Тина Кузнецова: «Я люблю и умею побеждать»
Сегодня вечером в клубе Ray Just Arena состоится первый большой концерт Тины Кузнецовой, финалистки второго сезона шоу «Голос». Певица исполнит и песню «Ваня», которая в свое время поразила и жюри, и зрителей телешоу. К слову, эту композицию, как и многие другие, Тина написала в соавторстве со своим мужем Юрием Усачёвым, композитором, диджеем и одним из создателей группы «Гости из будущего». Изначально Тина и Юрий планировали дать ОК! совместное интервью, но их маленький сын после съемки сильно устал, так что папе пришлось уехать с ним домой.
С самого детства Тина не мыслила своей жизни без музыки. Будучи подростком, она планировала стать пианисткой и переехать из родной Казани в Париж, чтобы поступить там в консерваторию. Но судьба привела ее в Москву, где девушка продолжила занятия музыкой, только уже в другом направлении: она стала джазовой певицей. А дальше всё пошло как по накатанной: конкурсы и фестивали, знакомство с будущим мужем, любовь и совместная работа, шоу «Голос» и, наконец, сольный проект «Тина». В нем, к слову, свои творческие амбиции реализуют оба супруга — они сами себе продюсеры.
Тина, интересно, как вы с Юрием, два абсолютно разных и самобытных музыканта, смогли сработаться?
Мне кажется, на сегодняшний день лучший наш с Юрой совместный проект — это наш сын. (Улыбается.) Что касается работы, то мы нашли простой путь. Если сначала мы сочиняли песни вместе, то впоследствии пришли к некоему разделению труда, чтобы на каждом шагу не возникало каких-то дебатов и отстаивания своей точки зрения.
И как же вы разделили свои обязанности?
Юра у нас саунд-продюсер, который также пишет музыку и сотрудничает с разными звездами шоу-бизнеса. Периодически он радует слушателей своими новинками в сфере ремиксов: по части электронной музыки он пионер в России. Юра может проводить за компьютером невероятное количество времени: с помощью специальной программы он буквально вытачивает свои мелодии. И всё же мы завязаны друг на друге: вроде как работаем по отдельности, но на благо общего дела. Главное, мы сосредоточились на проекте «Тина», который получил старт на «Голосе». Сейчас все свои силы вкладываем в него. Он сильно поменял мою… не скажу, что жизнь, но творческую направленность точно. Я начала сочинять песни.
А каково было вам, профессиональному музыканту, снова с кем-то соревноваться на этом телешоу?
Волнительно. Были страхи. Я сомневалась, надо ли мне туда идти, задавалась вопросами: зачем? что я буду петь? Наверное, со стороны я выгляжу простой, но для себя-то я непростая. (Улыбается.) На тот момент я уже была самодостаточной и жила в согласии с собой. У меня не было желания кому-то что-то доказывать — публике, каналу, многоуважаемому жюри. Но это всё исчезло с приходом на конкурс. Я ведь умею и люблю побеждать.
А до «Голоса» вы песни не сочиняли?
Раньше я занималась только аранжировками, что в какой-то степени тоже можно назвать сочинением. Но это были не целиком, что называется от а до я, мои песни. Сейчас я создаю определенные образы, сюжеты, сочиняю мелодию. Песня в любом случае должна проходить через меня.
У каждого музыканта этот процесс индивидуален.
Чаще всего идеи приходят ко мне, когда я нахожусь в уединении. Когда прослушиваешь чужие треки, появляются какие-то собственные ассоциации. Вдохновение вообще может посетить внезапно и в любом месте. Особенно когда находишься на природе и занимаешься ее созерцанием. Мне нечасто удается выехать куда-то, оторваться от рутинных дел, поэтому если я вижу какой-то нереально потрясающий закат с огромным солнцем, то обязательно фотографирую и выкладываю это в соцсетях. (Улыбается.) Но любая мысль, чем бы она ни была вдохновлена, быстро теряется, если ее не зафиксируешь сразу. Ведь на самом деле всё рождается в трудах.
Тина, скажите, вы из творческой семьи?
