Яна Климова-Юсупова: «Мое вдохновение рождается из печали»

Этим летом в рамках ММКФ состоялась премьера драмы Яны Климовой-Юсуповой «Просточеловек». О создании этой картины, своем пути в профессии и новых проектах режиссер рассказала в интервью ОК!

Кинокомпания 2020films Яна Климова-Юсупова

В этом году ваш фильм «Просточеловек» ярко заявил о себе - картина стала фильмом закрытия на кинофестивале Горький fest, была показана в рамках ММКФ, а также вошла в лонг-лист на премию Оскар. Насколько для вас важны награды и признание?

Для любого автора награды имеют значение. Даже если автор говорит, что это не так. Когда ты создаешь что-то, вкладываешь туда часть себя - ты отдаешь. Любое признание - это возможность наполниться вновь. Это круговорот энергии.

История, рассказанная в фильме «Просточеловек», была написана вами. Что или может быть кто подтолкнуло вас к его созданию?

Изначально я хотела снять короткий метр о парне, который вырос без родителей и вот уже взрослым оказывается за столом с женщиной, которая его родила. Мне было интересно изучить момент этой встречи. В итоге все переросло в большой фильм, но смысл идеи сохранился. Главный вопрос: где граница прощения и может ли любовь победить большое горе долгого одиночества.

Поиски исполнителя главной роли, которым в итоге стал Филипп Авдеев, были долгими и мучительными или все решилось достаточно быстро?

Трудно сказать как конкретно это произошло. Ты просто понимаешь, что пазл сходится. Я пришла к Филиппу, у него было много вопросов к сценарию, он очень долго думал соглашаться на проект или нет. Я никому не предлагала эту роль. У меня не было запасного варианта. Мне внутренне казалось, что это неэтично. Мы готовились к съемкам, не понимая подпишет Филипп договор или нет. Мне все говорили, что это безумие и нужно искать актеров, на случай, если Филипп откажется. Но я никого не искала. Оправданный риск.

Как и в герое Авдеева, многое в нас, взрослых, тянется из детства и напрямую отражается на поступках и действиях. Что из вашего детства влияет на вас до сих пор?

Всё влияет. Мы даже не понимаем, на сколько мы всё те же дети. Все страхи или достижения детства, напрямую отражаются на нас. Особенно семейные обстоятельства. Мы несем этот груз бессознательно. Об этом фильм. О том, что даже большое детское горе можно трансформировать в любовь через прощение. Если бы все так научились делать, мир бы расцвел.

Переносили ли вы личный опыт в фильм «Просточеловек»?

Все спрашивают об этом. Наверное мне нужно признать, что связь присутствует. Я сняла фильм о парне-сироте. У меня же есть родители. Однако, детское одиночество происходит в разных обстоятельствах. Наверное, моё детское одиночество попробовало излечиться через эту историю.

Эта картина стала вашим дебютом в полном метре. Как вы сами оцениваете эту работу? Полностью удовлетворены результатом или периодически думаете о том, что что-то нужно было сделать иначе?

В силу того, что изначально у меня не было задачи что-то кому-то доказать этим фильмом, я делала его от избытка чувств, а не от недостатка. Я не ждала революции в своей жизни и не планировала изменить мир кинематографа. Я просто хотела прожить путь создания фильма, потому что этот путь очень красив. В итоге получилась живая картина, в которой много любви. Это как твой ребенок. Ты не оцениваешь его, он просто твой. Однако, фильм высоко оценили критики. Лариса Малюкова, Сусанна Альперина, Арина Бородина и другие. И зрители. Значит всё вдвойне хорошо.

Насколько в целом вы самокритичны и строги по отношению к себе в работе и в жизни? А по отношению к другим?

Я очень строга к себе. К другим - нет. Я себя контролирую и никогда не делала бесконтрольных глупостей. Но люблю людей, которые не контролируют, живут моментом. Но если в работе я вижу человека безответственного, мы просто перестаем сотрудничать. Здесь всё просто.

В ваших первых короткометражных фильмах «Любовь» и «Живые» блестящий актерский состав. Как вам, будучи еще на тот момент студенткой, удалось собрать на площадке такую потрясающую команду?

