Сергей Светлаков: «Чувство неизвестности помогает двигаться вперед»

Сергей Светлаков рассказал главному редактору OK! Вадиму Вернику о своих новых проектах, о том, почему не считает себя москвичом и о сильной стороне свердловчан

Арсений Джабиев Сергей Светлаков

Сергей Светлаков давно пустился в самостоятельное плавание. Он не только актер и ведущий, но и продюсер, что позволяет ему гораздо увереннее чувствовать себя на медийных просторах. Светлаков ловко жонглирует своими проектами — только успевай держать их в фокусе зрительского внимания!

Cерёжа, накануне ты мне сказал, что у тебя был очень тяжелый день. Поэтому, если честно, я очень удивился, когда ты предложил пообщаться в 11 утра.

У меня только что закончились съемки очень сложного проекта — это «Полный блэкаут» на СТС, поэтому я с бокалом вина и хорошими собеседниками провел трое суток в разговорах о будущем и о настоящем.

Почему же все-таки утро?

Дальше будет еще интереснее и непредсказуемее, поэтому лучше уж с утра. (Смеется.)

О какой непредсказуемости ты говоришь?

В стране, в мире, во мне — мы же ничего не знаем, сейчас время такое непонятное: рисовать можно любую картину, а получиться может что угодно.

То есть самое стабильное для тебя время — 11 утра, когда есть еще внутренний баланс и равновесие.

Ну да. Не скажу, что с 10 до 11 у меня обычно йога, но к 11 я уже в тонусе нахожусь.

Ты жаворонок, не сова по сути своей?

Не сова, да. И не жаворонок. Я свердловчанин.

То есть?

Это значит, что планы на день тоже могут очень сильно поменяться.

Такова психология свердловчан?

Да. Если какие-то стереотипы брать, то у питерцев это всегда небольшой пофигизм, с поднятым воротничком, а свердловчанин — это человек, который может поменять свои планы.

Но ты же давным-давно москвич.

Я себя как-то москвичом не ощущаю.

Да ладно, ты ведь сколько лет в Москве уже.

С 2005-го, да. Я живу в Подмосковье. Для меня Москва — это офис. И, к сожалению, какой-то любви не произошло. Москва — это город, которому я благодарен, и всё, но стены не трогаю и не целую.

Где ты в Подмосковье живешь?

На Новой Риге. Тоже всё очень круто и красиво, много всего для людей сделано, правда, есть большое «но»: всё ненастоящее, всё не совсем экологичное, всё сделано руками человека — никакой природной «настоящности», того, что я люблю, здесь нет, к сожалению.

У тебя же еще в Юрмале дом.

Этот дом я продал буквально месяц назад и купил землю. Юрмала мне очень нравится. А недавно открыл для себя еще одно место — Алтай. Провел там несколько месяцев. И Юрмала, и Алтай — это такие природные места, где заряжаешься эмоциями и какой-то внутренней силой. Сразу решил, что хочу иметь и там, и там свое жилье.

Свежий воздух, нетронутая природа.

Да, интеллигентные люди, хороший сервис и правильный ветер. 

Эти позиции, во всяком случае — первые две, есть и у нас тоже. А какой экологичности тебе не хватает на Новой Риге?

Вода, лес — здесь же невозможно есть грибы, которые собираешь, невозможно есть рыбу, которую ловишь, — это всё уже заражено в радиусе 150 километров от Москвы. Что-то натуральное начинается где-нибудь от Новгорода, от мест, где Волга, а всё до этого — нет ни чувств, ни состава правильного.

А ты с удочкой любишь посидеть на берегу?

Да, люблю, очень люблю, но, к сожалению, здесь этого не делаю. Тут только какие-то платные рыбалки, но это понятно: как говорил мой знакомый узбек, «плов в перчатках кушать».

Ты ездишь куда-то, где бесплатная рыбалка?

Это вот Юрмала, там у меня есть рыбацкий домик на небольшом озере. И на Урале, мы с братом на лодке выезжаем на местные озера. У родителей там дача, и водоем рядом. С родителями время проводим, а утром и вечером рыбачим.

А брат тоже в Москве живет?

Нет, он в Екатеринбурге.

Чем занимается?

Дмитрий — управляющий в ресторане «Ишак», к которому мы тоже имеем отношение.

Брат младший или старший?

На семь лет старше. Он как раз сейчас у меня, неделю назад отпраздновал 50-летие. Я ему подарил путешествие по Москве: несколько дней мы четко по плану погружались.

Целую неделю!

Я люблю планировать, готовиться. Мы можем менять план, но он у нас должен быть. Вчера было и «Зарядье», и полет над Москвой, и несколько ресторанов, и Арбат, и Тверская, и ВДНХ — все прелести столицы, которые можем подарить. И на лодочке проехали по Москве-реке. Короче, насыщенные были дни.

