Лиля Чумичева
06.03.2014 13:03
Звезды

Паулина Андреева: «Вижу цель — не вижу препятствий»

Паулина окончила Школу-студию МХАТ в 2011 году, в том же году ее приняли в стажерскую группу театра МХТ им. Чехова.

Фотография: IVstudio

«Ах, как я была влюблена, мой друг, и что теперь? Я думала, это весна, а это оттепель...» — услышав однажды, эти строки забыть невозможно. Песня, написанная Константином Меладзе к нашумевшему многосерийному фильму Валерия Тодоровского «ОТТЕПЕЛЬ», сделала известной 25-летнюю актрису ПАУЛИНУ АНДРЕЕВУ


Такие кульбиты судьбы удивляют и саму актрису, сейчас она только привыкает давать интервью и менее болезненно относиться к критике. Паулина окончила Школу-студию МХАТ в 2011 году, в том же году ее приняли в стажерскую группу театра МХТ им. Чехова. По-настоящему удачным для актрисы стал 2013 год. Ее утвердили на одну из главных ролей в культовом спектакле Владимира Машкова «№13D» — одно только это настоящая победа! А в начале декабря в эфире Первого канала появилась «Оттепель». Паулина сыграла эпизодическую роль — певицу Дину. Несколько минут на экране — и...

Паулина, скажи, как ты относишься к фразе «проснуться знаменитым»?
Мне кажется, что это достаточно поверхностная формулировка. Могу сказать, что сталкиваясь с ней, я никогда не ассоциировала ее со своим существованием в профессии. Думала: «Здорово! Классно! Вот как в жизни бывает». Конечно, я никогда не выжидала момента, когда и я, наконец, проснусь знаменитой. (Улыбается.) Для меня это не цель, я говорю совершенно искренне. Я спокойно, не торопясь, делала и делаю то, что считаю нужным.

И вот появляется «Оттепель», ты играешь эпизодическую роль и запоминаешься зрителям прежде всего исполнением песни. Композиция попадает в ротацию радиостанций, тебя приглашают в телепрограммы в прайм-тайм. Ты психологически была готова к такому повороту событий?
Знаешь, я очень ждала выхода сериала, мне было интересно посмотреть на то, что получилось, было безумно приятно осознавать свою причастность к этому событию. Конечно, я не думала о себе в контексте этого проекта и такого ажиотажа вокруг себя никак не ожидала. А тут вдруг песня «Оттепель» в моем исполнении зазвучала буквально повсюду. Это стало для меня настоящим шоком. Новый, неожиданный поворот — я не знала, как себя вести. Слышу песню и моментально становлюсь красного цвета. Мне одновременно и очень приятно, и неловко. Может показаться: приходит известность, и мир вокруг тебя резко меняется, ты становишься бешено счастливым. Но нет, ничего такого не происходит. (Улыбается.) Ты быстро адаптируешься и продолжаешь жить, как и прежде. Мы отпраздновали премьеру фильма, подняли бокалы, произнесли тосты. И я поймала себя на мысли: «Хорошо, а дальше что?» Вот такой характер противный, всего мне мало.

Паулина, а ты музыкой когда-нибудь занималась?
Вот в чем фантастика! Жизнь намного хитрее и интереснее, чем мы даже можем предположить. Я никогда не занималась музыкой. Естественно, у родителей были попытки отдать меня в музыкальную школу, посадить за фортепиано… Но всё это не увенчалось успехом, я была крайне неусидчива, и заниматься длительное время чем-то — нет, это было не про меня. В Школе-студии МХАТ, где я училась, у нас был вокал. Сказать, что я имела там какой-то успех, будет неправдой. Меня подводило адское волнение. Я волновалась всякий раз, когда выходила к роялю. Я стою одна, мне не за что схватиться, у меня нет партнера, в зале сидят зрители… У меня начинали трястись губы, щеки, ноги, тело сводили буквально судороги. Но парадокс в том, что петь я любила всегда. Дома, в машине…

А в караоке?
А вот в караоке как раз никогда не пела. Есть люди, у которых это здорово получается. А мне тут как зрителю веселее. Может, я просто стесняюсь. (Улыбается.)

Ты говоришь про стеснение, волнение… Удивительные чувства для актрисы.
Ты что! А как без них? Если я настолько в себе уверена, если мне кажется, что я божественна во всех своих проявлениях, значит, пора лечиться. Волнение должно быть, оно мотивирует актера, появляется желание его побороть.

