Блогер-миллионник
Максим Сулимов
Блогер-миллионник
Максим Сулимов
Интервью: Денис Казьмин
Техноблогер, бизнесмен и автор популярных во всем мире YouTube-каналов YouFact Максим Сулимов в эксклюзивном интервью ОK! рассказал о пути к успеху, подводных камнях своего бизнеса, заработке, победах и неудачах в карьере, а также дал ценные советы тем, кто мечтает стать звездой YouTube!
Maksim Sulimau
Максим, в феврале вашему YouTube-каналу YouFact исполнилось 6 лет. Расскажите, с чего начиналась его история?
Я всегда хотел иметь свой онлайн-бизнес, который бы мне нравился и приносил пользу людям. Я в то время занимался заработком на своих сайтах, но не чувствовал в этом особой пользы. Ютуб показался мне довольно перспективной площадкой, потому что здесь можно было собрать огромную аудиторию людей, которые бы смотрели мои ролики и узнавали что-то новое, расширяли свой кругозор. Так я пришел к интересным фактам. Занимательно то, что некоторые мои ролики показывали на уроках в школах, зрители писали об этом в комментариях. Так что я точно был уверен в том, что двигаюсь в правильном направлении. Показывать себя на видео я не хотел, да и голос мой в записи поначалу мне жутко не понравился. Я стал изучать все доступные источники в интернете и понял, что у этой площадки есть большой потенциал. Мне очень хотелось прийти к миллионным просмотрам, но я понятия не имел, как этого добиться. Действовал интуитивно и не прогадал. Среди русскоязычных блогеров я был одним из первых, кто начал делать ролики в нише «Топы и факты». Сам составлял сценарий, подбирал картинки, музыку, делал озвучку. Публиковал видео ради интереса — а вдруг зайдет? Ждал результатов, но несколько месяцев их просто не было. Я не отчаивался и продолжал усердно делать ролики каждый день. Спустя время такая тактика дала свои плоды. Просмотры видео на моем канале стали приносить доход.
Maksim Sulimau
«
Занимательно то, что некоторые мои ролики показывали на уроках
в школах, зрители писали об этом
в комментариях.
О чем был ваш самый первый ролик?
Топ-20 пляжей — самых крутых, интересных и красивых в мире. Я помню до сих пор фразы из этого ролика. Пересматривал его недавно. Он выглядит довольно смешно, даже нелепо. И звук там ужасный. Но у него было много лайков, люди писали хорошие комментарии, поддерживали меня. Кстати, до сих пор его смотрят. YouTube именно тем и замечателен, что, выложив видео один раз, ты потом годами можешь получать с него пассивный доход. Это отличная площадка, я рад, что в то время выбрал именно YouTube, потому что здесь можно сразу зарабатывать: как только ты подключаешь монетизацию, тебе платят за каждый просмотр. Не нужно искать рекламодателей, не нужно ждать, пока тебе напишут, предложат сотрудничество. Ты просто делаешь то, что тебе нравится, и получаешь за это деньги.
В какой момент вы стали зарабатывать на ваших видео? Может, всё началось с какого-то конкретного ролика?
Я думаю, что сработало мое деловое чутье и интуиция, что это рано или поздно выстрелит. У меня до YouTube было немало других проектов, многие из которых я бросал, поскольку они казались мне неперспективными. А здесь я продолжал делать ролики, несмотря ни на что. Монетизацию я подключил через два месяца после создания канала, но денег приходило совсем мало. Через четыре месяца одно из моих видео наконец-то начало стремительно развиваться! Весь мой кропотливый ежедневный труд начал приносить плоды. Сам ролик был про пять необъяснимых вещей, снятых на камеру. На сегодняшний день он набрал более 22 миллионов просмотров. У людей в рекомендациях стали появляться другие мои видео, потому что алгоритмы YouTube понимали, что зрители заинтересованы в контенте на канале, и автоматически продвигали его. В итоге число подписчиков стремительно росло. Я понял, что это работает и что я выбрал правильный путь. Не вкладывая никаких средств, не имея профессионального оборудования, создавая ролики в одиночку, я стал зарабатывать. Понял, что надо продолжать. И вот уже шесть лет этим занимаюсь. Я стал экспертом в этой области. Сейчас меня зовут на международные конкурсы по блогингу в качестве эксперта и судьи. К сожалению, в 2020 году из-за пандемии я смог принять участие только в одном международном конкурсе. Но, надеюсь, что в 2021-м мир наконец-то оживет, границы откроются и не будет никаких преград к проведению масштабных мероприятий.