Как здорово! Послушай, скоро на СТС выходит проект, о котором ты сказал вначале, — «Полный блэкаут». Я прочитал, что всё в темноте происходит, какие-то жуки, пауки, змеи ползают, — я не понимаю, кто вообще на это подписаться может, на такие вещи? Это какую нужно иметь степень внутреннего отчаяния, чтобы решиться на такие страсти?

Всё очень просто: никому ничего не сказали. (Смеется.) Все прибывали на съемки и только здесь узнавали, через какие испытания им придется пройти. Под таким навесом таинственности и затащили людей сниматься. (Улыбается.) Я очень надеюсь, что проект зайдет и станет хитом, но, кто решится участвовать во втором сезоне, я не понимаю.

Ты говоришь, что участники заранее не знали, какие испытания их ждут. А что они знали?

Им говорили очень примерно, что это тайна, мол, всё, что будет происходить, похоже на «Форт Боярд», но конкретики никакой не было.

Это прямо экстрим-экстрим?

Дело в том, что это шоу даже больше не про страх, а про неизвестность. Человеческий организм устроен так, что он абсолютно не готов к встрече с темнотой, он не знает, как себя вести, рисует самое худшее, что может с ним произойти. Ты в своей голове начинаешь представлять ужасные вещи, хотя перед тобой, например, просто шапка, которую ты чисто психологически не готов потрогать, потому что там может быть и не шапка, а крокодил. Это я обрисовал одно из испытаний, которое было на самом деле. У каких-то участников рождалась внутренняя сила, кого-то, наоборот, накрывало так, что по 40 минут были истерики. Дежурила скорая помощь. Я сам не ожидал, что будет происходить: на бумаге это выглядит по-одному, а в реальной жизни оказалось настоящим испытанием для всех. Мы после того, как сняли первый сезон, уже начинали разговаривать как циничные хирурги в курилке. (Улыбается.)

Человек в темноте, он не понимает, шапка перед ним или крокодил, а ты, как ведущий, в этот момент где находишься?

Я наблюдаю за действием, иногда выхожу в эфир и даже что-то говорю в микрофон, не подсказываю, но по крайней мере успокаиваю.

Как психолог.

Типа того. Была пара моментов, когда я говорил: «Вернись туда, ничего твоей жизни не угрожает, поверь мне, не волнуйся». Тех людей, с которыми был знаком раньше, я направлял.

А кого не знал, тому и не сочувствовал: не страшно, даже если крокодил съест. Так?

С теми, кого не знал, я просто знакомился через экран.

Вот интересно, Серёж, ты говоришь, что этот проект не про страх, а про фантазию, про неизвестность, про воображение. Ты на себя нанизывал эту историю — не физически, конечно, а думал ли про свои взаимоотношения с воображением, с неизвестностью? Ты же такой человек целеустремленный с юности: учился на железнодорожном факультете, потом сел в поезд своей судьбы и поехал. И вот уже сколько лет этот «поезд» мчится — в правильном направлении, будем надеяться.

Я не берусь за то, что не люблю и во что не верю, поэтому изучил формат, мы пообщались с командой, которая будет работать, и поняли, что мы единомышленники, что у нас может всё получиться. Продукт бьет качеством по всем фронтам: по съемке, по эмоциям, по монтажу, по участникам — это ультрасовременная вещь. Из четырех участников двое как минимум — крутые люди в интернете: суперпопулярные тиктокеры или блогеры, ребята из телика, и это в основном молодежь. Я рад, что имею отношение к этому проекту. Как и еще к нескольким проектам, которые мы сами делаем, — например, «Стендап андеграунд», один сезон которого прошел на СТС и показал очень хорошие результаты как по телевизионным цифрам, так и по просмотрам в интернете. Когда-то вообще невозможно было представить, что на СТС будет стендап, но вот уже осенью состоится второй сезон. Канал меняется, канал становится пускай немножко острее, но от этого современнее. В аудитории от 14 до 44 лет СТС занял первое место спустя девять лет.

Да, очень грамотно выстраивает концепцию канала гендиректор Вячеслав Муругов.

Слава чувствует время. И правильную команду собирает: мы там работаем, и это говорит о том, что у него есть чувство стиля и вкус. (Смеется.)

Скромный ты парень, Серёжа. И абсолютный работоголик. Еще один проект, «Русские не смеются», ты делаешь вместе с Мишей Галустяном.

