Кристина Бабушкина: «Я научилась жить настоящим»
Кристина Бабушкина прекрасная актриса — фактурная, характерная, настоящая русская краса. Многие помнят ее по роли банкирши Зойки, подруги главной героини в сериале «Примадонна». Жаль, что режиссеры часто предлагают Бабушкиной однотипные роли: либо простой селянки, бой-бабы, либо провинциалки, приехавшей покорять Москву. И если деревенские девушки выходят у Кристины живыми и искренними благодаря ее сибирскому говорку и стати, то о том, как покорять столицу, этой актрисе можно не рассказывать. Она сама четырнадцать лет назад приехала в Москву из Иркутска с одним чемоданом.
Характер у Бабушкиной такой, что хоть фронтом командуй: приехала, показалась в Школе-студии МХАТ, поступила. Ее мастерами были Олег Табаков и Михаил Лобанов. Уже со второго курса Бабушкина играла у Олега Павловича в «Табакерке», а после окончания Школы-студии и по сей день она актриса МХТ. За последний год Кристина выпустила в театре пять премьер, продолжая активно сниматься в кино. Это был непростой для нее год: хоть и мирный, но всё же развод с мужем, актером Станиславом Дужниковым, досужие домыслы… Кристина окунулась в работу. Вот и нам сначала обещала, что освободит для съемки целый день, а перед тем как начать сниматься, предупредила, что после помчится на пробы.
Кристина, расскажи, на какую роль претендуешь?
Если всё будет хорошо, сыграю сумасшедшую мамашу.
Сумасшедшую мамашу?! Не рановато?
Да что там! Я у Сергея Петровича Никоненко играла бабушку, и, кстати, получила премию за эту роль. Мне, конечно, ужасно хочется сказать всем режиссерам, что я — Офелия, что я могу быть другой... Может быть, и удастся еще сыграть молодую героиню, почему нет.
Что значит «может быть»?
Потому что, к сожалению, используют нас одинаково. Это редкое счастье, когда удается показать себя с разных сторон. Я уже смеюсь над тем, что в кино я обычно как Родина-мать или же подруга главной героини. Мне кажется, это мое жизненное кредо. Причем, как правило, главная героиня прекрасная, нежная, трогательная и очень красивая. А я — на контрасте — рослая, крупная и смешная. Надо бы что-то другое попробовать. Если я поставлю цель, то, наверное, смогу. Мне Олег Павлович Табаков еще в институте говорил: «Ты, Кристя, артистка на вырост».
Тебя просто еще никто не разглядел.
Я и сама себя всегда так успокаиваю.
Время идет. Если никто не увидел, надо что-то делать, чтобы увидели. Или нет?
У меня это не совмещается. Сегодня помимо таланта — даже не таланта, а профессиональных способностей — надо обладать умением себя преподнести и продвинуть. Как бы грубо ни звучало, но это бизнес. Вот взять хотя бы шоу-бизнес. Там же артисты тратят деньги на концерты, на пиар. Почему мы, драматические артисты, совершенно не занимаемся этим вопросом и, главное, не умеем ничего этого делать? Мне кажется, таким вещам надо в институтах учить. Как творческий человек я не могу разговаривать о деньгах, я не умею этого делать, несмотря на кажущийся мой напор. И это плохо.
Что дурного в том, что ты себя рекламируешь? Ведь не стыдно говорить о том, что есть, — стыдно говорить о том, чего нет. К примеру, ты можешь позвонить режиссеру и попросить попробовать тебя на роль?
Могу попросить своего директора позвонить и сказать, что я очень хочу прийти на пробы, но сама, нет, не смогу.
А за кого-нибудь попросить наверняка сможешь.
На амбразуру пойду!
Сегодня хороший способ отрекламировать себя ― это сняться в каком-нибудь долгоиграющем телепроекте. Ты не думала об этом?
У меня была ситуация прошлой осенью — мне предложили главную роль в сериале. И я понимала, что это эфир каждый день, это реклама практически на всю страну и гонорар такой, который я еще пока никогда не получала. И должна сказать, что это искушение… Я, наверное, суток двое не спала, думала о том, что важнее.