Прежде чем поступить в Школу-студию, ты два года училась на факультете журналистики в родном Санкт-Петербурге. Почему вдруг ты решила сменить ориентиры? Насколько я знаю, в твоей семье нет артистов.
Артистов у нас нет. У моей мамы компания по строительству загородных домов, папа занимается бизнесом. Учеба в школе подходила к концу, надо было куда-то поступать. У меня была детская идея: надо ехать в Москву поступать на актерский (школу я окончила рано, мне было шестнадцать лет). А родители подсказали, что с этим стоит пока повременить. Они говорили: «Тебе же всегда нравилось болтать, писать, так поступай на журфак». Я подумала: а почему бы и нет? И поступила. Всему свое время. Прошло два года, я, что называется, зацементировалась, стала более цельной и совершенно четко осознала, чего хочу в действительности. Конечно, я плохо понимала, что это такое — быть актрисой, но чувствовала, что это то, что мне нужно. Мне казалось, что театральный вуз — сплошной праздник, там не будет лекций по экономике, по журналистике, по истории. Ты будешь только творить. (Улыбается.) Вот такое у меня было обманчивое впечатление. Конечно, я и понятия не имела, что на первом курсе есть такие плановые задания, как, например, показать предмет. Когда педагоги рассказали о том, что нам предстоит это делать, я долго не могла понять, в чем смысл этого мероприятия. На первом курсе до меня все доходило на седьмые сутки. Но мне так все нравилось! У меня не оставалось времени на всякую ерунду, на гулянки, учеба меня дисциплинировала. Мне очень нравилось в Москве, в то время как в Питере у меня было ощущение, будто жизнь проходит мимо меня. Я пребывала там в такой крепкой подростковой питерской депрессии и изводила этим своих родственников. Мучилась от того, что я явно не там, где мне нужно быть. Полагаю, моя интуиция меня не подвела, здесь мне резко сделалось хорошо.

Как же тебя родители одну отпустили в Москву?
Мои родители — умные и деликатные люди. Они понимали, что спорить со мной бесполезно, что мне надо помогать, иначе не избежать конфликтов. Так что они мне помогли, поддержали. Конечно, им было нелегко, но они и на расстоянии были рядом со мной.

Первое время телефон, наверное, обрывался от их звонков?
Да. У меня же тут никого не было. Я в Москве-то до этого была всего один раз — в 9-м классе на экскурсии. Я не знала города, но… вижу цель — не вижу препятствий. Я давно уже не была настолько собранна, как тогда. Это было прекрасное время. Истощаешься донельзя, но при этом ты воодушевлена, понимаешь, чего хочешь добиться, а если у тебя еще и получается, это вообще что-то невероятное!

И конечно, ни единого раза не возникала мысль все бросить и вернуться назад?
Нет, ни единого раза. Я думала: если даже не поступлю, всё равно из Москвы не уеду. Буду работать где-нибудь, буду поступать на следующий год, но возвращаться в Питер с позором я не собиралась. Кстати, сессию на журфаке я сдала, меня перевели на третий курс. Но мама забрала мои документы, так как у меня все получилось и я поступила в Школу-студию МХАТ. Я пролила три литра слез опустошения. Это было счастье, восторг. (Улыбается.)

И вот ты впервые выходишь на сцену… Какие чувства испытываешь?
Это был полный провал. Мы играли отрывок из спектакля «Хористка» по Чехову. Я была комком нервов, я не понимала ни себя, ни материала. Так что «первый выход на сцену», как и понятие «проснуться знаменитым», слегка романтизированы. (Улыбается.)

Тебя не назовешь уверенной в себе девушкой.
Да. Можно и так сказать. Иногда я больше демонстрирую уверенность, чем чувствую ее на самом деле. В общем, могу крепко порефлексировать.

После выхода «Оттепели» на YouTube сразу появился фрагмент фильма, в котором ты исполняешь песню, последовали комментарии. Одни очень позитивные, другие — напротив. Тебе, как человеку, склонному к рефлексии, наверное, проще всего такие вещи игнорировать.
Да, но от соблазна все это прочитать невозможно удержаться. Что касается негативных комментариев... Только юмор спасает. Интернет — свободное пространство, что ж поделать.