На днях начались съемки второго сезона. Это тоже продукт нашей студии «Свердловск», а мы с Мишей — ведущие. Но там как раз нет пропасти между выступающими и теми, кто судит. В этом и есть формат: «несмеяны» — люди, которых надо рассмешить, — из народа. Там дворник и депутат могут первый раз в жизни увидеться. Это непредсказуемый проект в том плане, что кто над чем будет смеяться или не смеяться — вообще непонятно. Есть много заявок от людей, которые хотят сесть в «несмеяны», кто-то туда идет просто заработать, он специально будет не смеяться, потому что чем меньше смеешься, тем больше зарабатываешь. Каждая программа непредсказуема.

Ясно. Серёжа, возвращаясь к тому, о чем я тебя спросил: неизвестность, туманность — у тебя были когда-нибудь такие моменты, когда неизвестность вызывала страх, сомнение?

Это чувство на самом деле не покидает, оно может быть сильнее или меньше, но оно всегда присутствует. Когда я решился переехать из Свердловска в Москву, я держал в руках две клетчатые китайские сумки, а самолет не мог совершить посадку из-за нелетной погоды, и вместо того, чтобы приземлиться в Москве, мы приземлились в Питере — как в одном известном новогоднем фильме. Меня Москва, получается, сразу не стала принимать. А потом это чувство росло, когда я и в долгах жил, и в постоянно нестабильной работе. Но чувство неизвестности совершенно нормальное, оно помогает двигаться вперед.

Это важно: можно ведь было спасовать перед трудностями, взять эти две китайские сумки и вернуться обратно.

Да, поджав хвост. Но это не моя история, мы как-то до конца привыкли биться.

«Мы» — это кто?

Уральцы. Люди, которых раскулачили за их труд и на телегах перевезли на Урал, не должны быть слабыми априори. 

Это на генетическом уровне заложено, или воспитание, или уже какой-то опыт приобретенный? Вот так биться и не сдаваться.

Я думаю, что это какая-то генетика, та, которая приобретается из поколения в поколение, — я не отражение конкретно моего деда. Не знаю, как там хромосомы распределились, но они точно распределились так, как мне нравится, я за это благодарен.

Тебя родители воспитывали в елейных условиях или спартанских?

У нас с братом обычное уральское воспитание — с ремнем и пряником. Мы жили в коммуналке, поэтому весь путь пройден. И учились всему на улице и по хорошим фильмам — воспитание нашего поколения примерно к этому сводилось: днем нужно посмотреть «Секретный фарватер», а потом обсудить фильм во дворе с друзьями, играя в ножички. Благодаря брату я вообще намного раньше повзрослел. Всё происходило на моих глазах, я всё видел, всё слышал и кое в чем даже участвовал. Говорю загадками, потому что, думаю, такие рассказы — не формат журнала ОK!.

Какие-то криминальные моменты были?

Это касалось всего, всех сфер жизни. У меня гордость всегда была, что я вращаюсь в старшей компании, меня постоянно тянуло к людям посерьезнее.

Послушай, а твои дети ходят к тебе на съемки? Наверное, только там они могут тебя увидеть в последнее время.

Вот сейчас напросились. Они заезжали ко мне и на сериал, который мы первый сняли, он называется «101 способ на***ть себе». Это первый сериал нашей студии, осенью выйдет на КиноПоиск HD. Вот сейчас парни напросились посмотреть на крокодилов и змей, тоже приезжали, я показал им какую-то часть закулисья. Там есть такой момент, когда я сбрасываю в люк тех, кто выбывает: четыре участника и четыре люка, они стоят на люках, но никто не знает, кто проиграл. Когда я нажимаю на одну из четырех кнопок, один из игроков улетает вниз. Дети были заинтригованы именно этой кнопкой и захотели сами ее нажать. Нажали кнопку — и человек улетел. Они были в восторге.

А сколько сейчас твоим детям? 

Ребятам — 3 и 7, а дочке — 11.

Дочку уже не интересуют такие развлечения?

Интересуют, она тоже приезжала, но потусила в другой день. Будет ждать проект, потому что увидела среди участников своих знакомых тиктокеров и дико обрадовалась. Я понял, что такие зрители, как моя 11-летняя дочка, тоже будут с нами.

В общем, целевая аудитория проекта весьма разнообразная. Серёж, вот это чутье на время откуда берется у тебя?

Тут у меня просто такой принцип, что, если есть внутренняя вера, нужно попробовать, чтобы потом не переживать, что упустил шанс. Поэтому я в эти омуты и бросаюсь. По крайней мере буду спокоен, что это узнал. Иначе от самой мысли, что ты не попробовал и ты слабак, становится только хуже.

Наверное, это и есть внутренний драйв.

Наверное, да.

Это очень хороший стимул жизненный.

Но во всё прыгать не надо, какой-то внутренний фильтр должен быть. У меня предложений по кино или еще каким-то съемкам очень много, но я ни разу еще не пожалел, что отказался. Поэтому будем надеяться, что моя чуйка будет работать еще какое-то количество времени.

