Татьяна Космачёва

Актриса Татьяна Космачёва обладает уникальными качествами. Одно из них — умение адаптироваться к обстоятельствам, благодаря чему она успешно совмещает работу в театре и съемки в кино. Среди ее работ — альманах «Мамы», сериал «Закрытая школа» и комедия «Смешанные чувства», которая недавно вышла на экраны. «Мне бы и дальше хотелось не снижать планку — создавать такие глубокие, осмысленные и неоднозначные образы», — говорит актриса

Ваня Березкин

Таня, а как же комедии?

Я люблю комедии. Они несут особую энергетику и позитив. Это ведь здорово, когда ты можешь пойти в кино, расслабиться и всей семьей посмеяться от души. Я с большой теплотой вспоминаю съемки в фильме «Смешанные чувства», в котором я оказалась вместе с Александром Реввой и Павлом Деревянко. Это была настоящая феерия. (Улыбается.) Но в последнее время я всё больше думаю о том, что мне хотелось бы попробовать себя в новом амплуа — драматической актрисы. Совсем не обязательно, чтобы это был театральный спектакль, классика — Чехов или Островский, это может быть и художественный фильм. Мне нравится доброе, трогательное кино, и хочется, чтобы его было больше. Если говорить про проект, которым я горжусь, то это однозначно «Мамы» — его я готова пересматривать со своей мамой каждое 8 Марта.

Насколько я знаю, у тебя в семье не было актеров. Как получилось, что тебя захлестнула страсть к театру и кино?

Всё началось с того, что я безумно влюбилась в танцы. Я помню те эмоции, которые испытывала в детстве, когда выходила на сцену. Мне казалось, что танец — это мое! Я занималась очень серьезно, отдавая всю себя и всё свое свободное время любимому делу. Более того, я даже мечтала стать балериной. И вдруг у нас в музыкальном театре объявляют, что завтра к нам придет педагог по актерскому мастерству. Конечно, я решила попробовать походить к нему. (Улыбается.) С самого детства меня, словно магнитом, тянуло на сцену.

Тебе хотелось внимания?

Я из многодетной семьи, и, наверное, мне всегда хотелось сделать так, чтобы меня заметили или похвалили. У меня две сестры и брат. У нас до сих пор очень трепетные отношения и тесная связь. Мы погодки, всё время были вместе, и иногда нас воспринимали как единое целое. Поэтому я пыталась выделиться. Я очень любила рисовать и поэтому усердно посещала занятия в художественной школе, а потом мне вскружили голову танцы, и я так же увлеченно занималась балетом. Я всегда прилежно училась, словно любыми способами пыталась сказать: вот она я!

Фото: Ваня Березкин

Родители это замечали?

Мама с папой всегда меня поддерживали. Они были на всех моих концертах и выступлениях. И неважно, читала ли я стихотворение или танцевала. Они всегда были со мной рядом, водили в художественную школу, хвалили мои рисунки и всячески меня окрыляли. После появления в театральной школе кружка по актерскому мастерству я поняла, что нашла то, в чем хочу развиваться и искать что-то сокровенное для себя.

Ты одна в семье увлекалась искусством?

Как ни странно, да. Брат и сестры всегда наблюдали за мной, но каждый занимался чем-то своим. Думаю, это благодаря родителям, которые очень правильно расставляли приоритеты и распределяли свою энергию между всеми нами. Я не представляю, как маме удавалось уделять достаточно внимания каждому из нас. Мама с папой поддерживали нас в любом начинании. А я постоянно хваталась за что-то новое. Например, когда я заявила, что хочу заниматься балетом, папа пошел со мной в магазин, купил мне пуанты, купальник и юбочку. А когда я была полностью экипирована, нашел мне педагога. Родители всегда старались поддержать любой наш сиюминутный интерес. А это очень важно, когда ребенок чувствует поддержку со стороны близких. Так вышло и с актерским мастерством: родители поддержали, и сцена стала захватывать меня всё больше. Я много читала, смотрела фильмы и понимала: чем больше я погружаюсь в этот мир, тем интереснее мне в нем живется.

Тем не менее, закончив школу, ты решила учиться на экономиста.

Я всегда была воспитанной, интеллигентной девочкой, которая хорошо училась. Папа окончил МГТУ имени Баумана и хотел, чтобы я пошла по его стопам. Родители, конечно же, мечтали, чтобы у их дочери было стабильное будущее. И я поступила в Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Узнав, что меня зачислили, пришла туда и спросила: «А где здесь студенческий театр?» И на протяжении двух с половиной лет я всё свободное время проводила в этом самом театре эстрадных миниатюр, где занималась актерским мастерством и хореографией.

Фото: Ваня Березкин

А проблем с учебой из-за этого не возникало?

Нет, у меня отличная приспосабливаемость. (Смеется.) Увлечения никогда не отвлекали меня от учебы. Я хорошо чувствовала баланс — наверное, потому что любила учиться. Мне очень нравились литература, история, я обожала химию. Химические реакции вызывали у меня просто неописуемый восторг. Во время учебы в МЭСИ я обрела самых верных подруг, с которыми мы близки до сих пор. Я понимаю, что, не будь института, не было бы важного этапа в моей жизни, который подготовил меня к поступлению в театральный. Ведь именно там я поняла, что хочу заниматься этим профессионально. И ради этого была готова решиться на безумнейшую авантюру — в двадцать лет пойти поступать в театральный институт, зная, что туда идут учиться 16–17-летние девушки со всей страны и какой там конкурс.

