Тина Канделаки: «ПЯТНИЦА!» — это фабрика хороших новостей»

Она умеет быть жизнерадостной и счастливой, и так было всегда. Своей невероятной энергией ТИНА КАНДЕЛАКИ заряжает легко и сразу, независимо от того, находится в кадре или за кадром. А ее закадровая жизнь телевизионного топ-менеджера сегодня насыщена чрезвычайно. В 2023 году Тина стала ведущей программы «Умнее всех» на телеканале «Пятница!», в этом же году каналу исполняется 10 лет.

Фото: Артём Самигуллин Тина Канделаки
.

Тина, у тебя всегда так много активностей! Понятно, что сейчас они другого уровня, требуют других сил, но, в принципе, это для тебя абсолютно привычный ритм — существовать в темпе не вальса, а... даже не знаю, какой жанр назвать.

Как человек телевизионный, ты понимаешь, что телевидение — очень быстрое, оно устроено таким образом, что ты не можешь быть долгосрочным фаворитом. Ты каждое утро открываешь рейтинги и понимаешь, победитель ты или проигравший. Если ты был победителем накануне, это не значит, что не проиграешь завтра, и наоборот. Чтобы в этом темпе выжить и побеждать, надо всё время находиться в состоянии подготовки к Олимпийским играм — так бы я назвала это состояние, а какого оно жанра, определяться тебе.

Вот ты говоришь про Олимпийские игры. А, кстати, когда ты руководила каналом «Матч ТВ», то есть спортивным вещанием, насколько это было органично для тебя? Все-таки твой бэкграунд развлекательный.

Вопрос не в том, какой у тебя бэкграунд, вопрос в управлении. Должность генерального продюсера или генерального директора подразумевает не столько знание предмета, если ты про это, а несколько другой функционал. Если ты гендиректор, твоя первая задача — сформировать команду. Что это значит: посмотреть на текущие кадры, понять, кто из этих людей засиделся на своем месте и кого надо элементарно повысить, мотивировать, вдохновить на дальнейшие свершения, а кто, наоборот, пересидел и давно уже перезрел и ничего не делает на самом деле, просто отбывая работу, и от этих людей, к сожалению, надо избавляться. Это тоже важное качество руководителя — уметь увольнять. Дальше, есть ключевые вещи для меня как телевизионного человека: продукт, маркетинг и пиар... А разговоры о том, что кто-то понимает исключительно в спорте или юморе, — это всё от лукавого. Я все время смеюсь и говорю, что в моей телевизионной карьере всё ходит по кругу. На «Матче» мне все говорили: «Тина ничего не понимает в спорте», а на ТНТ — «Тина ничего не понимает в юморе». Мне и не надо понимать ни в спорте, ни в юморе, мне надо понимать в телевидении, а в нем я многое понимаю, работая в отрасли уже 30 лет. В этом плане огромное спасибо Александру Александровичу Жарову (гендиректор АО «Газпром-Медиа Холдинг». — Прим. ОK!) за доверие. Он прекрасно понимает то, о чем я тебе говорю.

Тина Канделаки «не понимает в юморе» — звучит парадоксально.

Ну это условно. (Улыбается.) Когда закрываются одни передачи и открываются другие, люди думают, что я не понимаю в том или ином жанре. А тут не вопрос жанра. На телевидении в принятии решения о запуске или закрытии продукта есть несколько факторов: в первую очередь это рейтинги, ключевой момент, нравится кому-то это или не нравится. Рейтинги Mediascope — единственная верифицированная система измерения рейтингов телевидения. Поэтому как нам Mediascope каждое утро говорит, так мы и работаем. Дальше, возможности и потенциал ведущих, которые работают в кадре. Безусловно, виральность этого контента, обсуждаемость. Я, например, всегда понимала, что на главном развлекательном канале страны нужно делать late night show, и, как вы знаете, мы запустили «Шоу Воли» на ТНТ.

Как-то Николай Картозия, генеральный директор «Пятницы!», сказал такую фразу: «Пять дней в неделю мы существуем, а настоящая жизнь начинается в пятницу». Ты согласна с этим афоризмом?

Коля занимался журналистикой во всех ее жанрах и типах, он, например, придумал все основные форматы, которые существуют на НТВ. Никто и не предполагал, что он сможет реализоваться на телеканале «Пятница!». Создав его как телевидение для молодой аудитории, через несколько лет он сделал этот канал абсолютно флагманским с точки зрения развлечений. В этом смысле Коля умеет формулировать и создавать провокативные коннотации, чтобы потом это все обсуждали. Я люблю другую его фразу, смысл которой такой: телеканал «Пятница!» находится со своим зрителем во все светлые моменты его жизни. И это абсолютная правда, исходя из тех форматов, которые Коля собирает.

