненно спрашивает она. «Монитора нет», — отвечаю я. «Тогда съемку придется отменить. Татьяна Васильевна обязательно должна видеть себя на мониторе». Я в отчаянии: об этой съемке я договаривался несколько месяцев, причем общался только с помощниками Дорониной — сама актриса всё это время была недоступна. Что делать? Начинаю бегать — в прямом смысле слова — по театру в поисках маленького телевизора-монитора. У помощников Дорониной тоже паника: не дай бог о заминке узнает сама Татьяна Васильевна! Вообще я понял тогда, что в этом театре дисциплина железная и каждый человек со стороны вызывает подозрение. Тому, правда, есть свои причины. Слишком драматичным для Татьяны Дорониной было обретение власти в этом театре.
Дело в том, что в 1987 году произошло разделение Московского Художественного театра: часть труппы осталась с Олегом Ефремовым (теперь это МХТ имени Чехова), в то время как судьба остальных актеров была туманной. В этой непростой ситуации Доронина добровольно решила возглавить «лагерь униженных и оскорбленных» — тех, кого Ефремов оставил за бортом. Вряд ли Татьяна Доронина вынашивала мечту стать во главе театра, тем более МХАТа. Сработало обостренное чувство справедливости, как понимала эту справедливость сама актриса. Возможно, профессиональная жизнь Дорониной была бы совсем иной, если бы она осталась в той части труппы, которую повел за собой Олег Ефремов. Но так сложилась судьба. Она стала художественным руководителем, и в ней проснулся режиссер: половина репертуара МХАТа имени Горького — это постановки Дорониной. Она сама выбирает для себя роли. В основном это русская классика: Островский, Чехов, Горький — вкус у Татьяны Васильевны отменный. Так и живет Доронина в своем замкнутом мире. За пределы добровольно выстроенной крепости с момента разделения МХАТа она почти не выходит.


...А монитор мы тогда все-таки нашли, и вскоре началась съемка. Татьяна Васильевна была в хорошем расположении духа и вспоминала интересные факты из жизни. Я спросил ее о первом киноопыте. Оказалось, что в кино Доронина дебютировала, еще будучи студенткой Школы-студии МХАТ. «Я снялась у Калатозова, это был очень неудачный фильм по пьесе Погодина. На «Мосфильме» к молодым актерам отношение было пренебрежительное, поэтому меня отпустили со съемок на десять дней позже. Когда я вернулась в Москву, то узнала, что две главные роли в дипломных спектаклях от меня ушли. Но этого показалось мало. Было целое собрание в институте по поводу того, что на съемках, оказывается, я вела себя безобразно. За годы моей работы все узнали, что мне свойственно, а что нет. Тем более в нежном возрасте позволить себе какие-то вещи я не могла. Как потом мне рассказали, одна большая актриса Художественного театра обратилась к одному актеру, который снимался в этом фильме, с просьбой организовать против меня письмо. Его зачитали на общем собрании. Этого оказалось достаточно, чтобы вопрос о принятии меня во МХАТ был снят автоматически».


В труппу Московского Художественного театра Татьяна Доронина все-таки попала, но только в 1966 году, через десять лет после окончания института и после семи триумфальных лет в Ленинградском БДТ. Потом из МХАТа она уходила в Театр Маяковского, к режиссеру Андрею Гончарову, и сыграла там немало блистательных ролей. А в 1983-м по приглашению Олега Ефремова вернулась в Художественный театр. 


Начинала Доронина свой творческий путь в Сталинграде, куда отправилась по распределению: «Вероятно, во мне существовала доля ответственности и послушания, и я поехала». Вспоминая свою жизнь в Сталинграде, она отметила: «Самое обидное, что я там была не нужна. Театр снял мне комнату недалеко от вокзала. Каждый раз, услышав паровозные гудки, я начинала плакать...» Сталинградский период продолжался один год. «Жизнь там вас закалила?» — спросил я. Прозвучал откровенный ответ: «Это связано не только с профессией. Был еще первый очень чувствительный обман в моей личной жизни. Я переживала, потому что это было неожиданно и очень страшно тогда». — «Вы имеете в виду Олега Басилашвили, вашего первого мужа и однокурсника?» — «Да-да». — «Он был с вами в Сталинграде с самого начала?» — «Он был на съемках, приехал ко мне позже».


Вообще скрывать свою личную жизнь Татьяна Доронина не умела никогда. Известно, что замужем она была пять раз. С одним из мужей — драматургом Эдвардом Радзинским — у нее сложилось творческое содружество. Именно он написал для Дорониной пьесу «104 страницы про любовь», по которой был снят фильм «Еще раз про любовь». И даже после расставания Доронина продолжала оставаться для него музой. В своем театре она уже много лет играет в спектакле «Старая актриса на роль жены Достоевского» по пьесе Эдварда Радзинского. 


Фильм «Еще раз про любовь», как и другую знаменитую картину с Дорониной — «Старшая сестра», снял Георгий Натансон. Татьяна Васильевна называет его своим любимым кинорежиссером. Объяснение такой привязанности довольно любопытное: «Мне с ним было очень легко и удобно работать. Во взаимоотношениях была исключена какая-то двусмысленность, пошлость или какие-то притязания». О подобных «притязаниях» красавица актриса узнала еще в самом начале карьеры: «У меня была встреча с одним очень видным режиссером на «Мосфильме». После этой встречи весь «Мосфильм» гудел. Ко мне подходили с вопросом: «Это вы та молодая актриса, которая отказала режиссеру?» А я тому режиссеру сказала: «Зачем вы меня позвали — сыграть роль или переспать с вами?» Кто-то потом мне говорил: ну, это ты зря». Эту курьезную историю Татьяна Васильевна рассказывала мне с мягкой улыбкой.


Конечно, я не мог не спросить, почему она так редко снималась, а последние лет тридцать вообще ни одной кинопремьеры. Вот ответ: «Предложения были, но они так или иначе повторяли темы, которые уже отработаны или малоинтересны. А дальше начался период, когда позитив, который существовал в моей индивидуальности, просто не был востребован, как не востребован и сейчас. Сейчас интересны жестокость, агрессия и то, что называется открытой сексапильностью, ну и прочие вещи, которыми я не обладаю и не хочу обладать». Доронина поделилась со мной, что очень жалеет об одной несостоявшейся встрече в кино — с режиссером Михаилом Роммом: «Он пригласил меня в фильм «Девять дней одного года». Хорошие партнеры, прекрасный режиссер». — «Так в чем же дело?» — «Вы знаете, Вадим, это были греховные мысли, и я вам скажу какие. Там были две великолепно написанные мужские роли и намного хуже написанная женская роль. Я чувствовала, что проиграю. Я уже тогда понимала, что если появляться на экране, то надо лидировать». 


Интересный штрих. В Школу-студию МХАТ Татьяна попробовала поступить после восьмого класса, прошла все туры и даже сдала общеобразовательные экзамены: «Я всё знала не хуже, чем десятиклассники, и было бы справедливо, чтобы меня приняли в институт тогда». Она всегда была уверена в себе, и эта уверенность ей, конечно, помогала.


В апреле этого года Татьяна Доронина была удостоена премии «Золотая маска» с формулировкой «За выдающийся вклад в театральное искусство». На сцене она царит более полувека. Но даже если бы Доронина сыграла только три свои коронные роли в кино, этого было бы достаточно, чтобы она стала легендой.