Как сирота без ног из российской глубинки осуществил американскую мечту
Его жизнь сложилась счастливо, вопреки всему. История преодоления и успеха!
Саша Шульчев появился на свет без ног и с деформированными пальцами рук. Мать сразу же отказалась от него, и младенца определили в детский дом в маленьком городке Нижнем Ломове под Пензой. Там он прожил до 15 лет, и только железная воля и неугасаемая вера в счастливое будущее помогали маленькому Саше не просто существовать, а вести насыщенную жизнь. Сложно поверить, но с детства он играл в футбол и танцевал брейкданс, а еще писал стихи и ставил перед собой амбициозные цели. Сегодня Саша Шульчев учится на юриста в США, в престижном Бостонском университете и в его письмах стоит подпись Александр Диджеймус. После успешной операции по протезированию жизнь поменялась кардинальным образом — у Саши появилась прекрасная приемная семья, любимая девушка, и самое главное, о чем он мечтал с раннего детства – возможность услышать свои собственные шаги! Но ничему из этого не суждено было бы сбыться, если бы не помощь фонда «Жизнь в движении», учрежденного Натальей Шагинян-Нидэм и Евгением Мироновым. О своем непростом жизненном пути Саша рассказал в нашем интервью.
Как ты сам в детстве воспринимал особенности своего развития? Принимал это как неизбежную данность? Или испытывал чувство несправедливости, обиды, досады?
Поскольку я вырос в детском доме для детей с ограниченными возможностями, я никогда не думал о своих физических недостатках, как о чем-то необычном. Чувства несправедливости из-за того, что я родился с инвалидностью, или из-за того, что родители оставили меня при рождении, я не испытывал. У меня было прекрасное детство среди друзей и воспитателей. Единственное, я всегда ощущал, что люди относятся к нам, детям с ограниченными возможностями, не совсем справедливо. На нас часто смотрели, как будто мы с другой планеты. А мы такие же! Несмотря ни на что, я старался наслаждаться детством и редко задумывался о своей неудачной судьбе.
Что помогало тебе сохранять жизнелюбие и оптимизм?
Я всегда был влюблен в музыку и фильмы. По сей день, когда мне грустно, я слушаю любимые альбомы или смотрю любимое кино. Самые счастливые воспоминания из детства связаны с пластинками «Мумий Тролля», Muse, The National. Каждый раз, когда у меня появлялось немного денег, я бежал покупать новый музыкальный альбом. Это было настоящим источником счастья для меня. А фильмы – например, «Таксист», «Крёстный Отец», «Возвращение» - вдохновляли и заряжали оптимизмом.
Ты был очень активным ребенком - занимался футболом, танцевал брейк. Как ты к этому пришел? С чего начались твои увлечения?
У всех моих друзей в детском доме были различные физические недостатки, но это не мешало нам пытаться делать то, что делал бы каждый нормальный ребенок. Мы старались танцевать брейкданс, играть в футбол или просто гонять по коридорам детского дома. Сейчас я не настолько физически активен, но по сей день меня поражает, какое у нас было рвение и как у нас здорово это всё получалось.
А отчаяние тебя часто посещало? Бывали моменты, когда опускались руки и хотелось всё закончить?
Я очень редко нахожу себя в состоянии отчаяния. Конечно, бывали моменты, когда хотелось опустить руки, но у меня всегда была слепая надежда на то, что в конце концов у меня получится достичь всех своих целей. Не знаю, может, это и прозвучит наивно, но меня сопровождает вера, несмотря ни на какие препятствия. Мне такая жизненная позиция здорово помогает.
Оправдываешь ли ты сейчас, спустя многие годы, поступок своей биологической матери, которая оставила тебя в роддоме? Вообще, что ты сейчас к ней испытываешь, какие эмоции, чувства?
Мне вообще не нравится чувствовать антипатию по отношению к людям. Всем нам приходится принимать решения и иногда идти на сделку с собственной совестью. Я не осуждаю свою мать и многих матерей, которые были вынуждены оставить своих детей по тем или иным причинам. Но и необходимости общаться с моими биологическими родителями я никогда не ощущал. Как и не ощущал никакой связи между нами. Решение , которое когда-то приняли мои родители, полностью принадлежит им, и им же придется с ним жить до конца дней. Моя судьба сложилась хорошо – возможно, именно поэтому я не чувствую негатива. Жизнь коротка, чтобы судить людей за их поступки - это слишком большая трата времени и эмоциональной энергии. На мой взгляд, самое главное - это уметь сочувствовать и сопереживать.
В детском доме ты начал писать стихи и увлекся поэзией. Что послужило толчком?
У нас там была довольно хорошая библиотека. С раннего детства я полюбил Пушкина, Есенина и Лермонтова. Мне было около девяти лет, когда я впервые написал стихотворение. Вероятно, оно было не очень хорошим. Но я всё равно продолжал – это был мой способ выражения своих эмоций. Я участвовал в региональных конкурсах чтецов и часто получал призы за свои стихи.