Паулина, скажи, родители стойко выдержали твое появление в откровенной сцене в сериале? И тебе самой не было страшно с этого начинать?
Я бы не ставила вопрос таким образом. Что значит «начинать с этого»? Никуда не поднявшись, покатилась по наклонной? (Улыбается.) Это красивая любовная сцена, не более того. Конечно, было страшно, была масса сомнений: а стоит ли? Но я сделала свой выбор, я доверилась прекрасному режиссеру. Конечно, ночь перед съемками я не спала, переживала, но ничего, справилась же. Что же касается семьи, то мнения близких разделились. Мама — моя лучшая подруга, она всегда на моей стороне. А вот мужчины… Кто-то категорично заявил: «Вы сошли с ума! Пускай теперь он на ней женится!» (Смеется.)

Кто пускай женится? Цыганов?
(Смеется.) Ну да. Моя семья очень далека от этой профессии. Родители будут переживать, если моя героиня заплачет или, еще хуже, умрет. Но ничего, мы с ними всё решим без конфликтов.

Сейчас в МХТ имени Чехова с огромным успехом идет спектакль «№ 13D», в котором ты играешь с одними из лучших артистов театра. И снова появляешься в достаточно откровенном образе.
Да, весь первый акт я хожу в нижнем белье, в корсете и чулках. Точнее, я даже не хожу, я ношусь по сцене, прыгаю. Мне совершенно не стыдно за то, что происходит. Бегать полуобнаженной в красивом нижнем белье… Все это оправдано обстоятельствами, иначе быть не могло, это был бы уже совсем другой спектакль, другая пьеса. Кроме того, в этом спектакле есть возможность быть смешной. Мне важно, что Владимир Машков поверил в меня, в то, что я смогу существовать в рамках этого материала. Я абсолютная мартышка в этом смысле, я не боюсь быть некрасивой. Страшнее для меня быть в этом необаятельной. Я не несу себя как знамя божественной красоты, отношусь к себе с юмором. Зато эта роль заставит меня и в будущем всегда оставаться в форме.

Ты действительно в отличной форме. Неужели у тебя бывают с этим проблемы?
Сейчас нет, я стараюсь всегда быть в тонусе, хожу в спортивный зал. Я очень спортивный человек. Выходить на сцену в таком «костюме» и есть пельмени на диване — вещи несовместимые. (Улыбается.)

Ты несколько лет играла в театре, а в этом году одна за другой две кинопремьеры — «Темный мир: Равновесие» и «Оттепель». Тебе сейчас не хочется сделать акцент на кино?
Кино — некий бонус, субстанция непостоянная. А театр — это актерская представительская база, это основа, константа. Я не ставлю себя перед выбором. Театр есть, был и будет в моей жизни.

Скажи, когда ты ехала в Москву с целью стать актрисой, ты думала о том, что тебя ждет через пару лет, чего ты сможешь добиться, скажем, к двадцати пяти годам?
Нет, я ничего не планировала. Это вообще не свойственно моему характеру. Я не планирую выйти замуж к определенному возрасту или завести детей — это смешно. Жизнь распоряжается нашими судьбами ярче и интереснее, чем мы себе фантазируем. Я и отпуск не планирую или поездки домой в Питер. Я всегда беру билет неожиданно, понимая, что завтра-послезавтра свободна. Поезд Москва — Санкт-Петербург для меня уже как метро или автобус, никаких долгих сборов. В Питере — отдых, там меня кормят домашней едой и хвалят, там я встречаюсь с друзьями. В Питер меня тянет всегда, и сейчас тоже.

Те полгода, пока шли репетиции «№ 13D», актеры буквально жили в театре. Ты молодая, красивая девушка, наверняка тебе хотелось больше времени посвящать себе, своей личной жизни.
Если хочешь, то находишь время на всё. Как же иначе! Без этого скучно, грустно и бессмысленно.

Он актер, интересно?
Это не интересно. (Улыбается.) Интересно то, что после премьеры «№ 13D» Олег Павлович Табаков перевел меня из стажерской группы в основную труппу театра!

Поздравляю тебя! Паулина, наше интервью выйдет накануне Дня защитника Отечества. В твоем представлении кто такой настоящий мужчина?
Что бы я ни придумала, это уже было сказано три миллиона раз до меня. Поэтому не буду фантазировать: это тот, кого я люблю. У него могут быть слабости, противный характер, но если я его люблю, то для меня он, безусловно, настоящий мужчина.