Безусловно. В моей семье все интеллигенты — врачи и педагоги. Моя сестра в свое время хотела заниматься музыкой, брат имеет творческую профессию — он дизайнер. Сидит весь в набросках, этюдах, занимается каллиграфией. А я всегда тяготела к музыке, для меня это что-то неотъемлемое. В детстве я занималась скрипкой, потому что она нравилась моей маме. Но мне самой — нет, поэтому я быстро ее бросила и выбрала фортепиано. Как у пианистки у меня были большие перспективы. Лет в 15 я даже собиралась поступать в Парижскую консерваторию. Мне легко давались и очень сложные произведения. Но потом меня унесло в другой жанр: я подружилась с джазом. Это оказался совсем другой мир, который я и взяла за основу своего творчества.
Как вы совмещали свою страсть к музыке с учебой в обычной школе?
Училась я, скажем так, незатейливо. Сначала меня это печалило, потом злило. Чувствовала себя белой вороной. Мой папа, который отлично ладит с точными науками, поражался моей неспособности справиться с домашними заданиями по математике и физике. Потом кто-то из близких сказал ему: «Успокойся, у тебя дочь поет, что тебе еще надо?» И он расслабился, и я тоже, потому что поняла: у меня есть свой перспективный путь.
Но вы, похоже, старались быть прилежной, хорошей девочкой?
Я не была рафинированной, но и бунтаркой тоже не была. Мы жили в простом районе, по вечерам я часто гуляла с дворовыми компаниями, состоящими, скажем так, из нехороших девочек. Но при этом я всегда помнила, из какой я семьи, и не позволяла себе ничего такого. К тому же у меня были собственные интересы.
Тина, ваш муж приехал в Москву уже со своей группой «Гости из будущего», а вы с чем приехали?
Ни с чем. Тогда у меня не было никакого опыта, только неистовое желание реализоваться как певица. Я приехала из Казани лет в семнадцать. Были победы в престижных конкурсах Москвы в номинации «Лучшая джазовая вокалистка», потом международные фестивали, Гран-при… Впоследствии я перевелась из Казанского музыкального училища в Московский колледж джазово-эстрадного искусства. Не без помощи таких великих деятелей искусства, как Юрий Саульский и Владимир Хачатуров.
Родные вас легко отпустили?
Они прекрасно знали, что я безбашенный человек, но в меру. (Улыбается.) У нас абсолютно доверительные отношения. Родители понимали, что я не веду какой-то непотребный образ жизни, поэтому мне доверяли. Первое время в Москве я жила у друзей и родственников, потом стала более самостоятельной.
В столице вы сразу нашли себе занятие?
Меня в Москве всегда привлекала насыщенная культурно-досуговая, тусовочная жизнь. Было множество интереснейших знакомств с клипмейкерами, художниками. Как-то меня познакомили с дочкой писательницы Людмилы Петрушевской, потом с женщиной, которая работала костюмером во МХАТе и когда-то дружила с Фаиной Раневской… То есть моя жизнь наполнилась уникальными красками и людьми.
А как в вашей жизни появился Юрий?
Мы познакомились в музыкальной студии: я пришла туда записывать бэк-вокал, уже не помню для кого. Я тогда много с кем сотрудничала, делала аранжировки. А вообще мечтала найти себе коллегу. Я не представляла, что в нашей стране существуют такие электронщики, которые могут писать очень крутую танцевальную музыку. И как-то так сложилось, что однажды я исполнила Юре свою песню, и у нас появилась идея посотрудничать. Мы сделали несколько композиций. Надо сказать, что тогда между нами проскочила какая-то искорка, просочилась через творчество. Мне безумно понравилось то, что он делает. Мы начали общаться, подружились, а потом Юра начал ухаживать. Делал какие-то сюрпризы, подарочки, прогулки у нас были. В такой период всё кажется необыкновенным, волшебным.
Он тогда еще играл в группе, много гастролировал. Это не было проблемой для ваших отношений?
