Екатерина Климова: «Ох уж это сладкое слово свобода!»
Актриса Екатерина Климова рассказала Вадиму Вернику о самообразовании, отношении с детьми и их отцами и раскрыла секреты своей молодости
Екатерина Климова начинала свою карьеру с высокой ноты и шекспировских страстей: она сыграла в театре Дездемону. Вдохновения и темперамента немало и в ее жизни. Пожалуй, главная константа Кати — это материнство. А в остальном Климова умеет быть разной и непредсказуемой, в чем я убедился и на этот раз.
Катя, ты так меня заинтриговала, когда сказала, что у тебя буквально только что закончилась онлайн-лекция. Вечная студентка Климова, о чем идет речь?
Во время самоизоляции я начала заниматься в центре образовательных технологий Аdvance, который помогает развивать интеллектуальные способности. У меня появилось время заняться самообразованием — это же так здорово, когда ты узнаешь что-то новое и вспоминаешь хорошо забытое старое. Мне нравится, что у меня появился какой-то свой маленький мир. Давно не было такого в жизни, а теперь есть тетрадки и домашние задания. Это время, когда я закрываюсь и говорю всем домашним: «У меня занятие, извините-извините, не надо меня отвлекать».
Дома, наверное, все удивлены таким твоим преображением?
Как ни странно, домашние мне помогают. Всё, что я прохожу на занятиях, начинаю, как попугай, повторять им, тестирую их знания. Обычно мы это делаем во время обеда, на прогулке с нашим питомцем или во время просмотра фильма, пока идет реклама.
Как часто проходят занятия?
Я насильственным путем ставлю их как можно чаще, в последнее время занимаюсь через день. Знаю, что скоро начнется какая-то работа, поездки или еще что-то, поэтому хочу сейчас максимально использовать свободное время.
Какой-то результат уже есть?
Вадим, я теперь могу со спокойной душой пойти на игру «Кто хочет стать миллионером». (Смеется.)
Всё, цель твоя ясна! Ты готовишься стать «миллионером».
Если серьезно, дети взрослеют, они учатся в школе, мне иногда приходится проверять их знания, а я не всегда компетентна в школьной программе. Провалы-то есть, я училась не очень хорошо, посвящала время в основном прогулкам и развлечениям. А сейчас и рада бы выучить, например, английский: и возможности есть, и желание, — а времени нет. Я в основном зарабатываю на педагогов и дополнительные занятия для своих детей (кружки, увлечения), чтобы у них была возможность найти себя в жизни.
Катюша, старшей дочери уже 18?
Да, Лизе 19-й год пошел, сейчас будем поступать в институт.
А в какой?
Мы долго думали над направлением. Натура у Елизаветы творческая, но есть и большие плюсы: в отличие от меня в ее возрасте, она обладает интеллектом, и при этом у нее внешние и музыкальные данные хорошие, в целом она гуманитарий.
Только не надо говорить «в отличие от меня» — с твоими-то внешними данными!
Спасибо, Вадим, за комплимент. Нет, я как раз имею в виду не внешние данные,
а умственные. Хотелось бы, чтобы Лиза использовала свой потенциал. Мы выбрали профессию журналиста, потому что, как мне кажется, в ней можно экспериментировать. Политика, телевидение, культура. Пока Лиза поймет, кем хочет стать, уже успеет получить хорошее образование в МГУ или МГИМО.
Если нужен мастер-класс, я готов по-дружески помочь.
Ловлю тебя на слове. Мне тоже нужен личный журналист, давно уже. (Улыбается.)
Скажи, в актрисы Лиза не хотела пойти?
Интерес у нее есть, но она знакома с этой профессией не понаслышке. Знает минусы и плюсы, у нее нет этих розовых очков, которые были у меня, когда я мечтала стать актрисой, поэтому сломя голову она не рвется. Тем более сейчас стать популярным можно через интернет, не получая никакого образования, просто сняв какое-то короткое видео. Мы говорили с Лизой на эту тему, рассуждали, но мне бы меньше всего хотелось, чтобы она этим
занималась. Хотя я ни в коем случае не буду вмешиваться, противостоять этому. Главное, чтобы она нашла свое призвание.
В любом случае, ты — за фундаментальные знания.
Да, конечно. Мне хотелось бы дать своим детям хорошее образование. Я очень довольна Ломоносовской школой, в которой мы учимся.
«Мы» — это...
