«Гардероб не работает на вас. Гардероб – это и есть вы»
Сооснователь сети OFFPRICE Пётр Коваленко о том, как с умом составить свой гардероб, почему не стоит слепо гнаться за трендами и копировать стиль знаменитостей, что такое осознанность в моде, может ли одежда дать новый ресурс и как одеваться, экономя время, деньги и нервы одновременно.
С какими брендами вы сейчас работаете?
Мы стартовали с идеи аутлета, нас всегда привлекала возможность демократизировать моду, сделать ее доступной для всех, а не только для избранных. Мы накопили знания, изучили предпочтения клиентов, составили базы лояльных гостей. И главное – мы развивали продукт. У OFFPRICE заключены прямые контракты с ведущими мировыми брендами одежды. Важнейший показатель для нас – высокое качество одежды. Мы закупаем вещи из коллекций недавних сезонов, в этом суть модели аутлетов. Ведь на самом деле совершенно не важно, будет это осень-зима 2021 или осень-зима 2020. Любимые вещи задерживаются в гардеробе гораздо дольше, чем на несколько месяцев. Потому что подходящая вам вещь приобретает эмоциональную ценность и долговечность. У вас ведь наверняка есть такие вещи, купленные 3-5 лет назад – если они хорошо сделаны и подходят вам, то по-прежнему вам нравятся. Лучшая одежда – это одежда вне времени. Выбрав модель аутлета, мы убираем маркетинговую надбавку за новизну, но оставляем суть. В фокусе покупатель, для которого мы подбираем именно тот образ, который отвечает его внутреннему состоянию и психотипу. Отмечу, что мы не торгуем секонд-хэндом и некондиционными товарами, цена снижена только за счет нашей модели бизнеса.
Какие тенденции вы можете отметить в развитии своей сферы?
У многих людей полный гардероб одежды, но при этом всё равно остается ощущение, что носить нечего. Это происходит от недостаточной осознанности. Если человек не понимает себя, то велика вероятность, что он начнет гнаться за модой, копировать знаменитостей, скупать «трендовые» вещи. Результат предсказуемый: из всех вещей человек носит 20%, остальное висит мертвым грузом. И, знаете, многие компании это устраивает, ведь так проще манипулировать сознанием, используя маркетинговые уловки.
Мы решили пойти другим путем. Мы хотим, чтобы люди покупали вещи, которые будут носить долго. То есть, выступаем за то, чтобы вещи имели эмоциональную долговечность. Мы также очень тщательно исследуем рынок, применяем современные технологии – большие данные, машинное обучение. Еще мы привлекаем специалистов по осознанности в моде, и опытных стилистов. Это люди с большой экспертизой в одежде, которые при этом понимают психологию покупателя, его боли и потребности.
А как ваша модель влияет на индустрию?
В долгосрочной перспективе наш подход трансформирует рынок, поможет людям стать осознаннее. Ну а вишенка на торте – экологичность. Ведь чем чаще вы надеваете любимые вещи, чем дольше их носите, тем меньше тратится воды на производство, тем меньше углеродный след в атмосфере. Энергия и ресурсы распределяются эффективнее. Это очень глубокий подход к устойчивости экологии.
Как же все-таки современному покупателю одеться недорого, но чтобы это были качественные европейские бренды?
Есть три шага. Первый – понять, что одежда – это высказывание, что она может говорить про вас, рассказывать истории. Сейчас люди действительно хотят носить одежду «под себя». И мы очень внимательно к этому подходим: сначала изучаем, кто наш клиент, а уже потом ищем конкретные вещи, создаем образы под его запросы. Такая модель называется «styling from the inside out», и для такого определения мы используем подход Fashion Mindfullness (осознанность в моде).
Второй шаг – узнав свой психотип, получить рекомендации специалистов в связи со своим жизненным контекстом. Думаю, что эта идея будет всё более и более популярной. Мы планируем не только много рассказывать про осознанность в моде, но и давать нашим гостям конкретные ключи по тому, как использовать эти знания в свое благо. Плюс у нас есть ассортимент из почти одного миллиона уникальных артикулов одежды, из которых можно подобрать подходящий образ для наших покупателей.
Ну а третье – это пробовать, не бояться делать первый шаг навстречу неизвестному. Сделать это проще с помощью того, кто понимает, как вас безопасно и гарантированно провести по этому пути трансформации. Выигрыш очевиден – это сэкономленное время, деньги, нервы, новый ресурс для себя. По большому счету, это возможность стать счастливее. И одновременно сделать вклад в экологичность.
В чём вы видите миссию проекта?
Мы создали успешный бизнес, но это было только началом. Сейчас мы поняли, что нам бы хотелось не просто одевать людей, но делать их более счастливыми. Мы уверены, что осознанность и ориентированность на гостя могут существовать вместе с прибыльной моделью компании.
Как вы считаете, любой бизнес должен быть ориентирован на человека? Что в вашем понимании социально-ориентированный бизнес и каким в идеале он должен быть?
Бизнес будущего – это бизнес, который делает людей лучше. Нашу компанию мы строим, исходя из принципа, который можно назвать «совестливый капитализм». Вы спрашиваете, может ли бизнес одновременно быть прибыльным и заботиться об обществе? Могут ли эти вещи экологично сосуществовать? Мой ответ – конечно, могут. Хороший пример – одна очень дорогостоящая компания, которая производит электрокары. Они внесли огромный вклад в развитие экологичного личного транспорта, при этом их капитализация огромна. А основатель этой компании – Илон Маск – является одним из самых богатых предпринимателей в мире.
Я часто использую в жизни принцип «икигай». Это такая японская модель, которая представляет собой переплетение четырех кругов. Первый – «мне это нравится», второй – «я это умею делать хорошо», третий – «это приносит мне прибыль, это меня кормит», четвертый – «это кому-то нужно». На пересечении этих четырех кругов находится то самое состояние «икигай», то есть состояние высокой радости. На сегодняшний момент OFFPRICE дает мне как раз это состояние.
Вы успеваете заниматься не только бизнесом, но и благотворительностью. Расскажите, как вы к этому пришли?
Я участвую в аукционах Meet For Charity, где можно выиграть встречу с успешными людьми. И это не просто благотворительность, но еще и большое подспорье в мотивации, развитии, вдохновении. Встречи с людьми, достигшими высот в своем деле, помогают очень трезво оценивать собственные достижения. Я учусь тому, что есть сотни правильных решений одной и той же задачи. По большому счету, это помогает не зацикливаться на собственной значимости и исключительности. А это чрезвычайно важно для предпринимателя – трезво оценивать свое место, навыки и ресурсы. Высокую планку мне задает и то, что я являюсь патроном музея «Гараж».
С чего началось ваше сотрудничество с музеем «Гараж»?
Поддержка музея «Гараж» началась с того, что я выиграл на аукционе Meet for Charity встречу с директором музея Антоном Беловым. А через какое-то время, став патроном музея, понял, что мне «инсталлировали» более современное сознание. С этим сознанием уже неминуемо строишь другую компанию. Эволюция происходит гораздо быстрее, чем без этой насмотренности. Сегодня и искусству, и бизнесу необходимо быть современными. А это значит постоянный поиск истины, совершенства. И хотя его невозможно достичь, к нему можно всю жизнь идти. И исходя из этого принципа, мы постоянно думаем над тем, что еще можно сделать для нашего клиента.
Страница эксперта в инстаграме: @anticrismoscow