В Музее русского импрессионизма выставят личную коллекцию Владимира Спивакова
На экспозиции будут показаны более 90 работ деятелей искусства различных эпох.
С 16 июня по 24 сентября Музей русского импрессионизма представит произведения из личного собрания выдающегося скрипача и дирижера Владимира Спивакова. Впервые коллекция маэстро будет оформлена в самостоятельную выставку. В состав экспозиции «Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова» войдет свыше 90 работ мастеров разных эпох и течений.
Обширная и разнообразная коллекция объединила русскую живопись и графику рубежа XIX–XX веков; современное русское искусство, представленное такими направлениями как нонконформизм и московский концептуализм, неоакадемизм и кинетизм; а также уникальное для России собрание народной подстекольной живописи Западной Европы. Каждая из работ имеет свою историю, свою судьбу, каждая сама нашла своего коллекционера.
Среди произведений русского искусства рубежа XIX–XX веков особенно стоит отметить образцы театральной графики: работы Александра Бенуа, Константина Коровина, Бориса Шаляпина (сына Федора Шаляпина), Павла Челищева. Яркие и динамичные эскизы костюмов последнего Владимир Спиваков впервые увидел в «Русской чайной» — ресторане русской кухни на Манхэттене, неподалеку от Карнеги-Холл.
Несмотря на разнообразие и обширность классической составляющей коллекции, наиболее значимая часть собрания представлена произведениями современного русского искусства. К этому направлению относятся работы неоакадемиста Егора Острова, нонконформистов Владимира Немухина и Бориса Жутовского, представителя московского концептуализма Игоря Макаревича и художника-кинетиста Александра Григорьева.
Помимо живописных произведений, в экспозиции будет показан кинетический объект петербургского художника Александра Григорьева «Взаимопроникновение», которую Владимир Спиваков называет воплощением «музыки сфер».
Отдельного внимания заслуживает редкая подборка произведений народного искусства Западной Европы конца XIX – начала XX веков — работы мастеров подстекольной живописи. Маэстро начал собирать «стекла» во французском Кольмаре, где ежегодно проходит международный музыкальный фестиваль под его руководством. Спиваков рассказывает:
Однажды в одном из антикварных магазинов в Кольмаре я увидел яркие расписные «стекла» на религиозные темы. Я поинтересовался, что это за произведения, зная, что Василию Кандинскому нравилась народная живопись на стекле. С тех пор я решил каждый год отмечать кольмарский фестиваль покупкой очередной работы
Неслучайно выбрано название выставки — «Увлечения». Мало кто знает, что некогда начинающий скрипач Владимир Спиваков серьезно обучался живописи и стоял перед выбором: быть музыкантом или художником. Выбрав однажды музыку, маэстро не утратил страсть к изобразительному искусству. По сей день живопись остается одним из его главных увлечений наравне с увлечением всей его жизни — музыкой. Более 100 работ из своей коллекции Владимир Спиваков подарил Московскому международному Дому музыки, которым руководит уже 15 лет.
Как подготовиться в выставке?
- Е. Деготь. Русское искусство XX века
- А. Ипполитов. Бронзовый век Петербурга
- Е. Деготь, В. Захаров. Московский концептуализм
- Д. Сарабьянов. История русского искусства второй половины XIX века
- С. Волков. Диалоги с Владимиром Спиваковым