Марина Брусникина: «Это история о женской силе»

3 и 4 декабря на Малой сцене МХТ имени А.П. Чехова выходит премьера спектакля Марины Брусникиной «Полярная болезнь». Пьеса Марии Малухиной перенесет зрителей на четверть века назад – в девяностые годы, когда привычный мир рухнул и люди выживали как могли, и на край света – в Заполярье. Именно в этой бесконечной ледяной пустыне оказываются три женщины, изо всех сил пытающиеся заработать на жизнь. А еще в нем обитают духи, для которых эти места – родная стихия.

Фото: медиацентр МХТ имени А.П. Чехова/Александра Торгушникова Марина Брусникина

.

Марина Станиславовна, чем вас зацепила пьеса Марии Малухиной, почему вы захотели ее поставить?

Мария Малухина – очень талантливый автор. Когда много читаешь современных пьес, а я читаю их очень много, специально ищу интересный материал, то сразу отмечаешь для себя неординарные тексты. В пьесе «Полярная болезнь» есть живые характеры, точно прописанные, узнаваемые персонажи – это хорошо придуманная драматическая история. Тут есть, что играть актрисам, которых я давно люблю и уважаю: в спектакле заняты Дарья Юрская, Ольга Литвинова, Янина Колесниченко, Юлия Чебакова, Алёна Хованская. 

Одновременно этот текст очень попадает в тебя по ощущению современности, хотя вроде бы сюжет разворачивается в девяностые годы, и Мария пишет про челночниц. Но на самом деле «Полярная болезнь» – про то, что происходит с нами сегодня, про резкий слом реальности, когда люди пребывают в растерянности – а что же будет дальше? Ты читаешь пьесу и думаешь: да, так было, и это тоже пережили, и всё равно выжили. Вот это ощущение женской силы, которая всё преодолевает, показалось мне очень нужным сегодня. Несмотря ни на что, вопреки любым обстоятельствам, женщины побеждают. В пьесе светлый финал, есть надежда – то, что нам необходимо. 

Мария Малухина родилась в 1991 году, и в девяностые годы была ребенком. Ее восприятие того времени совпадает с вашим?

Это вообще не важно. Конечно, на репетициях мы с актерами пускались в воспоминания, ведь у каждого есть свой опыт проживания этих сложных лет – иногда довольно экстремальный, особенно у мужчин. Впрочем, что касается моей жизни, то девяностые прошли как бы мимо меня: мы всё время находились в театре, бесконечно репетировали, играли, нам было весело. Ну да, продуктов в магазинах не было – но что-то ведь ели! То, что пьеса про девяностые, я выношу за скобки. Это не приземленная история, что поддержано и художественным решением: сценографию и костюмы к «Полярной болезни» придумала Полина Бахтина, и она в полной мере дала волю фантазии.

В «Полярной болезни» есть выход в некое иное пространство?

Да, в пьесе совмещены два параллельных мира. Это лишь на первый взгляд бытовая история про челночниц, которые едут торговать куда-то на Север. Их автобус застрял в снегах, в бескрайнем белом пространстве, откровенно враждебном человеку. Кроме людей, в нем присутствуют духи – хозяева этого мира, которые смотрят на незваных гостей и рассуждают, осуждают, помогают, смеются. Присутствие духов в пьесе создает эффект отстранения, хороший юмор, благодаря чему возникает ощущение, что в этой истории есть что-то «над». Это как северное сияние – многоцветное волшебство, вдруг возникающее там, где невозможно представить себе никаких красок, кроме белой, удивительный парадокс жизни. И Малухина это ощущение чуда очень точно схватила.

Сам духи появятся на сцене?

Конечно. С ними связана этническая тема, которая присутствует и в музыке (с нами работает замечательный композитор и саунд-дизайнер Андриеш Гандрабур). Духи нарядные, они живут в каком-то своем праздничном мире, и выглядят причудливо, необыкновенно. Они как локаторы – ловят всё, что происходит во вселенной, в том числе, все звуки, поэтому в музыке этнические мотивы то и дело сбиваются на современные шлягеры. Возникают парадоксальные наслоения – и это, собственно, то, как мы живем, ведь в нашем повседневном существовании перемешаны несоединимые вещи.  

Получается, история про ледяной Север – вовсе не черно-белая?

Абсолютно. Да вы посмотрите на фотографии девяностых – сколько там красок! Эти безумные рынки, эта кричащая одежда... Наши героини – торговки, из своих бездонных сумок они могут доставать всё, что угодно. 

Кроме трех женщин, которые навевают воспоминания о чеховских трех сестрах, в пьесе «Полярная болезнь» есть и мужчины. Но они существуют на периферии сюжета, ни в чём не участвуют.