Важнее чего, прости?
Важнее Школы-студии МХАТ, Московского Художественного театра, моих пускай негромких, но серьезных кинопроектов. Мне всегда хочется заниматься творчеством помимо того, чтобы зарабатывать деньги. Вот она, чаша весов. Появился шанс помочь себе финансово и прославиться на всю страну — мы же честолюбивые, мы же очень хотим признания… Я помню, как непросто мне этот выбор давался. Кто-то из друзей говорил: «Хватит выпендриваться, есть работа — работай». Тоже позиция. Кто-то, наоборот, отговаривал: «У тебя что сейчас, кризис? Ты не можешь содержать ребенка?» В итоге я подумала и отказалась.
Мы начали разговор с того, что ты будешь изображать сумасшедшую мамашу в кино. А в жизни ты какая мама?
Я? Даже не знаю. Мне кажется, я рациональная мамаша. Я не буду паниковать из-за случившегося ОРЗ, а в срочном порядке начну предпринимать меры. У меня была хорошая практика — я же вела детскую передачу «Мама в большом городе» на канале «Мать и дитя». В программе всегда участвовал какой-нибудь специалист — психотерапевт, психолог. Я наслушалась, многому научилась, сделала какие-то выводы. Уже сейчас я хочу, чтобы Стеха сама проявляла желание чему-то учиться, и стараюсь ей ничего не навязывать. Поскольку, например, мое желание отвести дочь в танцевальную школу закончилось полным фиаско. Я не знала, что в группе от четырех до шести лет разница между детьми четырех и шести лет настолько большая. Стеше было четыре. И когда она, привыкшая к тому, что у нее всё всегда здорово получается, не смогла сделать то, что делают другие детки, случилась слезная истерика. А мы купили балетки, купальник — очень серьезно подошли к этому вопросу... И до сих пор я не могу затянуть ее на танцы. Мне так обидно, мне кажется, что девочка обязательно должна заниматься танцами. «Вот тебе надо, ты и танцуй», — говорит мне ребенок.
А ты сама занималась танцами в детстве? Откуда такая уверенность, что девочке обязательно надо уметь танцевать?
Моя мама всегда считала: если ребенку что-то нравится, пусть занимается. И чем я только не занималась в детстве: конькобежный спорт, волейбол, музыкальная школа — и всё это было ненавязчиво, самой хотелось. Танцами я увлеклась в основном уже в школе, но это была такая самодеятельность-самодеятельность. Я всегда завороженно смотрела на девочек, которые ходили на бальные танцы или на балет, — их сразу видно. Вот идет она по школе — спина прямая-прямая, развернутые плечи. Это же великолепие какое-то! Я думала, может, Стеше сначала понравится, а потом она как-то войдет во вкус. Но нет, сейчас вот попробуем в музыкальную школу пойти. Главное, чтобы она мне не сказала, как я своим родителям: «Играйте Моцарта сами».
Тогда понятно, в кого дочь пошла.
Точно. (Смеется.) Но мои родители — музыканты: мама дирижер, отец играет в оркестре. Вопрос, отдавать меня в музыкальную школу или нет, в доме даже не обсуждался... Но когда мне надо было готовиться к очередному экзамену, я легла на стульчик и сказала: «Играйте своего Моцарта сами». На этом музыкальная школа закончилась.
Говорят, детей нельзя воспитывать, их надо любить. Но ведь у каждого из нас есть тот самый случай, который ты запомнила на всю жизнь…
Если бы знать заранее, что правильно делать, а что нет. Я так мечтаю о волшебной трансляции, чтобы кто-то сверху мне говорил: «Ты сейчас не туда идешь, Кристиночка». Я не знаю, как воспитывают мальчиков, но в воспитании дочери, мне кажется, надо быть мягкой, ласковой, надо быть другом. Тем не менее, когда возникает какая-то спорная ситуация, я, конечно, доминирую над Стешей, иногда даже чересчур. Но опять же, одна замечательная женщина-психотерапевт однажды мне сказала: «Если ты каждый раз задаешь себе вопрос, хорошая ли ты мама, значит, идет правильный процесс. Значит, ты развиваешься». Поэтому один раз дашь пряник, другой раз возьмешь шланг от стиралки... Этим летом Стеша была у бабушки. Я звонила, спрашивала маму, не устала ли она. А она мне говорит: «Господи, да доплачивать надо, чтобы посидеть с твоим ребенком». (Смеется.)
