Евгений Миронов, Елизавета Боярская, Ксения Собчак, Константин Богомолов и другие на премьере спектакля «Дядя Ваня»
14,15 и 16 сентября на сцене Театра Наций в рамках фестиваля «Черешневый лес» состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня» в постановке одного из лидеров современной французской режиссуры - художественного руководителя парижского театра «Одеон» Стефана Брауншвейга.
Главные роли в спектакле сыграли звезды театра и кино: Анатолий Белый, Елизавета Боярская, Юлия Пересильд, Виктор Вержбицкий и худрук театра Евгений Миронов.
Среди гостей премьерных показов были Михаил Швыдкой, Ксения Собчак, Константин Богомолов, Екатерина и Александр Стриженовы, Валерия Роднянская, Андрей Макаревич, Леонид Парфёнов, Екатерина Андреева, Сергей Филин, Светлана Хоркина и другие.
Время, в которое перенесено действие, - условно, место тоже. Одеты герои по моде наших лет. Реальность, с одной стороны, очень напоминает нашу, с другой - будто существует параллельно. Декорации предельно лаконичны: серый дощатый пол и стены, в центре сцены - круглая купель, около которой собираются, чтобы позагорать и поплавать, обитатели и гости имения. И только оригинальный текст Чехова - главное условие работы, выдвинутое приглашенным режиссером Стефаном Брауншвейгом. И оно для артистов оказалось самым сложным. Им хотелось импровизировать и добавлять что-то от себя, но, по словам Евгения Миронова (дядя Ваня), «все эти попытки пресекались».
«Если раньше все режиссеры искали “своего Чехова”, то Стефан Брауншвейг - это интерпретатор автора, и такого бережного отношения к тексту я никогда не встречал, - прокомментировал Евгений Миронов. - Вместе с ним мы стали разбираться, что же хотел сказать Чехов. Наше желание каждую сцену по-своему “раскрасить” тут же пресекалось, потому что ему были важны именно отношения между персонажами. Мне мой герой, дядя Ваня, сначала был не понятен, потому что я совершенно другой по характеру человек. Поэтому я серьезно готовился, прочитал множество писем Чехова, чтобы найти ключ к персонажу и понять, почему писателя так интересовали неудачники. Мне хотелось понять природу этого персонажа, выяснить, что же случилось с этим умным, образованным человеком, из-за чего он так глупо спустил свою жизнь»
По мнению режиссера спектакля, ключ к сегодняшней постановке «Дяди Вани» – экологическая тема, которая волнует весь мир и актуальна как никогда. Больше века назад, когда и разворачиваются события пьесы, героя, молодого врача и вегетарианца, волновала проблема уничтожения и вырубки лесов, браконьерства. Не боясь прослыть чудаком, он предлагает заменить дрова альтернативным топливом, призывает беречь природу для будущих поколений - и оказывается, что те, кто бездумно ее губят, так же потребительски относятся и к своим близким. Получилась постановка об экологии человеческих отношений, которую тоже трудно сберечь и восстановить.
«Когда режиссер заговорил с нами о том, как важно то, о чем говорит Астров, я подумала: мы что, делаем спектакль о лесе? Тут же такая любовь, такие характеры… Но пока мы, изо дня в день, репетировали, начались пожары в Сибири, в Амазонии, в Южной Африке. И только тогда поняли, что это за тема в спектакле и насколько Астров был прав, - призналась Юлия Пересильд, исполнившая роль Елены Андреевны, скучающей молодой жены почтенного профессора Серебрякова. - Стефан загрузил нас так, что времени еле хватало на себя. Он очистил нас от эмоций, заставил понять каждое слово пьесы и направить все чувства в узкий коридор. Это было необходимо, чтобы осуществить задачу режиссера – следовать тексту без импровизаций»