Традиции прошлого
То, что раскрылся талант Виктора Васнецова, Михаила Врубеля и Федора Шаляпина, — это заслуга русских купцов и промышленников, тративших личные средства на развитие российской культуры и науки. Русские меценаты во все времена поддерживали неимущих, создавали музеи, строили больницы и школы. В своем материале приглашенный редактор ОК! Мирослава Дума решила рассказать о прославленных русских меценатах прошлого и благотворителях сегодняшних
В нашей стране благотворительность пока еще не так популярна, как в Европе или в США, где каждый второй житель если не отчисляет средства в благотворительные фонды, то участвует в волонтерском движении. Проблема в том, что многие наши соотечественники мало знают о реальной помощи, которую оказывают благотворительные организации, и поэтому не верят, что перечисленные ими деньги дойдут до тех, кто в них нуждается. Это отношение объяснить довольно просто: на протяжении многих лет нас учили всячески отвергать тлетворное влияние Запада на нашу культуру. К сожалению, благотворительность также относят к слепому следованию моде, которая, как многим представляется, пришла к нам из-за границы. Но все новое, как известно, это давно забытое старое. А это старое — наше с вами прошлое. И очень обидно, что мы с вами так плохо его знаем.
Благотворительность в России имеет исторические корни, которые напрямую связаны со становлением Российского государства. Народная традиция взаимопомощи у нас основывалась не столько на моральных и религиозных воззрениях, сколько на опыте человеческого общежития: любой, кто помогает в беде ближнему, давая ему работу и деньги, знает, что, окажись он в подобной ситуации, ему тоже помогут. И в этом смысле нам было чем гордиться.
Еще в 1775 году появился указ Екатерины Второй об образовании частных и общественных благотворительных организаций. К 1902 году в Российской империи уже было образовано более 11 тыс. благотворительных организаций.
Знаменитые русские меценаты всегда были примером для любого благодетеля в мире, так как русское меценатство никогда не было спонсорством. Русские меценаты не просто перечисляли свои деньги нуждающимся, они прежде всего стремились поднять в стране образовательный уровень и уровень культуры, а также занимались организацией здравоохранения и быта малоимущих слоев населения — строили больницы и школы, библиотеки, музеи, театры и пансионаты.
Одним из первых знаменитых русских меценатов был граф Александр Сергеевич Строганов. После путешествия за границу Строганов занялся собиранием коллекции картин знаменитых мастеров, а также эстампов, камней, медалей и монет. Его библиотека считалась одной из лучших в России того времени. В 1800-м Александр Сергеевич был избран президентом Академии художеств. Он был известен тем, что давал русским художникам возможность изучать картины живописцев флорентийской, римской, ломбардской и венецианской школ, собранных в его коллекции. Строганов помогал и нуждающимся в деньгах талантливым людям: поддерживал поэта Гавриила Державина, баснописца Ивана Крылова, скульптора Ивана Мартоса (автор знаменитой скульптурной группы в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского). Последние 10 лет своей жизни Строганов почти всецело посвятил строительству Казанского собора в Петербурге. Это, а также устройство одной из лучших в России картинных галерей значительно пошатнуло благосостояние Строганова. Его сыну помимо имущества достался огромный долг.
Другие представители знатного рода, Демидовы, также были известны своей благотворительной деятельностью. Например, Акинфий Демидов в 1759 году передал в дар Московскому университету редкую минералогическую коллекцию, а его сын Прокопий пожертвовал 1,5 млн рублей на учреждение Петербургского коммерческого училища и значительную сумму — на строительство здания для Московского университета. По заказу Анатолия Демидова Карл Брюллов написал знаменитую картину «Последний день Помпеи», а еще Анатолий Николаевич за собственный счет снарядил экспедицию с целью изучения природных богатств Южной России и Крыма.
Самым знаменитым меценатом XVIII века был сын русского полководца Петра Александровича Румянцева-Задунайского Николай Петрович Румянцев. Именно на основе его коллекции возникла Российская государственная библиотека (бывшая библиотека им. В. И. Ленина), которая существует и поныне и в настоящее время является второй (после Библиотеки Конгресса США) по величине библиотекой в мире.