В этом году ты стала ведущей программы «Умнее всех» на «Пятнице!». Каково это — спустя много лет вновь оказаться в кадре?

Легко. Проекты «Пятницы!» держат конкуренцию с крупными федеральными каналами и зачастую выигрывают в ней. Конечно, в такой компании возвращаться в кадр не страшно. Плюс мы дополнили шоу разными фишками: это и дополненная реальность, и интерактивная 3D-графика. Команда «Пятницы!», с которой мы делали программу, — это люди, не только развивающие телевидение, но и несущие огромную социальную миссию — делать образовательные проекты на современном ТВ.

ТНТ и «Пятница!» — это единое поле или они на принципиально разную аудиторию рассчитаны?

От 14 до 44 лет — это коммерчески наша возрастная аудитория. В этом смысле аудитория у нас общая. Другое дело, что есть уклон канала. «Пятница!» — про все вкусы жизни: тревел, еду, любовь и таланты, ТНТ — более дерзкий, а канал ТВ-3, который тоже входит в наш медиахолдинг, — более мистический.

А ты искренне считаешь, что 14–18-летние смотрят телевизор сегодня?

Я не считаю, я знаю. Аудитория у нас очень разная. Почему зрители разных возрастов с удовольствием смотрят, например, «Уральские пельмени»? Это очень понятный, очень безопасный и очень народный юмор. Почему аудитория полюбила «Конфетку»? Потому что увидела в этой программе себя, свои чаяния, свои проблемы и свою возможность быть кем-то услышанным, увидеть результат своего труда, кем-то трансформированный. Ты знаешь, сколько заявок было от возрастной аудитории 14–44 для участия в «Конфетке»? На второй сезон — порядка 8 тысяч. 

Мой брат Игорь снимался в сериале «Жуки», на ТНТ вышли уже три сезона. По многим показателям за последние годы это самый популярный комедийный сериал.

«Жуки» — это ответ на твои предыдущие вопросы: где 14-летние и все остальные? Все смотрят телевизор, когда показывают сериал «Жуки». Доля этого сериала — 20, и это феноменальный успех, несравнимый ни с чем, потому что очень хороший сериал, ну и, конечно же, наш талисман — Игорь Верник.

Спасибо. Ты права, главное — результат, на который работаешь, тогда аудитория сама подтянется.

Я считаю, что нужно как можно больше работать на результат. Телевидение — это про очень много работать. Здесь за вредность молоко никто не дает, здесь нет такого этапа, когда что-то сделали, выдыхаем, курим и ждем, что будет дальше, — здесь ежедневно, еженощно, ежесекундно работаем не покладая рук. Кто работает, у того всё получится. С одним тайтлом ошибся — будет другой. Когда у тебя много премьер, когда у тебя сформирована полка, когда у тебя много контрагентов, с которыми ты работаешь, — это круто, и это наша сегодняшняя жизнь и на ТНТ, и на «Пятнице!», потому что очень амбициозные ребята собрались, которые на любую сумасшедшую идею говорят «да».

Возвращаясь к теме развлекательного телевидения, где ты всегда была как рыба в воде — с самого начала твои проекты были смотрибельные, провокативные, острые. Насколько твое видение развлекательного телевидения менялось со временем, с опытом?