Maksim Sulimau
«
У людей в рекомендациях стали появляться другие мои видео, потому что алгоритмы YouTube понимали, что зрители заинтересованы в контенте на канале, и автоматически продвигали его
Maksim Sulimau
Звучит просто удивительно! Неужели, не вложив ни копейки, сидя дома со стандартным набором гаджетов, можно с нуля запустить успешный канал на YouTube?
Здесь надо учитывать, какую нишу вы выберете. Допустим, я начинал делать подборки интересных фактов, событий, новостей. Это не требовало от меня никакого сложного оборудования. Конечно, если бы в то время я купил профессиональный микрофон, звук был бы намного лучше, нежели записанный с ноутбука. Но это не являлось определяющим фактором. Не было острой необходимости приобретать компьютер мощнее, хотя это и позволило бы мне быстрее делать монтаж... Другое дело, если вы хотите снимать себя, — тогда я бы посоветовал вложиться в оборудование. Но даже просто хорошего телефона с современной камерой на
первых порах будет достаточно. Я в этом уверен. Главное, выставить хороший свет, и картинка уже получится вполне приличной. Так что начинать, по моему мнению, можно с нуля. Важно, чтобы было желание это делать и не было внутренних «стопов» вроде «нужно много денег», «необходимо накупить кучу разного оборудования, а потом еще и понять, что со всем этим делать». Я самостоятельно обучался монтажу и видеосъемке. Никаких специфических курсов не проходил. Достаточно полезного материала можно найти бесплатно в интернете. Если есть вера в успех, всё получится! А свет... Да обычной настольной лампы вполне достаточно!
Maksim Sulimau
Вы сказали, что главное — не ставить в голове барьеры. Представим, что я тоже решил делать обзоры или топы на YouTube. И первый же вопрос, который у меня возникает: где взять иллюстрации, видео, музыку? Это же авторские права, а значит, и определенные затраты...
Если говорить про музыку, то YouTube предлагает обширную аудиотеку, где можно взять треки без проблем с авторскими правами. Мы во всех роликах ими пользуемся. Кроме того, есть ряд специализированных сайтов, которые также предлагают музыку, видео и картинки для свободного использования. На первых порах у меня не было копирайтера, все тексты я писал самостоятельно, собирая информацию на различных сайтах. Сам же и озвучивал. Позже начал собирать команду. Нашел специалистов на платформах и различных сайтах по поиску фрилансеров. С развитием каналов, с приходом доходов желательно нанимать людей, если рассматривать YouTube как бизнес. Моя цель как управленца — организовать процесс таким образом, чтобы всё работало при моем минимальном участии. Пока это не получается, скажу честно. Я постоянно вовлечен в процесс, есть моменты, которые нужно контролировать и говорить команде, где исправить. В целом же YouTube — это бизнес, который может приносить очень хорошие деньги и работать полностью без участия владельца
YouTube стал вашим основным источником доходов?
На самом деле я никогда не сидел в офисе, ни одного дня своей жизни. Я зарабатывал в интернете на партнерских программах уже с 16 лет. Поэтому с этой сферой я знаком очень давно. Сейчас активно применяю все приобретенные навыки на своих каналах. И очень рад, что у меня за плечами такой многолетний опыт, он помогает развиваться стремительными темпами. Деньги на YouTube можно получать не только с просмотров, но и с партнерских программ, а также прямой рекламы. Мы, например, постоянно делаем подборки интересных товаров, которые можно купить на Amazon и AliExpress, и получаем комиссию с продаж. Когда на русском канале стало более 50 тысяч подписчиков, я начал принимать заявки от рекламодателей. В течение первого года я не то чтобы полностью отказался от других заработков — у меня всё еще были свои онлайн-проекты. Но могу уверенно сказать, что YouTube начал приносить наибольший доход среди всех других источников.