Да, героини действительно как три сестры, и у нас в спектакле возникнет тема, с этим связанная. Это три разных женских характера, между ними возникают непростые отношения. Мужчины же в этой истории присутствуют как некая враждебная сила. Я с таким взглядом не согласна, но Мария Малухина как художник вытаскивает ту тему, что ей важна, а я, как режиссер, следую за автором. Кроме актрис, в спектакле заняты два артиста – Валерий Трошин и Армэн Арушанян – и моя задача заключается в том, чтобы выстроить постоянное присутствие, но одновременно и человеческое отсутствие их персонажей на сцене.

Сейчас в МХТ идет уже третий цикл показов экспериментального проекта «АРТХАБ», сокуратором которого вы являетесь. Это лаборатория, направленная на поиск режиссеров и драматургов одной с театром «группы крови». Каковы ваши впечатления от проекта?

Мне очень интересно. Это замечательная идея, которую Константин Юрьевич Хабенский предложил и, главное, которую он смог реализовать. Потому что идея идеей, а попробуй воплотить ее в жизнь в таком объеме! У нас же реально запланировано десять серий «АРТХАБА» по пять эскизов каждая – то есть пятьдесят эскизов. Это такая плотность! И сейчас мы буквально прочесываем мелким гребнем все современные пьесы плюс составляем список режиссеров, которые в Художественном театре пока не ставили, но которых мы хотели бы привлечь. Первый результат «АРТХАБА» – спектакль «Друг мой» – уже в афише Художественного театра: драматург Константин Стешик и режиссер Петр Шерешевский – замечательные художники. На подходе «Космос» Нины Григорьевой по пьесе Алексея Житковского – важная работа для Евгении Добровольской, которая играет там главную роль. И «Тахир и Зухра» Елизаветы Бондарь по пьесе Зухры Яниковой. Эти премьеры состоятся в новом году.     

Принципиально творческое участие в проекте «АРТХАБ» публики – то, что зритель имеет возможность не только смотреть эскизы, но и обсуждать их, что его мнение слышат. Удивительно, но результаты зрительского голосования и выбора профессионального жюри пока совпадают. Это не случайно, в обоих сериях показов были очевидные лидеры. Я надеюсь, что и дальше «АРТХАБ» будет развиваться на таком же качественном уровне.

Я сама существую в профессии в разных ипостасях, в разных средах, и понимаю, что много имен режиссеров и драматургов, которые сегодня активно работают, в МХТ нет. Шаг Художественного театра навстречу этим людям мне дорог и важен.

В следующем году вы выпускаете курс в Школе-студии МХАТ, ребята сейчас играют дипломные спектакли. Один из самых интересных – «Москва / Москва», где звучат песни и стихи о Москве, часто совершенно не известные. А как вы выбирали для этой постановки авторов? Студенты сами предлагали?

Когда мы подумали, что надо проанализировать Москву через песни и поэзию, то сразу решили, что песни будут ретро, а стихи – только современные. И совершенно не важно – знакомые это будут авторы или нет. Наоборот, я всё время говорю студентам: ищите неизвестных. Ведь существует множество талантливых людей, о которых мы ничего не знаем. В спектакле «Москва / Москва» звучит много стихов молодых авторов. Кого-то находили мы, педагоги, кого-то предлагали ребята. Единственное условие – чтобы человек был связан с Москвой. То есть в тексте не обязательно должна была впрямую присутствовать тема Москвы, но автор должен жить в этом городе. В спектакле все начинается с идеализма и романтики 60-х – «А я иду, шагаю по Москве», но дальше звучат более жесткие, дисгармоничные вещи. Время становится другим, и среда, в которой мы живем, тоже кардинально меняется. Мы постарались это отразить.   

Этот курс в Школе-студии – первый, который вы набрали как руководитель мастерской. Как вам новая роль?

С ней связана очень большая ответственность: ты всё время думаешь про то, как сделать, чтобы все студенты были видны, как их потом распределить по театрам. Мне очень помогает команда педагогов: соруководитель мастерской Сергей Щедрин, режиссер Юрий Квятковский, Алексей Розин, да вся наша кафедра. Столько всего делается! В начале четвертого курса я в панике сказала Щедрину: «Серёжа, надо срочно готовить дипломный спектакль!» – «Как? – ответил он. – У нас же их одиннадцать!» (Смеется.) Это очень талантливый курс, очень творческий. Сейчас вышел спектакль «Сирано» – после двух отрывков по стихотворной драматургии из этой пьесы, сделанных на третьем курсе, я предложила студентам подготовить полноценную постановку. Просто сказала им: «Ребята, репетируйте, делайте, я буду вам что-то советовать, если нужно». И они сделали спектакль. Это абсолютно самостоятельная работа, они полностью взвалили все на себя! Это такое счастье. С ними очень интересно.

Тяжело расставаться с учениками?

А мы не расстаемся, мы всё равно существуем в одном пространстве. Я знаю, что, если в репертуаре театра «Практика», например, возникнет какое-то «окно», мне всегда есть, кого позвать. Все твои ученики – это как будто единая труппа.

Беседовала Александра Машукова

Генеральный спонсор театра – Банк Открытие

Спонсор театра – Банк ВТБ 

.