Я начинала на развлекательном телевидении, когда это развлекательное телевидение только появилось в России. Я была одной из первых телеведущих, кто начинал свою карьеру на телеканале СТС. Когда мы начинали, давай сразу обозначим, конкуренция была совсем другой, потому что мы конкурировали только сами с собой — телевизионные звезды с телевизионными звездами. Ключевая разница в том, что появился интернет, а он позволил огромному количеству людей самовыражаться, и конкурентов в разных жанрах стало так много, что ты даже не понимаешь в тот момент, когда идет твоя передача, с кем конкурируешь. В этом смысле интернет и возможность самореализации большому количеству людей дали возможность вне зависимости от продюсерских предпочтений делать карьеру и становиться лидерами общественных мнений, делать популярный контент. Стали использоваться запрещенные для телевидения приемы. На телевидении, я считаю, все-таки речь должна сохраняться такой, какой она преподается в школе, должны быть какие-то общепринятые нормы. Норма речи на телевидении, в любом случае, должна быть достаточно академической, потому что это телевидение. Но когда мир интернета говорит своим хайпожорским языком, понятно, что в определенный момент перекос в сторону интернета произошел, потому что там говорили и показывали то, что на телевидении невозможно даже было представить. И эти приемы были гораздо более конкурентоспособными, нежели те, которые использовались на ТВ. Я считаю, что успех того же телеканала «Пятница!» показал и доказал, что конкурировать можно, потому что Коля Картозия был одним из первых, кто интегрировал блогеров, взял лучшее из лучшего — и уже на базе этого фундамента построил то, что вылилось в такие форматы, как «Пацанки», «На ножах», «Кондитер» и тому подобное. Он по четыре часа конкурирует со всеми каналами, держа высокую долю с теми же «Пацанками». Первый перекос произошел, потому что телевидение не могло переадаптироваться. Дальше оно переадаптировалось, поделившись на то, которое сохранило классический подход — то есть «мы не замечаем этот ваш интернет», и тех, кто просто взял лучших героев и интегрировал, а теперь с этого максимально зарабатывает. Поэтому мое отношение менялось ровным счетом точно так же. Я одна из первых пришла в интернет. Как селебрити, я понимала, что всё новое, что появляется, — к нему надо адаптироваться, потому что рано или поздно всё новое будет использовано миром развлечений, — и оказалась права. Сейчас я могу тебе сказать, что конкуренция стала сильнее, сложнее. Конкурировать с тем контентом, который хайпожорят в интернете, сложно, но можно и даже необходимо.

А у тебя сегодня есть право на ошибку, как ты считаешь?

Естественно, я ведь живой человек. Надо понимать, что быть руководителем — значит брать на себя большое количество рисков и ответственности. Тот, кто ведет машину, он и принимает решения по этому маршруту. А если за рулем сидит кто-то другой, всегда можно перестроиться. До тех пор, пока за этим рулем сижу я, я должна быть ответственна за то, что этот маршрут приведет к тому месту, куда мы все договорились прийти... Опять же, право на ошибку где и право на ошибку в чем. Например, сегодня мы поспорили с одним очень большим продюсером, очень талантливым человеком. И он нам с Аркадием Водаховым (генеральный продюсер ТНТ. — Прим. ОK!) говорит: «Вот вы сказали, что в сентябре выстрелит то и то, я записал, вернемся к этому разговору в сентябре». Можем ли мы с Водаховым ошибиться? Да можем, конечно! Опять же, прекрасный сериал «Друг на час» с Сергеем Каюмовичем Шакуровым не дает долю 20, но это не значит, что его не нужно было ставить в эфир. Просто тут уже такое качество актерской игры, что просто для сравнения люди должны видеть такую работу.

Очень тонкие вещи ты сейчас говоришь.

Ты же понимаешь, что я живой человек, могу ошибаться. Я очень коллективный руководитель — и ошибки, и победы делю с коллегами, для меня мнение команды важнее всего. Я что-то решила или кто-то что-то решил — давайте разделим это решение на команду. Если проиграем, вместе будем нести ответственность, потому что это наше коллективное решение. Также, если победим, это будет коллективная победа.

Отлично! Тина, ты по-прежнему сумасшедший спортоголик?

Сейчас только по утрам занимаюсь, и только дома. Просыпаюсь — и сразу иду в зал...

Скажи, а ты вообще, ранняя птица?

Утром встаю в 7.30.

Организм требует или ты себя так воспитала?

Я достаточно много ежедневно работаю, у меня рабочий день длится часов девять-десять. Если я буду просыпаться поздно... Во-первых, у нас нет таких условий на работе — все совещания начинаются очень рано.

Скажи, кто-то из детей идет в твою сторону в профессиональном плане?

Скорее Леонтий, он тоже склонен к продюсированию.

А дочка?

Мелания окончила факультет искусств в Московском государственном университете. Она художник и продолжает работать со своим мастером. Мы вместе думаем по поводу дальнейших планов, находимся на стадии определения.

Леонтий занимается продюсированием в твоей команде или самостоятельно?

Нет, не со мной. Леонтий достаточно долгое время сотрудничал с лейблом Виктора Дробыша, и в музыкальной тусовке и тусовке тех, кто занимается музыкальным продюсированием и продвижением, он лет пять хорошо известен (с учетом того, что его музыкальной карьере уже десять лет). Леонтий пишет музыку, записывает альбомы, производит контент с завидным постоянством без пауз. Сын пошел в мать. Вообще, дети известных родителей прежде всего должны быть личностями, чтобы состояться в профессии. Есть те, кто делает блистательную карьеру, продолжая дело своих родителей, — твой племянник тому пример.