А сейчас пишешь?
Сейчас у меня, к сожалению, не так много свободного времени. Но я реализую свою творческую энергию в игре на фортепьяно и занятиях живописью.
Как произошло твое знакомство с Натальей Шагинян-Нидэм?
Наташа приехала в наш детский дом… Это был, кажется, 2005 год. Она тогда снимала документальный фильм «Дети на другом берегу 2». Один из ее операторов участвовал в съемках фильма «Москва слезам не верит». Когда я об этом узнал, мне очень захотелось с ним пообщаться. Таким образом я познакомился и с Наташей. Она взяла у меня интервью для фильма, а затем мы продолжали поддерживать связь. Помню, Наташа спросила, что бы я пожелал, если бы у меня была волшебная палочка. Я ответил: «Чтобы у меня были ноги». После этого она мне дала возможность приехать в Техас на операцию и протезирование. Никто так не повлиял на всю мою судьбу, как Наташа.
После знакомства с Сашей Наталья Шагинян-Нидэм связалась с детской больницей Texas Scottish Rite в Далласе, которая согласилась сделать операцию Саше и поставить ему протезы бесплатно. Случаем Саши занялся опытнейший хирург Тони Херринг. По инициативе Наташи был организован сбор средств для отправки мальчика в США. Там его приняла на время американская семья, но они настолько привязались к Саше, что решили его усыновить. Так он остался жить в Америке, сменил фамилию и начал жить с чистого листа.
В 2014 году по инициативе Натальи Шагинян-Нидэм и актера Евгения Миронова был создан фонд «Жизнь в движении» в поддержку детей с ограниченными возможностями. Главным направлением Фонда является развитие программы «Хочу Ходить», которая помогает детям приобрести протезы, встать на ноги, получить необходимое образование и навыки, сделать шаг за пределы детского дома и адаптироваться в обществе. В мае 2019 года Фонд открыл первый Детский Центр Протезирования «Хочу Ходить», где на сегодняшний день 15 детей обрели протезы и прошли реабилитацию. Ежегодно Фонд со своими подопечными совершает восхождения на самые высокие горы мира – Килиманджаро, Эльбрус, базовый лагерь Эвереста и проводит в Крыму скальный лагерь «Путь к Вершинам».
Саша, какую роль в твоей судьбе сыграл актер Евгений Миронов?
С Евгением Мироновым я познакомился через Наташу. Они тогда вместе планировали снять документальный фильм обо мне. Евгений удивительный человек! Каждый раз, когда мы с ним встречались, - взахлеб обсуждали мировое кино. И до сих пор, когда я приезжаю в Москву, всегда стараюсь с ним увидеться. Евгений Миронов сыграл важную роль в моей судьбе: он видел во мне потенциал и воспринимал меня как человека, который сможет достичь своей цели, несмотря на физические недостатки.
Какую помощь тебе оказал фонд «Жизнь в движении» и продолжаешь ли ты сейчас сам сотрудничать с этим фондом?
Благодаря фонду «Жизнь в движении» моя судьба поменялась на 360 градусов: я свободно хожу на ногах и строю карьеру своей мечты. Я пытаюсь как можно чаще бывать на мероприятиях Фонда, но, к сожалению, не всегда получается… Кстати, я дважды покорил Килиманджаро при поддержке и непосредственном участии Фонда!
Легко ли ты принял предложение поехать в Америку на лечение?
Да, довольно легко, несмотря на то, что мне было очень грустно оставлять своих друзей и учителей в России.
Что такое для тебя надежда?
Надежда для меня очень важна. Я думаю, что иметь надежду не всегда легко, но очень важно для достижения целей. Иногда она помогает быть немного наивным и двигаться дальше, даже если ты знаешь заранее, что определенные препятствия никуда не исчезнут.
Какой тебе показалась Америка? Твои первые впечатления?
Прежде всего, я обратил внимание, что люди на меня не смотрели изучающе. В России мы с моими друзьями привыкли, что на нас все обращали внимание из-за наших физических недостатков. Стоило только выйти из детского дома, и мы как будто оказывались на арене цирка. В Америке такого практически нет. Все к тебе относятся на равных. В целом, мои первые впечатления были позитивными. Но вот к американской еде я до сих пор не могу привыкнуть – в России кухня намного лучше!
Какие еще особенности жизни в Америке ты бы выделил?
В Америке в приоритете индивидуальность. У абсолютно каждого человека есть возможность достичь всего, чего угодно. Да, в Америке тоже полно социальных проблем, но люди там верят в себя намного больше. Но при этом отношения между людьми в России гораздо более теплые и искренние.
Расскажи о своих приемных родителях. Кто они, чем занимаются?