Рекламодатели сами вас находят?
Совершенно верно. За все годы существования моих каналов я сам не нашел ни одного рекламодателя, ни одного спонсора. Мне это никогда не было нужно. Рекламодатели сами пишут мне и предлагают коммерческое сотрудничество. Я могу выбирать, кого рекламировать, а кого нет. На данный момент я сотрудничаю с очень крупными мировыми брендами. Мне даже написал банк Германии, чтобы я прорекламировал их услуги на своем немецком канале. Недавно я стал амбассадором Macy’s — одной из крупнейших и старейших сетей розничной торговли в США. Ежедневно я получаю около пяти заявок на рекламу от различных брендов по всему миру. У меня сейчас есть сотрудники, которые обрабатывают эти запросы. Но рекламодатели — это далеко не главный источник
прибыли канала. И если я от него откажусь, намного меньше зарабатывать не стану. YouTube очень хорошо платит за рекламные просмотры.
Кроме того, сейчас мы планируем запустить еще один сайт, на котором будем размещать гаджеты из наших обзоров. Это даст возможность перенаправить на сайт сотни тысяч покупателей в месяц с наших каналов. На YouTube все-таки идут еще не все рекламодатели, поскольку не понимают, насколько хорошо через эту площадку можно привлечь покупателей в свой интернет-магазин или на свой сервис. Именно для таких клиентов мы предложим сайт. Это наш важный проект на 2021 год.
«
Мне даже написал банк Германии, чтобы я прорекламировал их услуги
на своем немецком канале
Как долго вы делали канал в одиночестве и в какой момент ощутили необходимость привлекать команду для дальнейшего развития?
На старте у меня не было денег и не было навыков управления командой. Но создавать контент для YouTube можно самостоятельно, как делал это я в первые два года. Знаю, что есть популярные зарубежные ютуберы с миллионами подписчиков, которые долгое время продолжают делать ролики самостоятельно и чувствуют себя при этом превосходно. Возможно, им всё нравится, их всё устраивает, и они не видят необходимости нанимать команду. В моем случае не так. У нас девять каналов на пяти языках, поэтому сейчас просто нереально всё делать самому. Это действительно превратилось в очень крупный бизнес с существенным денежным оборотом. Когда ты расширяешься до такого уровня, команда необходима.
А как же навыки управления, которых у вас изначально не было?
Всё приходит с практикой. Я же сам прошел все этапы создания контента для YouTube, был погружен в процесс от и до, поэтому теперь четко представляю, какой функционал могу переложить на команду и какой результат должен получить по итогу. Если кто-то не справляется, делает что-то недостаточно быстро, я ищу способы оптимизировать работу, нанимаю дополнительных сотрудников. Но факт остается фактом: я этому нигде не учился. Правда, сейчас всё же читаю книги по управлению командой, прохожу курсы по бизнес-менеджменту. Мне это нужно, поскольку и штат сотрудников, и штат фрилансеров у нас постоянно расширяется. Нужно правильно выстроить структуру, чтобы действовать максимально слаженно и эффективно.
Как родилась идея сделать канал сразу на нескольких языках?
Не сразу, это происходило постепенно. Сначала я решил сделать канал на английском и на немецком, потому что понимал, что это значительно расширяет аудиторию. Попробовал, получилось. Кстати, монетизация на разных языках неодинакова. Например, ролики на русском приносят
Maksim Sulimau
денег меньше, потому что это напрямую зависит от платежеспособности населения. А если брать англоязычный сегмент,то там ставки за каждую тысячу просмотров могут быть в 10 и 20 раз выше. Я понял, что это довольно перспективное направление и один из способов расширения бизнеса и увеличения заработков. Поэтому я до сих пор это делаю.
Сейчас на YouTube множество каналов. Конкуренция огромна. Как человеку, который хочет запустить свой проект, выделиться, стать интересным, найти свою нишу?
