SHAMAN: «Я благодарен всем хейтерам»

Звездный час артиста SHAMAN наступил в этом году. Его песни «Встанем» и «Я русский» набрали десятки миллионов прослушиваний на стриминговых платформах, а гастрольный тур по городам России проходит с неизменным аншлагом. Покоритель трендов мирового YouTube и, без всякого сомнения, одно из главных музыкальных открытий года, этот артист стал номинантом ежегодной премии ОК! «Больше чем звезды» в категории «Новые лица. Музыка». Мы поговорили с SHAMAN о его непростом пути к славе.

.

Вместе с популярностью в жизнь любого артиста неизбежно приходят сплетни, «скандалы, интриги, расследования». Как ты реагируешь на материалы в желтой прессе о твоей личной жизни? Мониторишь свое имя в поисковиках?

Обязательно отслеживаю каждый чих, каждое высказывание, каждую цитату. Всё запоминаю, фиксирую для того, чтобы быть в курсе, что транслируют обо мне в медийном пространстве. (Смеется.) На самом деле то, что ты перечислил, — издержки профессии артиста. Когда твое творчество задевает большое количество людей, рождает в них какие-то эмоции, конечно, начинает проявляться интерес и к тебе самому. Но я в этом плане не особо интересен папарацци и светской хронике — большую часть жизни сейчас провожу в гастрольном туре, а время между выступлениями занимаю созданием новых песен. Концертный райдер скромный, в скандалах замечен не был. Стараюсь не отвлекать внимание поклонников от своих песен какими-то выходками. Всё, что я хочу выразить и сказать, — в моем творчестве.

Ты сам себе задал очень высокую планку. Популярность сложно завоевать, еще сложнее ее удержать. Тебе же в дальнейшем, по сути, придется соревноваться с самим собой: выпускать новые, еще более громкие хиты, удивлять аудиторию, прыгать выше головы.

Ты прав. Тем более что я привык досконально контролировать весь процесс, каждый шаг — от написания музыки и текста, до аранжировки, сведения, создания концертных нарядов и оформления сцены. Успевать становится всё сложнее, и сейчас я занят формированием команды для собственного продюсерского центра. Он так и будет называться — SHAMAN. На первых порах эти профессионалы, даже не сотрудники, а скорее единомышленники, которых я хочу объединить, займутся развитием и продвижением моего творчества — организацией гастрольных туров, съемкой клипов, взаимодействием с прессой и так далее. А благодаря освободившемуся времени я смогу больше внимания уделить созданию новых песен. И это еще не всё. Тот колоссальный опыт, который получил почти за четверть века (именно столько я занимаюсь музыкой), планирую направить на помощь другим. Открывать и давать трамплин для развития карьеры начинающим артистам, композиторам, поэтам, клипмейкерам и другим талантливым ребятам. 

Как думаешь, почему на протяжении стольких лет не получалось выстрелить? Что помогло тебе громко заявить о себе именно сейчас?

Наверное, тогда я еще не созрел. И отсутствовали дреды на голове, которые сразу заставляют обратить внимание на мой образ. (Улыбается.) К тому же у меня не было таких сильных песен, которые могли понравиться большому количеству людей. Сыграл свою роль и возраст. Если бы я написал и спел «Встанем» и «Я русский» лет в двадцать, мне бы попросту никто не поверил. К таким песням нужно прийти. Их нужно прожить с полным осознанием… Всё то, о чем я говорю, — это детали одного большого пазла, который наконец-то сложился. 

Был момент, когда опускались руки и хотелось всё бросить?

Да, осенью 2020 года, в разгар пандемии. Тяжелый период. Концертов не было, работы не было. Я сидел в студии, продолжал писать песни и не понимал, зачем я это делаю. Когда уже хоть что-то произойдет? Когда настанет хоть какой-то переломный момент? Когда можно будет хоть чуть-чуть вздохнуть, набрать воздуха? Такие вопросы я задавал себе в тот период. Был момент разочарования. Абсолютно серьезно думал, что еще год-полтора, и если ничего не получится, то надо будет уходить из профессии. 