Мои родители, Майк и Хелен, замечательные! Мне действительно повезло. Отец работает инженером, а мать - учительницей. Сейчас я живу достаточно далеко от них. Они в Техасе, а я - на севере США, в Бостоне. Но мы постоянно на связи. Приемные родители всегда в меня верили, и это очень здорово повлияло на мое упорство и стойкость. Я до сих пор думаю о том, как же мне повезло в 16 лет стать членом такой замечательной семьи.
Что ты почувствовал, когда впервые встал на протезы?
Это был удивительный момент. Сначала было немного не по себе, поскольку я ужасно боюсь высоты. Но я никогда не забуду тот момент, когда впервые услышал звук собственных первых шагов на улице. Это казалось чудом!
Сейчас ты продолжаешь вести активный образ жизни?
В последние годы у меня, к сожалению, не так много свободного времени. Когда я учился в колледже, начал увлекаться академической греблей. Этот вид спорта позволял мне проводить много времени на открытом воздухе. Сейчас я почти каждый день посещаю спортзал, но на серьезный спорт времени не остается. А еще я иногда летаю со своей семьей в Колорадо кататься на горных лыжах.
Как быстро тебе удалось выучить английский язык?
Как ни странно, но я выучил английский достаточно быстро. У меня не было выбора, нужно было быстро адаптироваться. Примерно после одного года жизни в Америке, я уже мог свободно общаться на английском языке и даже читать классическую американскую литературу.
А адаптировался среди американских сверстников быстро?
Адаптироваться среди американских сверстников было не так сложно. Первое время я даже удивлялся тому, что мои сверстники не обращали внимания на мои физические недостатки. Но в этом был определенный подвох. Американский менталитет не позволяет окружающим людям делать акцент на том, что ты неполноценный. Все очень добрые и милые, но это не всегда искренне. Мне было сложно найти новых друзей, чье отношение ко мне было бы искренним, а не просто вежливым. Но в целом я привык к американской культуре достаточно быстро, чему сам удивился.
Тебе удалось поступить в престижный Бостонский университет. Почему ты выбрал именно профессию юриста?
Когда я учился в школе, мне нравилось изучать историю и литературу. Эти предметы очень важны для профессии юриста. Поэтому я решил, что юридическая карьера мне больше всего подходит. Кроме того, поскольку я вырос в детском доме, всегда видел вокруг много несправедливости. Это касается отношения к инвалидам, к сиротам. Профессия юриста позволяет участвовать в социальных переменах, бороться за равные права всех людей в обществе. В Америке попасть на юридические факультеты не так легко. Я был ужасно рад, что меня приняли в Бостонский университет - там один из самых сильных юридических факультетов.
Ты сейчас живешь в Америке. Скучаешь ли по Нижнему Ломову, по России?
Да, очень скучаю и по России, и по Нижнему Ломову. Конечно, хочется почаще приезжать. Спасибо Скайпу и WhatsApp - сейчас очень легко поддерживать отношения с друзьями.
Мечтаешь завести семью, детей?
Пока я об этом не думаю, но в будущем обязательно заведу семью, детей. Я пока молод и хочу сконцентрироваться на своей карьере. Хотя моей девушке этот ответ, наверное, не понравится.
Что бы ты сказал людям с ограниченными физическими возможностями?
Самое главное не позволять окружающим определять тебя как человека с ограниченными физическими возможностями. Да, ограниченные физические возможности являются в какой-то степени препятствием, но эти трудности не должны мешать тебе на пути к цели. Стремиться к своей мечте трудно, но главное иметь настойчивость и никогда не терять надежду!
Ты веришь в чудеса?
Скорее, не верю. Но я верю в то, что есть люди, способные помочь тем, кому просто не повезло при рождении. Такие организации, как «Жизнь в движении» способны изменять судьбы многих людей! И мне кажется, это и есть настоящее чудо!
25 февраля на основной сцене Театра Наций в шестой раз состоится ежегодный благотворительный концерт «Жизнь в движении». Его традиционная тема — преодоление, в этом году — на примере судеб удивительных людей. Известные драматические артисты Евгений Миронов, Анатолий Белый, Ирина Пегова, Михаил Евланов и Юлия Пересильд расскажут истории знаменитого ученого Стивена Хокинга, художницы Фриды Кало, писателя Ника Вуйчича и летчика-героя Великой Отечественной войны Алексея Маресьева. Рассказы соединятся с музыкой великих композиторов в исполнении Столичного симфонического оркестра под управлением дирижера Владимира Горбика (номинант премии Grammy 2019). Солистка — восходящая оперная звезда Карина Демурова.
Режиссер концерта «Жизнь в движении» Сергей Сотников ставит перед собой задачу поднять важнейший социальный вопрос – что есть преодоление для каждого человека, что есть ограниченные возможности и как выйти за их пределы, реализуя себя в современном обществе.
Вырученные от концерта средства будут направлены на реализацию главной программы фонда «Жизнь в движении» – «Хочу ходить».