Среди меценатов были и люди, жертвовавшие деньги из любви к культуре России и избегавшие славы. Самым скромным из русских меценатов можно назвать знаменитого Павла Третьякова — создателя Третьяковской галереи. Уже в возрасте 28 лет меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, несущего многим пользу, всем удовольствие». В 1892-м Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы.
Константин Станиславский как-то сказал: «Для того чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты». Одним из ближайших друзей знаменитого режиссера был русский промышленник Савва Тимофеевич Морозов. «Внесенный вами труд мне представляется подвигом, — обращался Константин Сергеевич к Морозову после строительства общедоступного театра в Камергерском переулке, — а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном». Показательно, что Савва Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при одном условии: его имя не должно упоминаться в газетах. Максим Горький писал о нем Чехову: «Когда я вижу Морозова за кулисами, в пыли и трепете за успех пьесы — я готов простить ему все его фабрики». К слову, на своих фабриках Морозов ввел определенные выплаты беременным женщинам-работницам. Были у него и стипендиаты в технических вузах страны, а некоторые из них обучались за границей. А его двоюродный брат Викула Елисеевич оставил стране детскую больницу, впоследствии названную его именем.
На воскрешение традиций меценатства в нашей стране ушло немало сил и времени. Благотворительный фонд Владимира Потанина был создан в 1999 году для поддержки отечественного образования и культуры, и формируется он из личных средств и отчислений компании «Интеррос». Ежегодно фонд выплачивает более 400 грантов и 2 300 стипендий талантливым студентам и перспективным преподавателям. Кроме того, фонд оказывает поддержку российским музеям, которые предлагают наиболее интересные культурные проекты.
Александр Лебедев, президент благотворительного Резервного фонда, выразил благодарность за предоставленную ему возможность вложить средства в реконструкцию Театра им. А. П. Чехова в Ялте. Согласно проекту реконструкции, театр полностью сохранил свой первозданный облик, при этом в нем была создана современная инженерная инфраструктура, позволяющая осуществлять театральные постановки любой сложности. В 2006 году Александр Лебедев и семья Горбачевых основали в Лондоне Международный фонд имени Раисы Горбачевой, призванный финансировать проекты, направленные на борьбу с детской лейкемией и раком. В 2006 году Лебедев передал фонду свою долю акций в российской компании по аренде воздушных судов общей стоимостью около ста миллионов фунтов стерлингов.
Надеюсь, все же вернутся те времена, когда богатейшие люди страны соревновались друг с другом в том «кто больше помог». А имена новых благотворителей, которые оставят стране больницы, музеи, театры и библиотеки, войдут уже в историю XXI века.
Благотворительность в России имеет исторические корни, которые напрямую связаны со становлением Российского государства. Народная традиция взаимопомощи у нас основывалась не столько на моральных и религиозных воззрениях, сколько на опыте человеческого общежития: любой, кто помогает в беде ближнему, давая ему работу и деньги, знает, что, окажись он в подобной ситуации, ему тоже помогут. И в этом смысле нам было чем гордиться.
Еще в 1775 году появился указ Екатерины Второй об образовании частных и общественных благотворительных организаций. К 1902 году в Российской империи уже было образовано более 11 тыс. благотворительных организаций.
Знаменитые русские меценаты всегда были примером для любого благодетеля в мире, так как русское меценатство никогда не было спонсорством. Русские меценаты не просто перечисляли свои деньги нуждающимся, они прежде всего стремились поднять в стране образовательный уровень и уровень культуры, а также занимались организацией здравоохранения и быта малоимущих слоев населения — строили больницы и школы, библиотеки, музеи, театры и пансионаты.