Можно развиваться абсолютно в любой нише, какая вам будет интересна. Я уверен, что видео зайдет хорошо, прежде всего если делать его интересно, если у вас есть харизма. Это большое заблуждение, что все ниши заняты и тебе нет места на YouTube. Просто нужно делать уникально — не так, как все. Но при этом нужно обязательно следить за трендами. Так вы будете понимать, что сейчас актуально и интересно аудитории. Всегда можно привнести новые фишки, новые идеи. Пускай это будет какая-то необычная локация или подача материала под неожиданным углом. Возьмем, к примеру, кулинарную нишу. Роликов на эту тему полно. И все блогеры в основном готовят дома. А почему бы не выйти на природу и не приготовить то же блюдо по тому же рецепту, но в котелке на открытом огне? Когда молодые ютуберы спрашивают, с чего же им начать, я задаю встречный вопрос: а что нравится вам самим? Нравятся гаджеты? Снимайте их! Нравится охота или рыбалка — вперед! Конечно, если повторять под копирку то, что уже есть на YouTube, ничего не выйдет. Придумайте оригинальную подачу материала и включите всю свою харизму. И именно вас будут смотреть! Почему еще важно делать то, что нравится? Чтобы быстро не выгореть. Ваш контент должен зажигать в первую очередь вас самих. Сделайте 10–15 роликов, чтобы понять, ваше это или не ваше. Если чувствуете, что готовы продолжать, то нужно продолжать. Ни в коем случае нельзя опускать руки при первых же неудачах, или увидев комментарии хейтеров, или заметив падение просмотров. У каждого ютубера были такие моменты. Но надо продолжать, анализировать ошибки и просчеты, тестировать, слушать свою интуицию, наблюдать за тенденциями. Тогда все ваши труды будут вознаграждены. Это как аксиома.
Maksim Sulimau
«
Когда молодые ютуберы спрашивают,
с чего же им начать, я задаю встречный вопрос: а что нравится вам самим? Нравятся гаджеты? Снимайте их! Нравится охота или рыбалка — вперед!
Получается, важно, чтобы тебе самому нравилось то, что ты делаешь?
Обязательно! Если вам нравится быть в кадре или вы просто хотите что-то обозревать или делиться, даже не показывая себя, то уже стоит непременно попробовать записывать ролики. Если вы боитесь или стесняетесь, то всегда можно нанять артиста. Это, кстати, вполне распространенная практика в последнее время. Если видите в своем проекте хороший потенциал, то обязательно продолжайте! Не стоит забрасывать то, что вы начали! Признаюсь, у меня были моменты, когда я думал заняться чем-то другим, несмотря на то что на моем канале уже было около 300 тысяч подписчиков. Но, подумав, я понял, что хорош в создании роликов, у меня есть экспертность, большой опыт, я знаю, что именно будет выстреливать, а значит, не надо это забрасывать. Какие-то преграды были исключительно в моей голове, но мне удалось с ними справиться. Любое начинание можно развивать и масштабировать как угодно.
Вы сказали, что не очень любите себя на видео и вам не нравится ваш голос, однако в целой серии роликов вы снимались сами. Почему всё же решили попробовать?
Если говорить про мою нишу, то тут необязательно появляться в кадре. Мне жутко не нравился мой голос, я не понимал, как меня могут слушать люди. Потом я углубился в этот вопрос, почитал полезные статьи, в которых объясняется, почему мы так плохо воспринимаем звук собственного голоса. И понял, что стесняться тут нечего, людям он слышится нормальным. Я стал работать над собой, пробовать новые интонации, менять тон. В итоге избавился от стеснения и продолжил озвучивать ролики. К съемке себя я пришел, наверное, через год-два, может, позже. Острой необходимости не было, я просто решил посмотреть, будет ли в этом какой-то смысл, будут ли видео набирать больше просмотров за счет этого. Большой отдачи не было, моя аудитория привыкла, что в своих обзорах я остаюсь за кадром. Поэтому я решил продолжить по прежней схеме, не снимая себя. В прошлом году я выпустил небольшую серию роликов, где сам появлялся в кадре. Сначала они набрали не так много просмотров, но потом как полетели вверх! Одно из видео с моим участием набрало целый миллион лайков и на данный момент более 20 миллионов просмотров. Я был в шоке от такого результата. Посмотрел статистику и понял, что только считаные ролики ютуберов со всего мира смогли набрать миллион лайков.