Таня, а родители были готовы к тому, что ты бросишь серьезную специальность?

Родителей я к этому не готовила. Я много раз представляла себе ту боль и разочарование, которое они испытают, узнав, что я вот так готова променять то, что у меня есть, на неизвестность. Когда я уже проходила конкурс в Школу-студию МХАТ, то позвонила маме и вкрадчивым голосом сказала: «Мама, я сейчас сдаю экзамены в мастерскую Константина Аркадьевича Райкина, вы меня с папой поддержите, пожалуйста». И тут я услышала очень важные слова: «Мы с тобой». (Улыбается.) Родители поняли, что выбора нет. Я просто шла напролом.

Фото: Ваня Березкин

А у тебя самой не было сомнений в правильности твоих действий?

Я никогда не думала про стабильность и деньги. Я была очень хорошей студенткой, подающей надежды. Когда ректор МЭСИ, один из моих любимых преподавателей, спросил, почему я хочу забрать документы, я ответила: «Моя мечта — стать актрисой, я хочу ее осуществить. Вы же тоже в детстве о чем-то мечтали?» Уверена, что этот мудрый человек меня понял. Я начала учиться в Школе-студии МХАТ, и всё пошло само собой. Поскольку у меня уже был опыт студенчества, то я взяла себя в руки и стала сосредоточенно работать над собой. Я, например, понимала, что мне важнее приготовить очередной этюд, или выучить конспект по зарубежной литературе, или прочитать книгу, чем погулять. Время студенчества в Школе-студии МХАТ я вспоминаю с большой теплотой. Константин Аркадьевич Райкин относился к нам по-отечески, но был и требователен — например, когда делал разбор полетов после спектаклей. Я понимаю, что та школа испытаний, которая у меня была в студенческие годы, многое мне дала.

Райкин легко отпускал студентов на съемки?

У нас была с ним договоренность, что первые два года мы нигде не участвуем и не снимаемся. Но конечно, мы тайком ходили на кастинги. И даже если нас приглашали на съемки, Райкин не отпускал. На третьем курсе я получила роль в фильме «Фобос. Клуб страха». Съемки проходили в Эстонии, и мне нужно было уехать туда на полтора месяца. Конечно, первым делом я обратилась за советом к Константину Аркадьевичу — мне было важно, что он скажет. Узнав, что это за роль, что за проект, он дал мне благословение. Райкин был каждому из студентов папой, учителем, художественным руководителем и другом.

Павел Деревянко и Татьяна Космачёва в комедии «Смешанные чувства»

А то, что ты всё детство занималась танцами, пригодилось тебе в актерской профессии?

У меня был шикарный дипломный спектакль в постановке хореографа Аллы Сигаловой. Он назывался «Стравинский. Игры». Премьера состоялась в Центре Барышникова в Нью-Йорке. Потом у меня был потрясающий пластический спектакль The Rooms в постановке Олега Глушкова. Этот проект был уникален тем, что каждый из нас делал там что-то впервые. Мы танцевали, пели с живым оркестром, за секунду я из маленькой девочки перевоплощалась в старуху. На сцене царила магия. На одной из репетиций Олег сказал мне, что я должна сделать лунную походку на пуантах. Не могу передать чувства, которые испытала, когда мне это наконец удалось.

Почему ты выбрала именно Театр им. Маяковского?

У меня была мечта — сыграть в «Трех сестрах» Чехова. Еще до поступления я попала на спектакль «Чайка», который представлял в Москве один зарубежный театр. Несмотря на то что я не знала языка, происходящее на сцене было мне предельно ясно. Приехав домой, я открыла чеховскую пьесу и за ночь ее проглотила. Я настолько увлеклась Чеховым, что перечитала все его произведения. В роль Маши из «Трех сестер» просто влюбилась и, когда узнала о том, что в Театре им. Маяковского проходят репетиции этого спектакля, поняла: это знак, надо идти.

А интуиция подсказывает, когда нужно отказаться

от съемок?

Всё зависит от проекта, от сценария. В любом фильме многое зависит от режиссера, и особенно важна предлагаемая роль. Был момент, когда после «Закрытой школы» я поняла, что роли голубых героинь мне уже не интересны.

Хотя именно этот сериал сделал тебя узнаваемой актрисой. Известность — это ведь очень важная составляющая для любого актера.

Было бы странно сказать, что для меня это не важно. Я очень обязана этому проекту за опыт и популярность. Но пока гораздо важнее тот путь, который я прохожу, те роли, те режиссеры, те театральные работы, которые дают мне возможность развиваться и набираться опыта. Я считаю, что не надо себя ограничивать: пока есть интересные предложения, роли, проекты, пока есть возможность играть в театре и сниматься в кино — нужно совершенствоваться в этом.

Почему ты так редко появляешься на светских раутах? Это же тоже способствует популярности.

Раньше мне это действительно было неинтересно. Я понимала, что это часть моей профессии, но, наверное, у меня были другие ориентиры и приоритеты. Сейчас я понимаю, что этому нужно уделять больше времени, — в конце концов, это поможет мне добиться большего в профессии.

Татьяна Космачёва и Сергей Безруков в альманахе «Мамы». Режиссером новеллы с их участием выступил Дмитрий Дюжев