А отказываешься от кино по какой причине? Ты же не избалован ролями.

Не верю в сценарий или не верю в создателей. Тут уже деньги ни при чем.

То есть когда ты снимался в фильме «Горько!» и играл самого себя, то полностью верил в создателей и сценарий?

Абсолютно. И удивляло то, что многие профессиональные люди не увидели там того, что увидели мы.

Кто там чего-то не увидел? Это же прекрасный фильм.

Большие профессионалы, но я не буду называть. Я показывал десятиминутный отрывок, а они просто говорили: «Серёж, извини, но на этот фильм никто не придет, никто не пойдет смотреть в кино кусок сериала». До последнего момента многие не верили в нас. А когда вышел трейлер, вообще было огромное количество плохих комментариев, дизлайков и всего остального.

Серьезно? Как-то всё это мимо меня прошло.

Да, это был очень напряженный момент. А потом уже все стали говорить: «Как круто!»

Это действительно стопроцентный хит... Серёж, когда в следующий раз собираешься с удочкой посидеть в родных пенатах?

Надеюсь, вот-вот. У меня запланирована командировка в Челябинск, и заодно к родителям обязательно заеду... Слушай, я про кино могу тебе сказать, как раз в продолжение?

Давай, конечно. 

Я давно не снимал кино, а буквально несколько недель назад проект запустился, это сейчас — моя любовь, на глазах прям буквы оживают и становятся конкретными людьми. В данный момент идет кастинг, уже согласились сниматься Ян Цапник, Юрий Стоянов, Камиль Ларин, Ирина Розанова, Маша Миронова, и я сам тоже буду играть.

Главную роль?

Да, там новелльная история, к 14 февраля, все действия происходят в День влюбленных в одном отеле под названием Love. И фильм так называется — Love. Мы его будем делать совместно с онлайн-кинотеатром IVI.

Оригинальное название фильма.

Ну да. (Смеется.) Я надеюсь, что будет Love-2, Love-3, и каждый год люди 14 февраля будут приходить на мое новое кино и воодушевленно выходить из кинотеатра с улыбкой, со слезой, покупать цветы своим любимым женщинам. Такая романтическая комедия, которую я никогда в жизни не делал. На мой взгляд, я наконец созрел для того, чтобы снять такое чувственное кино.

А кто режиссер?

Режиссер — Игорь Твердохлебов, он делал «Мажор-3» и сейчас снял полный метр под названием «Территория». Уверен, что этот человек станет популярным режиссером. Очень рад, что я его вовремя встретил.

В тебе уживаются и романтик, и жесткий брутал, если говорить про проект, связанный с темнотой. Да и много чего еще. Оснований для грусти нет.

Нет. С точки зрения творчества и реализации — точно нет поводов для грусти. А всё остальное свойственно каждому. Просто день может быть неудачный или настроение плохое — погода, разговор не тот или человек неправильный рядом, или нужно делать то, что тебе не хочется, но во имя чего-то большего ты вынужден это делать. Я не верю в святые браки и не верю в святых людей.

При этом у тебя любимая жена, дети — это всё тоже хороший тыл.

Да-да.

Так что всё вполне гармонично и позитивно. Сплошная Love.

Love, да. (Смеется.)

Ну хорошо. Сегодня тоже брату Москву будешь показывать?

Ой, если здоровья хватит. Но он уже вечером уезжает. Сегодня самое важное — просмотр футбола. У нас противостояние такое семейное: я болею за клуб «Локомотив» всю жизнь, а жена у меня хоть и родилась в Нальчике, но полжизни в Краснодаре прожила, и вот сегодня «Локомотив» с «Краснодаром» играют, поэтому будем детей дома разрисовывать. Не знаю, до стадиона доедем или нет, но подготовка будет серьезная.

Ну что ж, отличного просмотра, Серёж! И еще вопрос: почему ты упорно называешь Екатеринбург Свердловском?

Потому что я родился в Свердловске, это без какого-то фамильярного уважения к человеку, в честь которого когда-то переименовали город. Я знаю много противоречивых исторических фактов про него, нехороших, но для меня это просто родина — я родился в Свердловске. У нас с Сашей Незлобным в честь этого места и студия названа «Свердловск». Это название я видел большую часть своей жизни, потому что жил недалеко от железнодорожного вокзала, а там была гостиница «Свердловск». Как и в любом городе, напротив вокзала есть гостиница с названием города, не самая лучшая, так скажем. У меня всегда в голове всплывают эти картинки. Тем более сегодня — День города (третья суббота августа. — Прим. OK!), и все пересылают фотографии именно Свердловска, клипы всякие. Поэтому так сложилось.

Тогда с праздником!

Спасибо, да, с праздником нас.