Чем бы стал заниматься, если не музыкой?

Да ничем бы не смог. В этом вся моя жизнь! С музыкой я с четырехлетнего возраста, на сцене больше 25 лет. Ничего, кроме музыки, я делать, в общем-то, не умею. Даже машину водить... В детстве я, конечно, размышлял, кем бы хотел стать, если не музыкантом. Думал о медицине. Мечтал быть хирургом, врачом, делающим серьезные операции и в руках которого находятся здоровье и даже жизнь человека. Музыканты — это те же врачи. Они способны исцелять, оказывать влияние на душевное состояние, выводить из уныния. Две этих профессии очень похожи. Когда говорят, что автору, певцу необязательно иметь музыкальное образование, задаюсь вопросом: а пошли бы вы лечить свои недуги к доктору, который не учился в медицинском институте? Думаю, что нет. Музыка оказывает колоссальное влияние на душевное состояние человека: она может ввести в апатию и депрессию, а может зарядить энергией и вдохновить на великие свершения. Размышляя об этом, я понял, что писать песни — это мой талант, мое призвание и будет непростительно бросить творчество из-за временных трудностей.

А, например, космонавтом, как все дети, не мечтал стать?

Об этом я начал думать, уже став взрослым. (Смеется.) Спеть в открытом космосе, оттуда, с высоты в тысячи километров, для всех жителей Земли… Кстати, эта мечта уже наполовину исполнилась. Сам я пока к звездам не лечу, зато экипаж пилотируемого корабля «К.Э. Циолковский» — «Союз МС-22», который недавно отправился к МКС, включил песню «Улетай» в свой официальный плейлист. Он, кстати, опубликован на странице Роскосмоса во «ВКонтакте», любой может проверить и послушать. Теперь мою музыку можно услышать и за пределами нашей планеты.

Прямо как в конце твоего клипа «Я русский»?

Да, он в этом плане оказался пророческим.

У тебя вышло сразу два громких патриотических суперхита — «Я русский», перед этим «Встанем»…

Сегодня вышел и третий — клип «Вороны мои». Он получился очень кинематографичным, по сути — полноценный короткометражный фильм. В эту рок-балладу я вложил всю свою душу и, судя по первой реакции поклонников, им она тоже очень понравилась.

Не боишься стать заложником этого образа, который сделал тебя знаменитым, — певца патриотических хитов? Остаться в одном жанре.

Я вообще ничего не боюсь. Бог со мной. За 15 лет осознанной творческой деятельности я написал порядка двух сотен песен, пробивался везде самостоятельно, никто мне не помогал. И когда у меня стало получаться, почему я должен чего-то бояться? В минуты отчаяния я часто вспоминал о Боге. Со мной рядом никого не было, и я общался с Ним, пытался входить в диалог, просил совета и помощи. Я уверен, что Он меня никогда не оставит, что Он будет со мной всегда. У любого человека, любой личности много граней. Они могут раскрываться в разных жизненных обстоятельствах. У меня есть и лирические баллады, и танцевальные песни. Я не навешиваю ярлыки, просто пою о том, что у меня на душе. 

Негативные комментарии задевают за живое?

Наоборот! Я благодарен всем хейтерам. Значит, мое творчество не оставляет никого равнодушным, а это самое главное.

Ксения Собчак тебя жестко раскритиковала в своем Telegram-канале. Она обратила внимание на припев песни, в которой звучит фраза «Я русский — всему миру назло» и возмутилась, что ты как бы противопоставляешь себя людям из других стран, а сам хит сравнила с «фанатской кричалкой». Собчак — инфлюенсер, журналист с огромной аудиторией. Неужели тебя совсем не трогают ее едкие посты?

Ксения написала обо мне сразу три публикации в своем миллионном Telegram-канале. Я сначала промолчал, но после третьего поста «сломался». (Смеется.) Подумал, что должен поблагодарить ее за такую мощную раскрутку и продвижение моего творчества. Так и сделал. Записал видеообращение, сказал спасибо. И в этом нет никакой иронии с моей стороны, как многие могли бы подумать. Это ее реакция на мои песни. Да, реакция необычная, но она имеет на нее полное право. Пусть Ксения и сказала обо мне что-то не очень лестное, зато еще столько людей узнали обо мне. За что ей премного благодарен.