Лиза окончила в этом году. Остались Матвей и Корней, а Белла скоро (в сентябре ей исполнится 5 лет) пойдет в подготовительный класс — естественно, туда же. Лиза поменяла четыре школы, это было обусловлено тем, что мы всё время кочевали — по Москве и Московской области. А сейчас наконец у нас появилось постоянное место жительства и школа, о которой я всегда мечтала. Мне хотелось воспитать в детях самостоятельное отношение к образованию, чтобы потом у них такой же подход был к работе, к семье.
Парням сколько сейчас лет, у них же разница — год всего?
Два года. Скоро будет 12 и 14.
И ты уже культивируешь их право на самостоятельность. Ты ведь тоже росла самостоятельной?
Мы все были самостоятельнее, чем нынешние подростки. Они более закрытые, домашние и, как следствие, инфантильные. А у вас с Игорем какая разница?
15 минут.
Ух ты! И всё равно, наверное, у каждого эта самостоятельность своя: у кого-то ее было больше, у кого-то меньше, к одному она пришла раньше, к другому позже.
Могу сказать, что у Игоря она раньше гораздо появилась, чем у меня.
А у меня вот младший сын, несмотря на то что младше, — более самодостаточный и самостоятельный.
Правда? И он за собой старшего тянет?
Не могу сказать, что тянет, он по-прежнему тянется за старшим братом, но я спокойна за него — относительно школы, я имею в виду.
У твоих дочерей разница большая — 14 лет. Наверное, и воспитание разное? Сейчас всё по-другому?
Всё по-другому. В первую очередь изменилась я сама, мое отношение, материнство как-то трансформировалось.
То есть?
Когда становишься по возрасту ближе к бабушке (улыбается), ты понимаешь, откуда эта безграничная любовь к внукам. Отбушевали амбиции, ушла ненужная суета — всё, что мешает в молодости посвятить себя материнству. Сейчас, когда всего понемножку я добилась в жизни, есть какое-то успокоение, и уже хочешь этого материнства в полной мере: каждый шаг детей, каждый день, все победы, все успехи — не пропустить ничего, ты сама уже рвешься к детям. Любая разлука — для тебя это болезненная ситуация. Конечно, когда мне было 24 года, хотелось всего достичь, добиться, и бабушка и мама, которые помогали, брали на себя какую-то нагрузку, и меня тогда это устраивало, не было таких внутренних терзаний, как сейчас.
А еще это называется мудрость, которая приходит с годами. Скажи, старшие дети не ревнуют тебя к младшей? Нужно было психологически их к этому готовить?
В многодетной семье таких проблем нет. Такое случается, видимо, в тех семьях, где один ребенок, два. У нас же они сами друг друга воспитывают, сами себе и тумаки первые ставят, и первые какие-то искренние доверительные разговоры ведут. Такая стайка. Грубо говоря, первое знакомство с социумом они проверяют друг на друге, у них есть всё — и даже дедовщина. Если у Лизы и были ко мне первоначально какие-то претензии и обиды, то сейчас она старше, у нее другое представление обо всем. Пацаны же очень дружны, у них друг с другом неразрывная связь: они уже достаточно взрослые (по сравнению с Беллой) и не претендуют на то, чтобы я с ними нянчилась, читала сказки вслух, у них свои игры и друзья. Это я уже бегаю за ними и требую от них внимания и тактильности.
А Белле сказки читаешь?
Когда есть время и возможность, то, конечно, читаю, рассказываю. Мы любим с Беллой петь и танцевать вместе. Дети любят больше всего, когда ты что-то делаешь вместе с ними. Не знаю, как ребенок может любить Lego, если родитель вместе с ним его не собирает. Как ребенок может научиться читать, если ты ему сам не читаешь. Всё нужно делать сообща. Когда есть время, мы можем посмотреть вместе советские фильмы, — я понимаю, что без меня они этого делать не будут. А вместе всё веселее, даже уборка дома.
Очень тонкие наблюдения. Действительно, ребенок в этом смысле — отражение родителей. А когда ты это всё поняла?
Это приходит с первым же опытом материнства. Уже с Лизой я понимала, что дети тебя тоже воспитывают, это обоюдный процесс.
Мы с тобой давно знакомы. Мне кажется, ты человек очень независимый, по своей сути, по своим поступкам, и очень самодостаточный. Как ты сама оцениваешь сегодня, для семейной жизни это больше плюс или минус?
