Александр Якин: «Самому сложно заметить, сносит у тебя крышу или нет»
Актеру Александру Якину предсказывали, что он навсегда останется заложником образа Ромы Букина из сериала «Счастливы вместе», но он доказал обратное. Сегодня Саша играет в Театре Наций.
А недавно на СТС стартовал пятый сезон сериала «Восьмидесятые», где у него главная роль. О готовности сниматься бесплатно и желании избегать светских мероприятий актер поговорил с ОК!
Саша, мы с вами очень долго не могли встретиться. Вы настолько заняты?
Сейчас да, очень плотный график: съемки, театр. Да и бытовых дел масса: за продуктами надо съездить, машину переобуть... (Улыбается.) А бывает и наоборот: по полгода вообще ничего не делаю.
В депрессию не впадаете, когда по несколько месяцев сидите без работы?
Нет, депрессии у меня не бывает. Если перестанут звать на пробы в кино или в театр, я не закроюсь в комнате с зашторенными окнами и бутылкой вискаря. Скорее всего, я просто займусь чем-нибудь другим.
А на светских мероприятиях вы почему не появляетесь? Времени нет или желания?
Мне неинтересно ходить по тусовкам. Я не считаю, что это часть актерской профессии. Конечно, у меня есть знакомые актеры, которым нравится публичная жизнь. Я вижу, с каким нетерпением они ждут каждую премьеру, чтобы там пофоткаться. А я лучше в футбол поиграю, с друзьями встречусь. Среди моих друзей много сценаристов, креативных ребят, с которыми мы постоянно что-то придумываем.
Сериалы с вашим участием сделали вас узнаваемым. Автографы охотно даете?
Если человек подошел ко мне после спектакля или где-то на улице, то, конечно, я распишусь, сфотографируюсь с ним. Мне нравится, когда меня узнают. На меня не нападают, не пытаются оторвать кусок рубашки на память. Люди просто улыбаются, говорят хорошие слова, и я отвечаю им тем же. Так происходит круговорот хороших слов в природе. (Улыбается.) Многие артисты принимают участие в различных танцевальных, спортивных, кулинарных проектах...
Мне вообще кажется, что каждый должен заниматься своим делом. Когда мне предлагают сняться в кулинарной программе, а на мои слова о том, что я не умею готовить, отвечают: «Нам это и нужно!» — я отказываюсь. А вот танцевальные проекты всё же связаны с актерской профессией. Там сразу видно, кто в паре актер, а кто профессиональный танцор. Я участвовал в спортивном проекте по фехтованию «Дуэль». Если бы мне предложили принять участие в футбольном или боксерском проекте, я бы с радостью согласился.
Спортом вы занимаетесь как любитель или профессионально?
Если есть возможность, я делаю упражнения. А вообще спортом я занимаюсь с детства. Даже играл в футбол за город Чехов. Кстати, мы до сих пор почти каждую неделю играем в футбол с коллегами по съемочной площадке сериала «Восьмидесятые».
Если вы так любите футбол, почему тогда решили стать актером?
Не могу сказать, что у меня были какие-то большие успехи в спорте. С шести лет всё свободное время я проводил в театральной студии. Сначала ходил в «театралку» в селе Троицкое под Чеховом. А когда мне было лет одиннадцать, наш режиссер Игорь Николаевич Лавров стал художественным руководителем городского театра в Чехове. Естественно, я перешел туда вслед за ним. Добираться было довольно тяжело: сначала на электричке, потом на автобусе. Но это меня не останавливало. В четырнадцать лет я сыграл главную роль в фильме «Парниковый эффект», мы с ним даже ездили на «Кинотавр». Уже тогда сомнений по поводу будущей профессии у меня не было. А в пятнадцать лет, когда появился сериал «Счастливы вместе», мое желание стать актером уже было непоколебимо.
Съемки сериала пришлись как раз на десятый-одиннадцатый классы?
Съемки начались в конце девятого класса, и с того момента в школе я толком не учился. Хорошо, что учителя относились к этому с пониманием. Всё-таки я был прилежным учеником: хорошо учился, читал стихи на всех мероприятиях, побеждал на конкурсах чтецов. (Улыбается.) Я уезжал на съемки, а потом приезжал и индивидуально «сдавал экзамены» по всем предметам. Помню, как на съемочной площадке в перерывах учил географию. (Улыбается.) Ну и потом, продюсеры сериала регулярно устраивали для моего класса экскурсии по Киностудии имени Горького.
Это, наверное, тоже сыграло свою роль в том, что учителя относились к вам с пониманием?
Да, ребятам было очень интересно увидеть, как снимается кино. У нас-то в селе и посмотреть нечего было, а тут такие экскурсии! И ребята, и учителя были в восторге.
Скажите, а тогда, в юном возрасте, голова от успеха у вас не закружилась?