Как говорится, хорош любой пиар, кроме некролога. Пародию Александра Гудкова «Я узкий» ты наверняка тоже видел? 

Да, конечно.

Она достаточно злая, не находишь?

Я думаю, что Александр — мой поклонник, которому искренне понравилась эта песня. Спасибо ему большое за дополнительный пиар и привлечение внимания ко мне и моему творчеству!

Тебя обсуждают селебритиз первой величины, билеты на концерты не достать, «и вот, в один прекрасный день он проснулся знаменитым…» — кажется, так обычно говорят об артистах, которые резко стали популярными и востребованными. Был в твоей жизни такой день?

Был, 19 августа 2021 года, когда выпустил песню «Улетай» и она мгновенно стала «вирусной» в соцсетях. Припев в ней из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, а куплеты я написал сам. Получилось необычное сочетание современной музыки и знакомой всем классики. Прием не новый, но очень даже эффективный. Прекрасно помню то утро: проснулся, зашел в TikTok, а там — миллионы просмотров и сотни тысяч новых подписчиков, лайков, комментариев. У меня никогда такого не было! Это и стало тем самым глотком свежего воздуха, которого я так ждал. Понял, что иду в правильном направлении, и продолжил работать с утроенной силой. Осенью и зимой писал новые песни, и вот что в итоге из этого вышло.

Тебе льстит внимание к твоей персоне? Нравится узнаваемость?

У меня есть четкое разделение: SHAMAN на сцене и Ярослав Дронов в быту. В повседневной жизни меня непросто узнать — в шапочке и черной одежде, мне чужда демонстративность, не очень люблю светиться и лишний раз привлекать к себе внимание, если, конечно, не нахожусь на выступлении. Да и привычная для шоу-бизнеса «движуха» мне малоинтересна. Поэтому, в отличие от многих моих коллег, у меня вполне обычная частная жизнь. Другое дело, когда я в образе, на концерте — с удовольствием даю автографы и фотографируюсь с поклонниками. Это часть работы. Люди пришли за позитивными впечатлениями, и я не могу их обмануть или обделить вниманием. Для этого и придумал такой яркий образ.

Кстати, первым делом все обращают внимание на дреды. И это действительно твоя фишка, благодаря которой ты сразу выделяешься среди других артистов. Диссонанс — когда парень с дредами и в асимметричном балахоне вдруг начинает петь проникновенные песни о Родине — играет тебе на руку, вызывает у людей вопросы и, как следствие, интерес. Помимо музыкального, у тебя талант хорошего маркетолога.

Благодарю за комплимент! Всё пришло с опытом. За годы творческого пути я перепробовал большое количество музыкальных направлений, примерил множество самых разных образов. Был и лысым, и с хвостиком, и с длинными волосами, и с короткими. Вот так методом проб и ошибок, закрывая за собой огромное количество дверей, я открывал новые. Каждый раз проход сужался, вариантов становилось всё меньше. В итоге осталась одна-единственная дверь, в которую мне удалось-таки войти. И вот он я! (Улыбается.) 

Твой гастрольный график расписан на год вперед. Бывает по два-три выступления в день. Скоро большой концерт в «Крокусе». Остается ли в таком ритме жизни время, чтобы творить?

Написание песен — один из самых любимых моментов в моей профессии. Я обожаю засесть в своей домашней студии и с головой погрузиться в работу. Подбирать звуки для аранжировок, сочинять басовые и гитарные партии, подбирать «бочку», которая бы «качала». Для полноценного творчества, конечно, нужно во всем этом повариться дня три. А чтобы полностью создать песню, что называется, под ключ, записать, сделать сведение и мастеринг, требуется не меньше недели. Таким временем я теперь, к сожалению, не располагаю. Приходится привыкать к новым обстоятельствам. Тексты, например, пишу в самолетах и поездах — в заметках на телефоне. Мелодию и аранжировку расписываю у себя в голове заранее, до того как войду в студию, чтобы там уже просто физически воплотить идею в жизнь. Вот чего мне сейчас действительно не хватает, так это возможности спокойно, без спешки работать над новым материалом.