То, о чем я говорила, что мне хотелось бы детям привить, — это одно. А мужчины в моем понимании — это прежде всего чувство долга, высокая степень ответственности. Когда мы говорим то же самое по отношению к женщине, звучит странно: самодостаточная женщина означает какую-то неполноценность. Получается какой-то замкнутый круг: чем инфантильнее мужчина, тем самодостаточнее женщина. И это не только моя проблема, мир идет в этом направлении, что с этим поделаешь? Эмансипация началась задолго до моего рождения, я просто продукт своего времени, хороший такой продукт. (Улыбается.) Стоит ли на это равняться? Не уверена. Я перфекционистка и очень требовательна к себе и окружающим. Если я родила ребенка, у меня сразу схема: я должна дать ему образование — самое лучшее, ребенок должен быть сыт и обут, а если, не дай бог, какая-то болезнь, я должна сделать всё, чтобы его вылечить. Если у меня есть родители, я должна нести ответственность за них, за их старость. Если я занимаюсь этой профессией, значит, я должна 24 часа ей посвящать. Это проявляется во всем. Возможно, такая требовательность излишняя, но увы...
Совсем не излишняя, и это такая естественная потребность: и по отношению к детям, и в профессии... Твоя жизнь — открытая, что называется, страница. Известно, что сейчас ты свободна от брачных отношений. Насколько комфортно ты ощущаешь себя в этом качестве?
Да, я не замужем, но это не значит, что я одинока. Не хочу делать из этого очередную сенсацию. Просто хочу жить и заниматься любимым делом, говорить о профессии и ради нее осваивать новые горизонты.
Заинтриговала, Катя! Ну что ж, пусть личная жизнь складывается так, как ты этого желаешь. Я помню такой момент, когда много лет назад я снимал тебя в своей программе «Кто там…», ты на лошади каталась. К какой-то роли готовилась?
Да, я снималась тогда в фильме «Прощание в июне». Представляешь, только сегодня я сняла с антресоли эти краги свои и думаю, кому бы их отдать. Лежат уже 20 лет практически без дела. Да, я занималась верховой ездой и, как только накопила денег на профессиональное обмундирование и пришла в магазин, где мне всё подобрали, я услышала: «Вообще-то это плохая примета». Я удивилась: «Почему? С лошади упаду?» — «Нет, когда вот так покупают себе всю амуницию, то вскоре бросают заниматься верховой ездой». Со мной ровно так и произошло, к сожалению.
Но мы засняли тот момент, когда ты очень лихо скакала на лошади. Ты была отличной наездницей!
Серьезно? Я абсолютно не помню этого, сейчас я стала бояться лошадей, и роль многодетной матери ограничивает мою свободу, это касается и экстремальных видов спорта. Ох уж это сладкое слово «свобода»! Когда мне кто-то жалуется на отсутствие семьи и детей, я отвечаю: «Всему свое время, наслаждайтесь моментом, пока вы ничем не обременены». Стать родителем — это означает взять на себя ответственность на всю жизнь. И еще — умение идти на компромисс, не всегда в своих интересах.
Насколько я знаю, с отцами своих детей ты сохраняешь хорошие отношения.
Мы сохраняем отношения, с кем-то более теплые и дружеские, с кем-то просто достаточно дистанционные, но при этом всё равно они всегда на очень хорошем уровне. Я могу сказать, что мы все — семья. Внутри семьи есть даже свой юмор, понятный только нам, и это очень здорово, когда мы все говорим на каком-то «птичьем языке», потому что все помнят и болезненные эпизоды, и счастливые. Сыновья растут, они тоже косячат, и вот мы с Игорем (Игорь Петренко. — Прим. OK!) вдвоем идем к директору школы, понурые, уже забыв обо всем, что между нами было, и спасаем, защищаем наших детей. Это всё жизнь, она продолжается. Просто философия и мудрость — выдержать все эти удары и, несмотря ни на что, вместе продержаться. Цель такая у меня, по крайней мере.
Отличная философия жизни.
Но это и работа, понимаешь, Вадим, потому что эгоизм первоначально существует в человеке, он преобладает, с этим надо работать.
Слушай, вот насчет работы. Тут на днях была фотография твоя где-то в интернете и комментарий, что Климова сбросила 20 лет. Мне понравилась формулировка: «Долой 20 лет!»
Куда я их сбросила, скажи. (Смеется.)
Лучше ты скажи, Кать, это генетика или изнурительные тренировки и жесткая работа над собой? Потому что внешне ты вечная девочка, вообще не меняешься. Я говорю как есть, тут нет никакого кокетства. Это труд или генетика?
Спасибо за комплимент, Вадим. Сейчас расскажу все свои секреты.
Давай.