(Задумывается.) Скорее у нас просто не хватало времени друг для друга. Да и сейчас редко удается побыть вдвоем. У нас есть негласная договоренность, что вечером, когда собираемся дома, о работе вообще не говорим.
Как вы совмещаете работу и семью? С малышом вам кто-нибудь помогает?
Долгое время я справлялась одна — где-то полгода занималась только ребенком. Считаю, это необходимо каждой маме, чтобы осознать, что в ее жизни появился маленький. Всё это время я продолжала заниматься сочинительской работой дома. Позже мне уже понадобилась помощь в уходе за ребенком. Нас выручают любимые бабушки, которые часто приезжают в гости. Есть и няня. Правда, мы с Юрой стараемся отпускать ее пораньше, чтобы самим провести больше времени с сыном.
Юрий внимательный отец?
Отцовские обязанности он выполняет исправно. (Улыбается.) Вообще наш сын — фанат своего отца, а отец — его тыл. Они постоянно играют, собирают конструктор, учат стихотворения. Я читаю с ним книги по ролям, а все вместе мы устраиваем целые домашние спектакли с музыкальным сопровождением.
Ваш сын тоже хочет стать музыкантом?
Недавно я привела его на прослушивание, а он не изъявил ни малейшего желания издать хоть какой-нибудь звук. Так что пока он ходит на борьбу, на плавание и в детский сад. (Улыбается.)
Не расстроитесь, если он не пойдет по вашим стопам?
Абсолютно. Это ведь у меня в музыке потребность как в еде. Юра даже критикует меня: «Дорогая, ты всё печешь и печешь» — как в анекдоте. «Всё пишешь и пишешь, совершенствуешь и совершенствуешь, остановись уже!» А я люблю разнообразие. На каждой репетиции совершенствую свои песни. Мне необходимо движение вперед.
А другие сферы вас интересуют? Наверняка в кино уже звали.
Недавно я сыграла свою первую, пока маленькую роль — жену полковника в фильме одного молодого режиссера. Название озвучивать пока нельзя. Когда-то я работала в Центральном доме актера — почему-то раньше об этом никому не рассказывала. Я не играла роли, а сотрудничала по музыкальной части. Правда, однажды пришлось заменить актрису, которая играла Сонечку Мармеладову... Это был очень экстремальный опыт. (Улыбается.)
До сих пор волнуетесь на сцене?
Очень сильно! Даже не знаю почему. Мне говорят: «Да успокойся ты, всё нормально». Те, кто знаком со мной очень хорошо, всегда видят, что, даже если на сцене я улыбаюсь, во взгляде у меня всё равно паника. Но конечно, после первой ноты меня отпускает. Это естественно. Чувствую же ответственность, а не просто выхожу и говорю: «Здрасьте, уважаемая публика. Не дадите рублика?» Я пою песни и волнуюсь даже не о том, как их воспримут, а как что прозвучит. Я вполне самодостаточный человек. Кому-то понравится, кому-то не очень... Сразу вспоминаю свои выступления перед родителями, в кругу семьи, которые я, надо сказать, очень не любила. Все всегда просили меня что-нибудь сыграть или спеть.
Вы отказывались?
Долго-долго препиралась, а потом приходилось сдаться. Как правило, одним номером всё не ограничивалось, потому что первая песня — это затравочка, потом все распаляются. А что касается актерского искусства, мне это интересно. Я люблю читать мемуары артистов, узнавать, какие у них были переживания, с чем они сталкивались... Ведь всем — и Шаляпину, и Вертинскому — в какой-то момент пришлось преодолеть жуткое ощущение стеснительности, робости. Как правило, эти чувства не присущи людям, которым на самом деле нечего делать на сцене. Настоящий артист поначалу робок. А я на своих выступлениях всегда стараюсь открыть перед слушателями свою душу, и мне бы актерское мастерство пригодилось. Я бы хотела развиваться в этом направлении. Займусь, как только появится время. Думаю, я способна сыграть хорошую драматическую роль. По крайней мере, когда смотрела отснятый киноматериал, осталась собой довольна. Но конечно, над собой еще надо работать. (Улыбается.)