Да, Гриша стал актером.

А есть дети, которые ничего не добиваются. Это не вопрос того, кто чей сын, а вопрос того, как человек может воспользоваться своими стартовыми возможностями. Он может их использовать как трамплин и пойти дальше, а может потерять и то, что было дано от рождения. Тут всё просто: Леонтий был с детства приучен к тому, что творчество, креатив, продюсирование — это постоянная тема семейных разговоров за столом, поэтому, мне кажется, у ребенка просто не было выбора. Сначала сын пошел на философский факультет МГУ, учась у моего мужа (директор по особым поручениям ГК «Ростех» Василий Бровко. — Прим. ОK!), потом перевелся на факультет пиара. С одной стороны, пойдя по Васиным стопам в альма-матер, а потом плюс-минус по моим, в продюсирование, имея мечту стать продюсером, но, с другой стороны, не теряя мечты стать музыкантом. Это всё происходило очень последовательно.

Еще такой момент: твои дочка и сын росли в семье, где мама — работоголик и всегда занимается любимым делом. Ты в этом смысле счастливый человек. В юности ты же училась на стоматолога, когда еще жила в Тбилиси?

Я училась на пластического хирурга. (Смеется.) А потом сменила профессию.

У тебя как-то стремительно всё получалось.

Не знаю, насколько я интересую людей с точки зрения личной жизни или моего карьерного пути, но согласись, что я всегда была последовательной. Менялись статусы, роли, задачи, но я всё время... Ты меня сколько лет знаешь?

Думаю, лет двадцать.

Лет двадцать назад я с твоим старшим братом работала в ночную смену на Радио Рокс.

Точно, со Славой.

Я дежурила ночью, приезжала домой на улицу Яблочкова, спала три часа, шла в институт повышения квалификации сотрудников радио и телевидения, потом шла подрабатывать на существующий тогда БИС-ТВ, потом — опять на ночную смену на радио. Когда вспоминаю, как много времени приходилось по утрам ждать автобуса на холоде, чтобы доехать до метро, то понимаю, что сегодня нахожусь в парниковых условиях. (Смеется.) Если серьезно говорить, это действительно большое счастье — в юном возрасте понять, чего ты хочешь. Я работаю уже достаточно долго, потому что верю, что профессия, которую я выбрала, нужна людям и то, что мы делаем всей командой, большому количеству людей дает надежду, желание, мотивацию, меняет жизнь к лучшему, меняет что-то в них, развивает чувство юмора и физическую выносливость. В любом случае, это маленький сказочный мир, параллельная реальность. Параллельная, но состоящая из людей, которых мы знаем, а так как они в телевизоре, то немного сказочная. Дарить людям немного сказки — это большая радость. Дарить на протяжении многих лет и понимать, что ты дальше способен что- то придумывать и изобретать, — большое счастье. Трудоголизм — это следствие, а не самоцель. Это инструмент, который доставляет мне невероятную возможность самореализовываться.

Тин, подписываюсь под каждым твоим словом, и хочется тут поставить три восклицательных знака.

Спасибо.

Я рад, что мы с тобой сегодня говорим. В очередной раз понимаю, что мы — на одной волне.

Да ты такой же, Вадик, как и я: тоже всю жизнь пашешь, не можешь остановиться.

И, главное, не хочу останавливаться.

Счастливая профессия: ты, Вадик, общаешься с большим количеством людей, которые тебе симпатичны, и делаешь это изысканно. Сейчас запрос на такого человека, как ты, колоссальный. Общий культурный уровень необходим, потому что если его нет, то нет способности развития собственного и коллективного воображения. Вот недавно мы говорили с Сергеем Васильевичем Лукьяненко. Чем он прекрасен — придумав «Дозоры», он расширил людям воображение. Образованность дает людям возможность фантазировать, мечтать, что-то воображать, делать свое представление о мире гораздо шире, нежели то, что ты видишь перед своим носом.

Спасибо тебе, дорогая Тина, за такой вдохновляющий разговор. И давай не теряться в этом океане жизни.

Я предлагаю встречаться гораздо чаще. Всегда буду рада увидеть тебя вновь.

Так что до скорой встречи!

Фото: Артём Самигуллин

Стиль: Василиса Гамалея-Гусарова

Продюсеры: Манана Саградян, Светлана Смачная