27.09.2012 15:09
Звезды
Ольга Cмирнова
«Всплески и бури я нахожу в танце»
Фотография: Ирина Бордо
Шоколад?! Разве балеринам можно сладкое?
(Улыбается.) Конечно, налегать на сладкое не очень здорово, но все балерины сладкоежки. Да и этот запрет удваивает желание съесть что-нибудь вкусное. Балерина же не может ничего не есть. Откуда тогда брать силы? В нашем рационе должны быть витамины, белки и определенное количество жиров. Ну а сладкое — это прихоть, иногда хочется себя чем-то порадовать.
Оля, а в каком возрасте ребенок начинает заниматься балетом профессионально?
Как правило, в балетную школу берут лет в десять-одиннадцать.
Ты сама захотела заниматься балетом, или это было желание родителей?
В десять лет невозможно сознательно сделать такой выбор, ты же не отдаешь себе отчет в том, что это решение может определить всю твою дальнейшую жизнь. В балет меня привела мама, я тогда только окончила начальную школу. До этого я несколько лет танцевала в хореографическом ансамбле. Прекрасный детский коллектив, но, конечно, это был не балет. Если честно, я даже никогда не спрашивала маму, почему она вдруг решила отдать меня в балет, в семье-то у нас никто с искусством не связан. Но я очень ей благодарна. Кто знает, как бы повернулась моя жизнь, если бы не Академия Русского балета.
Балет требует колоссальной нагрузки, кроме того, приходится постоянно себя ограничивать. Скажи, у тебя когда-нибудь возникало желание нарушить свой привычный график и пожить как обычный подросток?
Я не могу тебя шокировать рассказами о каких-то своих неординарных поступках. Да, родители привели меня в балет, но они никогда не наседали на меня. Не было никакого внешнего давления. Сначала я просто ходила в академию учиться, потом я искренне полюбила то, что делаю, а чуть позже поняла, что ничем другим заниматься не хочу. Я никогда не задумывалась о том, что как-то особенно сильно устаю. Конечно, как и у любого ребенка, случались капризы: «Вот сейчас возьму и брошу» — но это лишь мимолетные желания, которые возникают, когда что-то не получается. Всякое бывает: не всё сразу получается, бывают трудные моменты, с педагогами не всегда всё гладко. Это нормально. Но я не могу припомнить, чтобы я когда-либо всерьез думала о том, чтобы бросить балет.
Если честно, я никогда не встречала человека, который бы не бунтовал в подростковом возрасте…
Если тебе интересно жить и у тебя много увлечений, зачем бунтовать? Добивайся той цели, что ты себе поставил, и просто иди дальше… Любые всплески и бури я могу и всегда могла найти в танце. Вообще я к любым трудностям отношусь с любопытством. Еще несколько лет назад в балетных школах существовало довольно жесткое разделение на характерное и классическое отделения. Мне всегда очень нравились характерные танцы, я много времени и сил им отдавала, а в школе меня определили на классическое направление. Совмещать было непросто, но я пыталась. Мой педагог в средних классах говорил мне: «Зачем ты ходишь на эти дополнительные занятия? Неужели ты собираешься быть характерной танцовщицей?» Вот такого рода бунты случались, да. (Официант приносит горячий шоколад.) Мне почему-то кажется, что, когда я выйду на пенсию, я буду есть всё подряд. (Улыбается.) Я жуткая сладкоежка.
Вот ты заговорила о пенсии, а скажи, когда балерина приходит в профессию, она задумывается о том, что ее век на сцене достаточно короток, или думает только о настоящем?
Конечно, о настоящем. Мне кажется, что впереди еще так много замыслов, столько нереализованных идей. Сейчас всё только начинается и до пенсии еще очень-очень далеко. (Смеется.) Честное слово, я не вру. Мне еще столько всего надо станцевать. (Улыбается.)
Но ты строишь планы на будущее или живешь сегодняшним днем?
Планы строить — это хорошо, это правильно. Но с другой стороны, люди меняются, и то, что близко сейчас, через пять-десять лет может показаться мне странным. Трудно что-то прогнозировать. Скажу так: я живу сегодняшним днем со взглядом на ближайшее будущее… На наступающий сезон, к примеру.
То есть жизнь твоя расписана по сезонам?
Вот это точно! Я еще не думала об этом в таком ключе. Ты права. Даже немного страшно стало. В среднем у балерины пятнадцать сезонов, сейчас все-таки на пенсию стали раньше уходить. Сегодня от артиста требуется гораздо больше физических сил, чем во времена Майи Михайловны Плисецкой. А организм не вечен, он изнашивается. Сезон длится год — с сентября по июль. А что можно успеть сделать за сезон? Пока ты молода, два-три балета осилить сможешь. Но балерина не может подготовить один балет и забыть о нем, надо постоянно репетировать, совершенствовать свои навыки.
Оля, ты жила и училась в Петербурге, а по окончании Академии Русского балета одновременно получила предложения и от Мариинского театра, и от Большого. Почему все-таки ты выбрала Большой?
Это было непростое решение, и я знаю, что этот вопрос мне будут задавать в течение всей моей творческой жизни. На самом деле надо очень долго рассказывать, почему я выбрала именно Большой. Но чтобы быть адекватно понятой, скажу: в Москве я нашла для себя очень много плюсов. Здесь, в Большом театре, после реконструкции открылась историческая сцена. Плюс новая сцена. А когда есть две сцены, всегда больше репертуара, у артистов больше занятости. Ну и ко всему прочему понятно, что художественный руководитель балетной группы будет в какой-то мере нести ответственность за человека, которого он пригласил. А меня как раз позвал Сергей Юрьевич Филин.
Как это случилось?
Сергей Юрьевич приехал в Петербург на ежегодный балетный фестиваль Dance Open, тогда в городе собралась вся балетная элита, и, естественно, все посетили Академию Русского балета. У нас уже была готова выпускная программа, и мы ее продемонстрировали. Сергей Юрьевич пригласил меня и еще одну девочку в Большой. Я стала думать, взвешивать все за и против, а потом позвонила ему, приехала в Москву. И приняла решение, что останусь — тут у меня будет больше возможностей.
Ты, наверное, на всю жизнь запомнила свой первый спектакль в Большом.
Да, первый балет — это, конечно, что-то особенное. Первым балетом была «Баядерка» Минкуса — кстати, не так давно, в марте. До этого я полгода проработала в театре, осваивалась, привыкала.
Перед дебютом коленки тряслись?
Ты знаешь, нет. Наверное, это моя особенность. Конечно, волнение есть всегда. Но у меня перед премьерой всегда такое волшебное ощущение — как предвкушение. Мне хочется скорее на сцену, так хочется скорее танцевать перед зрителями. Страха у меня не было, коленки не тряслись. Странное такое чувство. Перед премьерой балета «Драгоценности» Баланчина было то же самое. Мне кажется, это неплохо. Не хочу, чтобы какой-то страх мешал мне танцевать. Все-таки мы выходим для того, чтобы радовать зрителей, зрителей Большого театра, которые платят немалые деньги, чтобы попасть в театр.
Говорят, что петербуржцам непросто дается стремительный ритм московской жизни. Как ты тут справляешься?
А я живу в своем ритме. Конечно, это город движения, суеты, но есть и тихие гавани. Например, садик «Эрмитаж» рядом с моим домом, Нескучный сад, Новодевичий монастырь… Москву я очень люблю, но, что бы там ни было, я никогда не стану москвичкой.
Читайте полную версию интервью в журнале ОК! №37