Да, в дипломной работе у меня снялись суперзвезды. И во второй короткометражной картине. Алена Бабенко, Светлана Коркошко, Даша Екамасова, Юрий Владимирович Назаров, Артем Михалков и другие. Здесь работают два пункта. Первый - это смелость, а второй - сценарий. В целом, если ты не боишься, что твой сценарий засмеют, можно прийти к артисту любой величины и предложить роль. Все очень адекватные, классные, открытые люди. Но должен быть правда классный сценарий.

После выхода ленты «Любовь» и до премьеры «Просточеловека» прошло довольно много времени – чем был обусловлен этот перерыв?

Чтобы сложился фильм должны совпасть очень многие факторы. Вдохновение, созидательная энергия, команда. Должна случиться магия кино. На самых ранних этапах. Видимо я долго собирала силы, чтобы рвануть в эту историю. Написать сценарий и полностью сделать большое кино очень непросто. Нужно, как говорится, быть в ресурсе.

Совсем недавно был запущен видеоподкаст «Просточеловек» - расскажите подробнее об этом проекте.

Я начинала свой творческий путь за диджейским пультом на радио. Обожаю радиожанр. Когда мы готовились к выходу фильма на экраны, проделывалась огромная работа по промо. Я подумала, что туда можно добавить и подкаст, где мы с гостями и создателями фильма, обсуждаем темы, которые затрагивались в фильме, но при этом — касаются каждого. Сейчас такое время, что хочется просто поговорить. Просто поболтать о том, что тебя волнует. Мы записали серию из четырех подкастов. У нас в гостях были Агата Муцениеце, психолог Вика Дмитриева, певец Шура, Юля Коваль, Вася Михайлов, Даша Мельникова, Никита Еленев. Получились живые, такие олдскульные беседы у микрофона, как в старой радиостудии. Очень живые. Часть уже на канале. В видеоформате. Надеюсь, продолжим эту теплую инициативу.

На съемочной площадке вы полностью держите ситуацию под контролем, следуя четкому плану или порой находится место для импровизации и спонтанных решений?

Ошибка полагать, что если процесс творческий, то он спонтанный. Это не так. К съемкам фильма мы готовились три полноценных месяца. Каждый день. У нас были большие читки с артистами и главами цехов. Приходили все: и Филипп, и Чулпан, и Евгения Павловна Симонова, и, конечно, наш оператор Семен Яковлев. Все. Большой командой мы садились за длинный стол и читали каждую строчку. Редактор вносил правки, я ехала домой, переписывала и снова за читки. И так на всех этапах подготовки. На площадке мы отдыхали. Заканчивали на 2-3 часа раньше. Подготовка - залог комфортных съемок и качественного результата.

Есть ли у вас ориентиры в профессии – мастера, работами которых вы восхищаетесь? Допускаете для себя моменты подражания или сознательно этого избегаете, предпочитая идти своим путем?

Я люблю Паоло Соррентино, Дарена Аранофски, Владимира Меньшова, Эльдара Рязанова… Мне нравится когда «про людей». Когда близко к правде. Но я не киновед. Не искусствовед. Я не смогу подержать профильную беседу. Никогда не изучала глубоко чужое творчество. Просто смотрю, напитываюсь. Не думаю, что подражание может сработать. Поэтому не люблю слово «референс». Все в кинопроизодстве требуют референсов. А это близко к подражанию.

В чем вы обычно ищите вдохновение? Или искать его надобности нет, оно просто в определенный момент приходит само?

Художник должен быть голодным. А я должна тосковать. Мое вдохновение рождается из печали.

О чем будет ваш следующий фильм? И с кем бы вы хотели поработать, может быть уже есть dream cast?

С учетом того, что «Просточеловек» еще не дошел дол широкого зрителя, мой энергообмен застопорился. Трудно начать новую историю, пока не реализована предыдущая. Но есть и хорошие новости: я настолько тоскую, что пишу пьесу, в которой нет слов. Мечтаю поставить спектакль, где люди не могут говорить друг с другом. Мне кажется, что это интересно изучить именно в наше время.