Как родилась идея песни «Я русский»?

Я шел по Новому Арбату, в голове, как всегда, крутились какие-то мелодии, фразы. Появилось словосочетание «Я русский», причем хотелось его спеть громко, отчетливо, на разрыв. Сразу включил диктофон и записал. Потом приехал домой и стал развивать тему дальше. «Я иду до конца», «моя кровь от отца»… Так довольно быстро сложился припев. Причем строчку про отца многие воспринимают слишком буквально. На самом деле там есть подсказка — в этот момент на фоне начинают звонить колокола — я пою о Всевышнем, потому что все мы — дети Бога, Он наш Отец. Это второй слой, важный для меня подтекст. И в каждой моей песне я обращаюсь к Нему так или иначе. Такие отсылки я делаю в знак благодарности за то, что могу творить, за то, что свыше приходят строки и мелодии, за возможность заниматься любимым делом.

Считаешь ли ты себя частью шоу-бизнеса?

Ни в коем случае.

Многие музыканты, как и ты, открещиваются от «шоубиза». Почему?

Потому что это понятие опошлено, стало стереотипом — тусовки, вечеринки, скандалы… Необходимость постоянно где-то «крутиться» и «светиться», искусственно поддерживать интерес к себе. Не к творчеству — песням или клипам, а к светским сплетням. Я же стал известен не какими-то громкими провокациями, а как автор и исполнитель своих песен. Это большая ответственность. И мои поклонники просто не поймут, разочаруются, если я буду размениваться на какой-то сиюминутный хайп.

Ты родился и вырос в Новомосковске Тульской области. Почти во всех интервью упоминаешь об этом. Часто там бываешь?

Не так часто, как хотелось бы, конечно. В Новомосковске живут мои самые близкие родственники: дочка, мама, папа, бабушка, дедушка. Это моя малая родина. Месяц назад я, впервые в истории города, дал там сразу два сольных концерта подряд. Наверное, самое ответственное выступление во всём туре. Земляки очень ждали — билеты раскупили за месяц до выступления. Специально попросил организаторов выделить свободное время и с удовольствием погулял по знакомым с детства улицам.

Видно, что ты относишься к этому городу с большой теплотой.

Конечно! Это небольшой и уютный городок. Там нет столичной суеты и, в отличие от Москвы, где бешеный ритм и постоянное движение, в Новомосковске гораздо спокойнее, время словно замирает. Есть возможность остановиться и отдышаться. Мне такая подзарядка требуется постоянно! Именно поэтому я люблю приезжать на свою малую родину.

Как родители отнеслись к такой резкой вспышке твоей популярности?

Они понимающие люди. Не задают мне лишних вопросов, не обижаются, если я какое-то время не звоню, стараются меня беречь. Большую часть информации о моей жизни родные теперь получают из интернета, следят за моими афишами и передвижениями. Мы общаемся не так часто, как хотелось бы, но при любой возможности я всегда им звоню, интересуюсь здоровьем и делами.

О чем ты мечтаешь сейчас?

Вообще ни о чем. Я считаю, что моя мечта уже осуществилась. Пока новую для себя не придумал. Хочу продолжать писать хорошие песни. Каждая новая такая, попадающая точно в цель, поднимает меня как артиста еще на одну ступеньку выше. И каждый новый хит (не очень люблю это слово) делает почву под ногами бетоном.

Можешь ли ты назвать себя счастливым человеком?

Вот чай допью — и точно буду абсолютно счастлив. (Смеется.) Честно говоря, мне не хватало того, что сейчас происходит, я к этому очень долго шел. И теперь живу в абсолютной гармонии с самим собой. Так что да, сейчас я могу назвать себя счастливым человеком.
.