А вот этого я не знаю. (Улыбается.) Надо спрашивать у тех, кто был рядом со мной в то время. Всё-таки самому сложно заметить, сносит у тебя крышу или нет. Должен быть кто-то, кто скажет: «Парень, ты перегибаешь палку». Знаете, у меня очень простая семья, и, когда я приезжаю домой, там все эти понты и выкрутасы не работают. Например, после сериала «Счастливы вместе» и перед первым сезоном «Восьмидесятых» я работал водителем в местной администрации. Прежний водитель как раз ушел, а мне очень нужны были деньги. И даже если какой-то сдвиг на фоне славы и востребованности у меня и был, то он мигом исчез. (Смеется.) Понимаете, я рос простым деревенским парнем, у меня не было мечты стать популярным. Скорее хотелось просто стать востребованным.
Сериал «Восьмидесятые» идет уже четвертый год. Как считаете, это не слишком долго?
Всё зависит от проекта. Если хорошая идея, хороший сериал, то почему бы не снять и пятый сезон, и восьмой. «Восьмидесятые» мне сложно оценивать, потому что я нахожусь внутри этого проекта.
О восьмидесятых, наверное, уже всё знаете?
Я знаю всё о наших восьмидесятых, про которые мы снимаем. Безусловно, сериал о том времени, но на съемках всё немного по-другому происходит. Это не документальный фильм, поэтому могут быть какие-то огрехи. Я сам не жил в восьмидесятых, о том периоде знаю только понаслышке, по рассказам авторской группы и создателей сериала, которые очень доходчиво и интересно нам всё объясняли.
Саша, за четыре года, что идут съемки, вы сами изменились?
Конечно. Я же не какой-то там маэстро, который всё делает с первого раза и очень круто. Всё равно пробуешь, ошибаешься, снова пробуешь. Набираешься какого-то опыта. Ну и внешне я изменился: теперь борода у меня стала гуще. (Смеется.)
Существует множество примеров, когда яркая роль, сыгранная актером в молодом возрасте, так и остается его единственной творческой удачей.
Агитируете меня расстаться с ролью Вани? (Смеется.) Если серьезно, то после трехсот серий роль Ромы Букина за мной сильнее закрепилась. И когда я поступал в институт, столкнулся с проблемами. Что касается «Восьмидесятых», я не боюсь, что роль Вани Смирнова за мной закрепится. Он не такой гипертрофированный, как Рома Букин.
Режиссер Фёдор Стуков, который начинал снимать «Восьмидесятые», был вашим соседом. Может, он взял вас в проект по блату?
Думаете, я ему лестничную клетку мыл? (Смеется.) Мы действительно были соседями. Но выяснилось это, когда я уже прошел пробы и был утвержден на роль. Однажды он выгуливал во дворе собаку, а я как раз торопился домой. Так мы и столкнулись у самых дверей. Оказалось, что мы жили в одном доме, в одном подъезде, только на разных этажах. (Улыбается.) Потом Федя мне рассказал, что он действительно хотел, чтобы я прошел пробы. А пробовались мы очень долго. С того времени, как сняли пилот и начались съемки первого сезона, прошел почти год.
Нужна колоссальная выдержка, чтобы ждать работу целый год.
Да, в таких ситуациях хорошо иметь какой-то запасной проект или бизнес. Но пока есть работа, которая мне нравится, я буду ею заниматься. Конечно, когда появится семья, дети, я буду стремиться к стабильности. А пока я могу четыре раза в месяц играть спектакли и совершенно спокойно жить на эти деньги.
Кстати, о театре. В Театре Наций вы играете в спектаклях «Укрощение строптивой», «Идиот», «Триумф любви».
Да. К слову, заканчивая институт, я не горел желанием служить в театре. Вместе с однокурсниками мы делали какие-то совместные отрывки, ходили по театрам, но я был совершенно спокоен: не возьмут — и ладно, в кино буду сниматься. Меня взяли. Очень рад, что попал именно в этот театр. То, что я сейчас там, — большое счастье. У нас такая же система, как и в кино. И мне это очень нравится. Мы придумываем спектакль, репетируем, а потом его играем, и мне не нужно каждый день находиться в театре. Это, конечно, расслабляет. В обычном репертуарном театре, даже если ты ничего не делаешь, всё равно должен присутствовать. Всё-таки за это ты получаешь зарплату. А тут приглашают мировых режиссеров. Нам в ГИТИСе только рассказывали о них, а здесь есть возможность работать с ними на одной сцене.
Для вас имеет значение, главную роль вы играете или второстепенную?
Нет, я же еще достаточно молодой. Мне двадцать пять лет. Я окончил институт в 2012 году и не могу сказать, что достиг каких-то высот, чтобы требовать главные роли. (Улыбается.) Кто-то сразу после института начинает играть главные роли и круто это делает, а кто-то только в сорок лет раскрывается. Сейчас я чувствую, что готов сыграть большую классическую роль — с переживаниями, со слезами, на разрыв.
А работать за маленький гонорар исключительно ради опыта готовы?
Конечно, я и бесплатно снимался.