Одним из первых знаменитых русских меценатов был граф Александр Сергеевич Строганов. После путешествия за границу Строганов занялся собиранием коллекции картин знаменитых мастеров, а также эстампов, камней, медалей и монет. Его библиотека считалась одной из лучших в России того времени. В 1800-м Александр Сергеевич был избран президентом Академии художеств. Он был известен тем, что давал русским художникам возможность изучать картины живописцев флорентийской, римской, ломбардской и венецианской школ, собранных в его коллекции. Строганов помогал и нуждающимся в деньгах талантливым людям: поддерживал поэта Гавриила Державина, баснописца Ивана Крылова, скульптора Ивана Мартоса (автор знаменитой скульптурной группы в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского). Последние 10 лет своей жизни Строганов почти всецело посвятил строительству Казанского собора в Петербурге. Это, а также устройство одной из лучших в России картинных галерей значительно пошатнуло благосостояние Строганова. Его сыну помимо имущества достался огромный долг.
Другие представители знатного рода, Демидовы, также были известны своей благотворительной деятельностью. Например, Акинфий Демидов в 1759 году передал в дар Московскому университету редкую минералогическую коллекцию, а его сын Прокопий пожертвовал 1,5 млн рублей на учреждение Петербургского коммерческого училища и значительную сумму — на строительство здания для Московского университета. По заказу Анатолия Демидова Карл Брюллов написал знаменитую картину «Последний день Помпеи», а еще Анатолий Николаевич за собственный счет снарядил экспедицию с целью изучения природных богатств Южной России и Крыма.
Самым знаменитым меценатом XVIII века был сын русского полководца Петра Александровича Румянцева-Задунайского Николай Петрович Румянцев. Именно на основе его коллекции возникла Российская государственная библиотека (бывшая библиотека им. В. И. Ленина), которая существует и поныне и в настоящее время является второй (после Библиотеки Конгресса США) по величине библиотекой в мире.
Среди меценатов были и люди, жертвовавшие деньги из любви к культуре России и избегавшие славы. Самым скромным из русских меценатов можно назвать знаменитого Павла Третьякова — создателя Третьяковской галереи. Уже в возрасте 28 лет меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, несущего многим пользу, всем удовольствие». В 1892-м Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы.
Константин Станиславский как-то сказал: «Для того чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты». Одним из ближайших друзей знаменитого режиссера был русский промышленник Савва Тимофеевич Морозов. «Внесенный вами труд мне представляется подвигом, — обращался Константин Сергеевич к Морозову после строительства общедоступного театра в Камергерском переулке, — а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном». Показательно, что Савва Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при одном условии: его имя не должно упоминаться в газетах. Максим Горький писал о нем Чехову: «Когда я вижу Морозова за кулисами, в пыли и трепете за успех пьесы — я готов простить ему все его фабрики». К слову, на своих фабриках Морозов ввел определенные выплаты беременным женщинам-работницам. Были у него и стипендиаты в технических вузах страны, а некоторые из них обучались за границей. А его двоюродный брат Викула Елисеевич оставил стране детскую больницу, впоследствии названную его именем.
На воскрешение традиций меценатства в нашей стране ушло немало сил и времени. Благотворительный фонд Владимира Потанина был создан в 1999 году для поддержки отечественного образования и культуры, и формируется он из личных средств и отчислений компании «Интеррос». Ежегодно фонд выплачивает более 400 грантов и 2 300 стипендий талантливым студентам и перспективным преподавателям. Кроме того, фонд оказывает поддержку российским музеям, которые предлагают наиболее интересные культурные проекты.
Александр Лебедев, президент благотворительного Резервного фонда, выразил благодарность за предоставленную ему возможность вложить средства в реконструкцию Театра им. А. П. Чехова в Ялте. Согласно проекту реконструкции, театр полностью сохранил свой первозданный облик, при этом в нем была создана современная инженерная инфраструктура, позволяющая осуществлять театральные постановки любой сложности. В 2006 году Александр Лебедев и семья Горбачевых основали в Лондоне Международный фонд имени Раисы Горбачевой, призванный финансировать проекты, направленные на борьбу с детской лейкемией и раком. В 2006 году Лебедев передал фонду свою долю акций в российской компании по аренде воздушных судов общей стоимостью около ста миллионов фунтов стерлингов.
Надеюсь, все же вернутся те времена, когда богатейшие люди страны соревновались друг с другом в том «кто больше помог». А имена новых благотворителей, которые оставят стране больницы, музеи, театры и библиотеки, войдут уже в историю XXI века.