Что это за видео?
Оно называется «Вся боль в одном видео», и его я монтировал довольно давно. На тот момент у меня уже была хорошая камера, но частично эпизоды были сняты на мобильный телефон. Само по себе содержание ролика очень жизненное. Я его разбил на ряд небольших фрагментов, в которых показал, что с нами происходит, когда мы в повседневной жизни ударяемся мизинцем о ножку стола, или не можем продеть нитку в ушко иголки, или когда интернет зависает на самом интересном моменте фильма, или когда мы макаем печенье в чай, и оно падает туда. Всем знакомы такие мелкие неприятности. Ролик хорошо зашел, правда, не сразу, а через целый год! Поначалу было не очень много просмотров, но потом он попал в рекомендации и стал по-настоящему вирусным. Благодаря одному этому ролику на канал подписалось более 90 тысяч человек. По статистике я вижу, что его смотрят практически изо всех стран мира, где есть интернет. Бывало, что этот ролик за час смотрели одновременно более 100 тысяч зрителей. Вот так спустя время он принес мне неплохой заработок — в сумме более 10 тысяч долларов.
Гаджеты, о которых рассказываете в своих обзорах, вы сами снимаете?
По большей части мы берем для монтажа проморолики брендов и производителей. Но мы хотим полностью перейти на собственные съемки и уже двигаемся в этом направлении. В обзорах мы показываем далеко не все подряд товары, которые находим, а делаем тщательный отбор. Важно, чтобы гаджет был качественным, нравился нам самим и был востребован у аудитории. Среди зрителей наших каналов 90% мужчин. В обзорах мы показываем всевозможные мультитулы, зажигалки, многофункциональные брелоки, различные приспособления для автомобилей, гаджеты и аксессуары для компьютеров и так далее.
Maksim Sulimau
«
Ролик хорошо зашел, правда,
не сразу, а через целый год!
Какое количество роликов, на ваш взгляд, оптимально выпускать в неделю?
Переборщить здесь невозможно. Если есть возможность делать больше — делайте. Но и трех роликов в неделю будет вполне достаточно. Раньше мы делали по одному в неделю, но, как только увеличили количество выпусков, просмотры пошли вверх. Желательно следовать какому-то постоянному графику, чтобы зрители в определенные дни ждали от вас контента. Если обратить внимание на каналы, у которых по 70–80 миллионов подписчиков, — они выпускают по 2–3 ролика в день. Конечно, аудитория не успеет посмотреть всё подряд,
зато вы чаще будете попадать в рекомендации YouTube и к вам придут люди, которые на вас не подписаны. Так это и работает. Насколько я знаю, YouTube сейчас может максимально присылать три уведомления в день с одного канала, четвертое уже не пришлет. Но всё равно можно хоть 10 роликов в сутки сделать. Анализируйте! Если для вашей ниши такой объем подходит — вперед! Я в будущем планирую каждый день выпускать новые видео на своих каналах.
Как понять, что видеоблогинг — это твое? Ведь на YouTube создают каналы многие, но не у всех хватает терпения и желания их планомерно развивать.
Чтобы понять, стоит попробовать. Только так. А иначе как ты поймешь, нравится тебе это или нет? Более того, понимание не придет с первого ролика. И даже с десятого может не прийти. Нужно повариться в этом хотя бы несколько месяцев: что-то постоянно снимать, монтировать, выкладывать. Я всегда советую сделать 33 видео. Если у вас после этого останется желание, то нужно обязательно продолжать. Опубликовав 33 ролика, вы точно получите результаты в виде просмотров и подписок. Также на основе полученного опыта вы поймете, какие видео более интересны зрителям, и уже исходя из этого составите свою стратегию развития канала. Если на этом этапе у вас не пропадет энтузиазм, то тогда блогинг — это однозначно ваша тема! Мне пришлось сделать 77 роликов, прежде чем один из них выстрелил и потянул за собой все остальные. Представляете, какой у меня был энтузиазм? Даже самому не верится!