Как вы со Стасом объяснили Стеше свое расставание?
На самом деле обошлось без стресса. Она изначально росла в семье, когда мама и папа по очереди уезжают на съемки и часто заменяют друг друга. И в принципе в этой ситуации произошло то же самое. Например, у меня сейчас были съемки в Краснодаре, Стас занимался Стешей — у него была такая возможность. Сейчас у Стаса нагрузка — дочь со мной. Она задавала вопросы, но я умудрилась найти ответы, которые ее устроили. Не было слез и каких-то категоричных заявлений. Думаю, прежде всего потому, что наша жизнь в целом не изменилась.
Я была очень удивлена, когда узнала о том, что вы разводитесь. Два года назад, когда мы делали с вами совместную беседу, мне показалось, что вы очень гармоничная пара. Конечно, всё может благополучно выглядеть, а что там на самом деле… Почему вы расстались?
Однозначно ответить на этот вопрос, наверное, ни я, ни Стас не сможем. Я ведь и себя не раз спрашивала: «Почему?» Если в общих чертах, пускай это даже прозвучит банально, но наступает в отношениях такой момент, когда всё говорено-переговорено, ты уже всё понимаешь, всё знаешь. И тогда люди отдаляются друг от друга, потому что каждый начинает жить своими интересами. Я очень дорожу тем, что мы умудрились не довести наш разлад до скандала, до такого развода-развода. Мы по-человечески разошлись. Может быть, брак мы и не сохранили, но зато у нас сложились теплые дружеские отношения. Наверное, наступил момент, когда нам стало комфортнее существовать именно в таком статусе. И Стехе, нашей любимой, прекрасной, которую мы бережем, холим и лелеем, так комфортнее в этой ситуации.
Как давно вы разошлись?
Уже год назад, просто не делали никаких заявлений.
Скажи, а не страшно было на развод решиться? Это же просто как шаг в пустоту: кто знает, что будет дальше?
В том-то и дело, что никто не знает. Но я поймала себя на мысли, что я испытывала не страх, нет, это было скорее волнение. Я никогда не была самостоятельной — я была за мужем, у меня была семья. И вдруг вот она, совершенно новая жизнь. Сейчас может показаться, что всё в один момент решилось. Это, конечно, не так. Но я в связи с этой ситуацией поняла такую вещь: наша ошибка в том, что мы всё время смотрим вперед — что там дальше, что будет. И вообще не живем тем, что сегодня. Я вдруг осознала, что надо научиться жить настоящим, тем, что прямо сейчас происходит, потому что это больше никогда не повторится. Сначала ты тренируешь себя с помощью аутотренинга, а потом уже само собой получается. Ну, например, недавно была я на съемках, идет дождь и все хором ноют: холодно, мы простынем, сляжем... А я стою под этим летним дождем, и мне так здорово!
Скажи, ты так сильно похудела, потому что развелась или потому что много работала? Или всё сразу?
Я всегда была крупной, но я так комфортно себя ощущала, что никогда не волновалась на этот счет. А тут однажды встала на весы и поняла, что как-то уже не то. Пошла к диетологу, замечательному врачу, которая постепенно привела меня в норму. Так что это не дань моде, не нервы, просто сейчас мне так комфортнее.
Говорят, если женщина сделала новую прическу или похудела, это всегда новый мужчина в перспективе.
Сейчас, дабы дипломатично не конкретизировать, скажу, что большую часть моего времени занимают мои проекты и Стеша. Если перемены произойдут, я расскажу о них ОК!.
Читайте полную версию интервью в журнале ОК! № 39