Вадим Верник
18.10.2013 12:10
Звезды

Лидия Федосеева-Шукшина

Позови меня в даль светлую… 

Фотография: Picvario / Russian Look
Она будто рождена для того, чтобы играть в фильмах Василия Шукшина «Калина красная» и «Печки-лавочки». И хотя в ее актерской палитре персонажи разных исторических эпох и социальных слоев — есть даже царственные особы, — в зрительском сознании Лидия ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА остается народной героиней, со своей естественной красотой и душевной силой. 


Однажды в юности я познакомился с сестрами Шукшиными — Машей и Олей. Девушки с громкой фамилией, погодки. Маша только что поступила в институт иностранных языков, а Оля — в ГИТИС, на актерский, в мастерскую Андрея Гончарова и Марка Захарова. Оказалось, что мы соседи, живем неподалеку от метро «Алексеевская», и стали периодически приглашать друг друга в гости. Маша и Оля приходили ко мне вдвоем, и я привык видеть сестер только вместе. Для меня было удивительно, насколько по-разному сложились их судьбы. Маша стала знаменитой актрисой и телеведущей, а Оля уехала в далекую провинцию, предпочтя покой и уединение. 


Я отлично помню свой первый визит в дом на улице Бочкова, где висит мемориальная доска «Здесь жил Василий Шукшин». Дверь открыла Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина. Она была в длинном малиновом халате, без макияжа. В гостиной, на самом почетном месте, — огромный портрет. На портрете Лидия и Василий Шукшины со своими маленькими дочками... Мы чинно расположились за старинным столом: Лидия Николаевна, сдержанная в эмоциях и при этом невероятно обаятельная, ее дочери и я. Неспешно пили чай с вареньем, говорили о каких-то необязательных вещах. А мне хотелось спросить о Шукшине, узнать подробности жизни Лидии Николаевны с этим великим человеком. Но я стеснялся тогда задавать такие вопросы.
Позже я узнал, что Лидия и Василий познакомились во ВГИКе, причем их встреча была достаточно враждебной. Шукшин, секретарь комсомольской организации института, отчитывал некомсомолку Федосееву за идеологическую несознательность. Спустя несколько лет, в 1964-м, их пригласили сниматься вместе в фильме «Какое оно, море?». Лидия поначалу отнеслась к этому без особого энтузиазма. До места съемок они ехали в одном поезде, и эта дорога навсегда изменила их судьбы... К своим 35 годам Василий Шукшин был уже известным писателем и режиссером, а Лидия, которой было 26 лет, снялась в главной роли в фильме «Сверстницы» и зарекомендовала себя как весьма перспективная актриса. К тому времени у обоих за плечами была насыщенная личная жизнь и неудавшиеся браки. После окончания съемок каждый уехал к себе домой — обоим нужно было время, чтобы принять верное решение. Через три года Лидия и Василий поженились.


Любопытный факт. После рождения дочерей Федосеева-Шукшина полностью посвятила себя материнству, хотя ее актерская карьера была на взлете. Она даже отказалась ехать на пробы к таким мастерам, как Марлен Хуциев и Андрей Смирнов. Кроме того, против съемок жены возражал и сам Шукшин, однажды он сказал: «Ты будешь сниматься только у меня». Именно в картинах Василия Шукшина «Печки-лавочки» и «Калина красная» актриса сыграла, пожалуй, свои лучшие роли. Кстати, название повести «Калина красная», по которой потом и был снят фильм, придумала Лидия. Тогда совпало всё: и мощная драматургия Шукшина, и его режиссура, и актерский талант плюс идеальная партнерша. В кадре они настолько чувствуют друг друга, что порой забываешь, что это только кино. В фильмах Шукшина Лидия показала себя как большая трагическая актриса. Ее полюбили миллионы зрителей, от нее ждали новых прорывов и открытий.


В 1974-м, когда умер Василий Шукшин, Лидии было всего 36 лет. Она хотела бросить актерскую профессию, уйти в монастырь... Должно было пройти время, чтобы вновь почувствовать вкус жизни. Ее новым мужем стал кинооператор Михаил Агранович, они прожили вместе 11 лет (на год больше, чем с Шукшиным), потом — польский художник Марек Межеевский. Несколько лет назад пресса охотно писала о романе Лидии Николаевны с Бари Алибасовым. Был ли этот роман на самом деле или их связывали только дружеские отношения, никто не знает. Впрочем, на то она и личная жизнь, чтобы прожить ее как хочешь и с кем хочешь.


В середине семидесятых Федосеева-Шукшина становится одной из самых востребованных актрис. Были сильные драматические образы — например, в картине «Позови меня в даль светлую» по повести Шукшина. Я очень люблю ее характерные роли, особенно томную мадам Грицацуеву в «12 стульях» Марка Захарова. Дуэт Федосеевой-Шукшиной и Андрея Миронова в роли Остапа Бендера — это блистательная комическая пикировка. Столь же грандиозен дуэт актрисы с Инной Чуриковой в «Мертвых душах» режиссера Михаила Швейцера: гоголевские дамы, приятные во всех отношениях, смешные и нелепые в своем бессмысленном энтузиазме. В кино актрисе Федосеевой-Шукшиной зачастую выпадают небольшие роли, но каждый раз она находит свой индивидуальный и очень точный рисунок.


В последние годы актриса много путешествует. Ее — одну или вместе с дочерью Машей — с удовольствием приглашают на разные кинофестивали. Однажды мы вместе ехали в «Сапсане» в Санкт-Петербург на фестиваль «Виват кино России!», президентом которого уже много лет является Федосеева-Шукшина. В поезде она бойко и деловито общалась со своими коллегами. А когда я пригласил ее прийти ко мне на радио в прямой эфир, отказалась наотрез. Я не стал уточнять почему. Возможно, она просто устала от бесконечных вторжений в свою жизнь. А может, есть какие-то иные причины. Впрочем, всё это не так важно. Лично я благодарен Лидии Федосеевой-Шукшиной за ее светлый щедрый дар, неподвластный ни досужим разговорам, ни времени.