Вы можете назвать себя рисковым человеком?
Я могу попробовать какое-то новое направление, но я не азартный, не рисковый. Все мои действия обдуманы, проанализированы и взвешены. Возможно, риск был в том, что я начал заниматься развитием своего канала на YouTube, не понимая, будет ли это мне приносить деньги и как всё это может монетизироваться. Но я понимал, что это перспективно, это меня мотивировало. Я поставил себе цель: с каждого видео хочу получать 1000 долларов. И это при том, что в самом начале мои ролики собирали лишь по 50–100 просмотров и ни о какой монетизации тогда не могло быть и речи. Но поставленная задача двигала меня вперед. Я понял, например, что лайки и комментарии особого веса не имеют. Важнее, досмотрел ли человек твой ролик до конца или ушел с середины, — алгоритм YouTube анализирует это и понимает, насколько конкретное видео интересно зрителям. Нужно сравнивать, почему один ролик хорошо набрал просмотры, а другой — нет. Что послужило причиной? Разобраться и больше не допускать ошибок. Таким образом со временем приходит чутье и опыт.
Сколько должно быть просмотров у ролика, чтобы он принес 1000 долларов?
Здесь немаловажный фактор, из какой страны посмотрели ваш ролик. Если говорить об англоязычных видео, то там нужно меньшее количество просмотров, чтобы заработать 1000 долларов, по сравнению с русскоязычными. Также важно знать нишу, в которой вы работаете. Если рассказываете о гаджетах, монетизация довольно хорошая. Для русского сегмента — около 1 доллара за каждую тысячу просмотров, если видео длится более 8 минут. В длинные ролики YouTube позволяет вставлять несколько рекламных пауз, поэтому дохода они приносят больше. Если говорить про англоязычные видео, то там более платежеспособная аудитория. Рекламодатели готовы вкладывать хорошие деньги в рекламу своих продуктов. В лучшие месяцы — а это ноябрь-декабрь, предпраздничные периоды, «черные пятницы» — монетизация может доходить до 10 долларов за тысячу просмотров. Разница колоссальная по сравнению с русскоязычными видео. В такие периоды 1000 долларов можно заработать со 100 тысяч просмотров. В русской версии надо миллион собрать.
«
Также важно знать нишу,
в которой вы работаете.
Какие у вас сейчас планы по развитию вашего бизнеса?
Планы просто грандиозные! Как я и говорил, мы хотим запустить большой проект в виде сайта по гаджетам. Это будет не просто сайт, а полноценный портал с обзорами гаджетов: про каждый гаджет будет отдельный пост, отдельная страница, отдельный видеообзор. Я уже занялся разработкой плана и стратегии развития. Это будет один из самых крупных проектов, которые я планирую на этот год. Если говорить про YouTube, то мы с командой продолжим делать ролики про гаджеты и новые технологии с нарастающими объемами своих съемок. Своя съемка — это большой толчок к развитию, повышение качества видео. Качество — залог успеха. Людям это нравится. Нужно вкладываться в контент. Мы продолжаем тестировать разные форматы и направления, смотрим, на каких языках каналы развиваются лучше. Убеждаюсь, что всё равно будем развиваться в направлении обзора гаджетов и делать это преимущественно на английском языке. Меня привлекает тема лакшери, дорогостоящих гаджетов для состоятельных людей. Можно создать отдельный канал сегмента премиум. Думаю, что это будет довольно популярно.
И, естественно, буду брать новые вершины в виде наград от YouTube. Многие уже слышали, что за высокие достижения YouTube награждает Серебряными, Золотыми и Бриллиантовыми кнопками. У меня уже есть Золотая кнопка за миллион подписчиков и несколько Серебряных за сто тысяч. В этом году планирую набрать миллион подписчиков на своем английском канале и получить еще одну Золотую кнопку.
Maksim Sulimau