Организация работы с клиентами на рынке фриланса
Наш колумнист, популярный блогер Полина Пушкарёва (@nioly), продолжает рассказывать о том, как грамотно выстроить работу на фрилансе.
Один из вечных вопросов: как организовать свою работу с клиентом таким образом, чтобы он был вами доволен, не задерживал оплату и чтобы у вас были возможности получать премии и бонусы. В мире фриланса работодатели или заказчики готовы платить хорошо и много, но только в тех случаях, когда они действительно видят результат.
Найти клиента достаточно легко. Гораздо сложнее проявить себя и грамотно организовать свою работу. Ваша главная задача в самом начале сотрудничества — продумать формат общения с заказчиком и завоевать его доверие.
Как организовать приятную и легкую работу с клиентами:
- Соблюдение дедлайнов.
Это проблема всех фрилансеров. К примеру, раньше я сотрудничала с одним дизайнером, который постоянно нарушал сроки сдачи работы. В итоге с этим человеком я прекратила взаимодействие, а на его место нашла другого, который за длительное время сотрудничества не нарушил ни одного срока. И теперь я всегда знаю, что этот человек меня уже не подставит.
Я уверена, если хотя бы однажды вы забудете про дедлайн, то в любом случае ваш заказчик уже будет думать о вас в негативном ключе.
- Внедряйте отчетность.
Не спорю, что не во всех вариантах сотрудничества актуальна отчетность, но хоть в каком-то виде она всё равно должна присутствовать. Если вы когда-нибудь поступите нечестно, работодатель это точно заметит и запомнит. И, скорее всего, после этого момента вы с ним расстанетесь.
Вы станете ценным сотрудником, если сможете снизить уровень стресса клиента тем, что будете отчитываться о проделанное работе и промежуточных результатах. Заказчик будет видеть, сколько работы было проделано для итогового результата.
- Прозрачность действий.
Не придумывайте и не додумывайте за заказчика что-то. Любые важные действия и решения должны согласовываться. Будьте максимально честны.
- Не пропадайте/будьте на связи.
Если вы уверены, что не справитесь с задачей или дело оказалось вам не по силам, то честно скажите работодателю, что не сможете продолжить сотрудничество.
У меня был неприятный опыт с человеком, который занимался моим сайтом. Однажды он просто не вышел на связь, и вся работа встала на несколько дней.
"Сливаться" втихую — худшее, что вы можете сделать, и есть большой риск, что по рынку о вас пойдут нехорошие слухи и негативные отзывы. В следующий раз вас просто не наймут.
- Предлагайте свои идеи.
Для роста дохода очень важно быть активным сотрудником. Постоянно генерируйте новые идеи. А главное, предлагайте всё, что вам приходит в голову. Делайте акцент на том, как ваши мысли помогут увеличить прибыль заказчика или положительно сказаться на его деятельности. Вы покажете себя как человек, который готов работать на результат.
В моей команде есть система мотиваций, и я щедро вознаграждаю тех, кто проявляет инициативу.
- Оформляйте кейсы.
Возьмите за правило упаковывать кейс после каждого сотрудничества с заказчиком. Пополняйте портфолио в формате: что было до вас, какие действия были сделаны для результата, какой финальный результат получен.
- Не оставляйте после себя незавершенные задачи.
Если что-то становится неактуальным, проговаривайте это с клиентом и вычеркивайте.
Фиксируйте все задачи, которые ставит вам клиент и доводите их до конца.
- Ошибки = ваш опыт.
Мой главный совет: воспринимайте ошибки исключительно как опыт, а не как знак показатель того, что вам не следует браться за дело. Да, вы уже не сможете поменять ситуацию, но поменять отношение к ней - в ваших силах. Из ошибок строится наша личность.