Конечно, я стараюсь ухаживать за собой, правильно питаться, заниматься спортом, но в основе всего этого — здоровье. Если человек следит за своим здоровьем, он уже выглядит хорошо, и останется только подкорректировать те проблемы, которые есть, они у каждого свои. Меня часто спрашивают о секретах, и я всегда говорю: доверяйте свое здоровье, внешность и стиль профессионалам, а не звездам из инстаграма. Кому-то надо лечить печень, а кому-то — почки, кому-то нужна косметика для обычного ухода, а кому-то — возрастная. Многое зависит от возраста и комплекции женщины. И так во всем. В последнее время мне нравится немецкий премиальный бренд одежды и обуви Madeleine. Так случилось, что с осени мне предложили быть их другом, посланником, и я согласилась на этот эксперимент, о чем нисколько не жалею. На мой субъективный взгляд, внутренний мир человека отражается на внешнем облике, поэтому я для себя выбрала путь Джоконды. Что бы ни случилось, я буду молча улыбаться. Кому нужны мои проблемы?.. Возможно, у незнакомых людей, которые смотрят на меня, всё еще хуже и сложнее. Я хочу давать людям надежду и веру в то, что всё будет хорошо и со всем можно справиться. Это не значит, что у меня нет проблем и я не знаю, что на скандалах можно хорошенько хайпануть. Просто это мой выбор и мой путь.
Ты сегодняшняя себе нравишься?
Да. Я нравлюсь себе, у меня прошли какие-то юношеские комплексы.
Какие у тебя были комплексы?
Масса комплексов.
Например?
Образование, с чего мы начали с тобой разговор, — это тоже мой комплекс. То же самое с внешностью: если понимаешь, что у тебя есть недостатки, — работай. Занимайся йогой, плаванием, чем хочешь — исправляй свои физические недостатки. Если, допустим, говорить про мой нос, то я просто переросла этот недостаток — и всё.
А что с носом-то не так?
Он... не такой классический. Были продюсеры и режиссеры, которые в самом начале пути убежали меня в необходимости его поменять. Тогда меня остановила мысль, что я просто потеряю свою индивидуальность, — я оказалась права.
Вот-вот.
Есть великие актеры и кумиры, которых я уважаю, и они ничего фактически с собой не делают. Джулия Роберт, Мерил Стрип, например. Как-то они преодолевает свои комплексы, становятся старше и не сходят по этому поводу с ума. Посмотрим, как я смогу с этим справиться и переквалифицироваться из красавицы на роли мамы и возрастных старух комических.
По-моему, это замечательно — комическую старуху сыграть.
Да, это круто! Если повезет, приглашу вас с братом на премьеру.
Так зови, мы с Игорем с удовольствием придем.
Ну вот, даст бог, театры опять откроют, и мы увидимся не только в инстаграме и на обложке журнала. Я очень люблю заниматься именно профессией. Всё, что около: шоу-бизнес, светская жизнь, красные дорожки, — это прекрасно, но, когда у нас отняли ремесло, я начала терять какой-то смысл.
Будем оптимистами. Видишь, киножизнь уже восстанавливается, а там и театральная будет потихоньку возвращаться.
Сейчас начнем ходить, как подорванные, друг к другу, потому что соскучились просто по впечатлениям, тем более по спектаклям и театрам. Не буду лукавить, я так мечтала об отпуске, и наконец у меня появилась такая возможность. Скучать на самоизоляции не пришлось, особенно последние месяцы школьных онлайн-занятий (мамы меня поймут). Много было и приятных хлопот. Можно было сажать, заниматься детьми, гулять, читать, смотреть сериалы — боже мой, сколько я пересмотрела классных сериалов, я ничего этого не видела раньше!
Я тоже в эти дни пристрастился к сериалам. А насчет «сажать». У тебя целый огород?
Сажала картошку, помидоры, огурцы. У нас там какой-то особенный огурец вырос, мне няня написала, что они не рвут, а ждут меня. Приеду — посмотрю. А ты еще не пристрастился к земле?
Нет, я, по сути, человек мегаполиса, так что все эти радости предоставляю тебе.
А меня на это всё пробило, прямо какой-то кошмар.
Ну хорошо, Кать, езжай домой и реши наконец судьбу экзотического огурца.
Я должна его сфотографировать. И как минимум заинстаграмить. (Улыбается.)
Стиль: Ирина Свистушкина. Макияж: Анастасия Кириллова/Giorgio Armani Beauty. Прически: Дианна Петряева/Redken