Алексей Чумаков: «Часто думаю: как я вообще держусь?»
Самовлюбленный мартовский кот, человек с печальными армянскими глазами, хитрый представитель шоу-бизнеса, который не играет по его правилам…
Алексея Чумакова любят многие, и в то же время многие недолюбливают. Он глубокий, искренний, прямолинейный. Закрытый, сдержанный и саркастичный. Он — разный. 18 марта Алексей представит публике свой первый большой концерт в Москве. Не обещает, что всем понравится. Но обещает никого не обмануть
Алексей, последние несколько месяцев выдались для вас насыщенными. Помимо подготовки к концерту, вы устроили себе «четырехмесячный ад под названием «Один в один», как гласит запись в вашем Instagram. Вы и карьеру свою начинали с шоу — «Народный артист». И с тех пор регулярно принимаете участие в таких проектах, как «Танцы на льду», «Король ринга», «Большие гонки»… Это что — азарт, деньги или жажда популярности?
Господь с вами, какие же это деньги?! Если ты член жюри, то тебе, конечно, платят. Но участие в шоу — абсолютно бесплатно. Специфика российского шоу-бизнеса такова: у нас артистам не платят за то, что они делают интересные программы. За очень-очень редким исключением. Более того, иногда платят сами артисты — за участие в той или иной программе. Это не обязательно относится к телешоу, но в общем и целом такой «перевертыш» работает везде. Азарт, конечно, имеет место быть: когда ты уже втянулся, появляется желание выиграть. Срабатывают амбиции, перфекционизм, как у любого нормального человека. Что касается жажды славы, то сегодня куда проще «прославиться», показав себя с задней стороны, скомпрометировав представителя власти или избив женщину. И для этого совсем не нужно мучиться на проекте, сутками не спать, оплачивать работу огромного количества людей. Не нужно расти над собой. Так что для меня участие в такого рода шоу скорее шанс заинтересовать собой зрителя. Чтобы потом, когда я захочу признаться ему в любви языком собственного творчества, этот зритель обратил на меня внимание.
В проекте «Один в один» однажды уже изобразили Алексея Чумакова...
Да, это сделал Руслан Алехно. И сделал очень талантливо. Хотя, на мой взгляд, это неблагодарная работа — изображать меня. Я не настолько ярок, во мне нет каких-то фишек, которые узнаются сразу. Нет, я заметен, люди меня знают. Но вот так, на сцене... За что во мне можно зацепиться? Ну, бородка. Движения? Я не кручу попой, не сажусь на шпагат. Так что Руслан сделал большую работу.
И каким оказался Алексей Чумаков со стороны?
Я могу сказать так. Очень многие — те, кто не вникает в мое творчество, — считают меня самовлюбленным. Этаким мартовским котом, кайфующим от самого себя. Руслан это и показал в номере. В моей песне есть строчки: «Мир меняет твоя красота, я его больше не узнаю» (слова Константина Арсенева). А он спел: «Мир меняет МОЯ красота». Это правда весело. Но в этом подмечена и важная деталь восприятия меня многими незнакомцами. И понятно, откуда такое отношение. Я мало кого подпускаю к себе. Меня побаиваются, коллеги порой обходят стороной. Я никогда никому не говорю «Это потрясающе!», если это полный отстой. Я, конечно, могу не озвучить, что это отстой, — я хитрый армяно-болгарский парень. (Улыбается.) Но я никогда не скажу, что это прекрасно, если это не так. Зная это, многие меня недолюбливают.
Вам это не обидно?!
Я бы мог начать рыться в себе и переживать, если бы… не история с моей мамой. Ее нет с нами уже пять с половиной лет. Те, кто знал мою маму, согласятся со мной: это был абсолютно святой человек. Она очень любила людей. Она была врачом, она спасала людей. И она была фантастически яркой женщиной. Так вот, было время, когда мама работала на трех работах и папа работал на трех работах. Конец 80-х, перестройка, предпутчевое состояние… Было сложно не только нам — было сложно всем. Но соседи обходили стороной нашу семью и смотрели на мою маму недобро. Папа у меня такой красавец, но он работяга. Столяр. Мама тоже красавица: всегда была при маникюре, всегда уложенная прическа, она была идеально накрашена. С двумя детьми, работая сутки напролет, она умудрялась выглядеть так, что женщины вокруг думали: в нашей семье есть прислуга. Вы понимаете, что такое 1986 год, Узбекистан, Самарканд, и живет некая семья, у которой есть прислуга? На самом деле у нас, конечно, ее не было. Нам еле-еле удавалось нормально кушать. Но только я и мой брат знали, каких усилий это стоило нашим родителям. Сегодня я понимаю, что отчасти перенял карму мамы. Это отношение ко мне как к человеку лощеному и надменному преследует меня, и я уже перестал обращать на это внимание. Более того, иногда меня это очень даже устраивает. (Улыбается.)
Кажется, что вы человек совсем не из шоу-бизнеса. Вы прямолинейны, принципиальны. Вы сами говорите о том, что в этой сфере вас побаиваются. Как вы тогда умудряетесь столько лет здесь существовать?
Действительно, очень часто, сидя дома у камина, налив себе граммов пятьдесят виски, я абсолютно искренне думаю: «Как ты вообще держишься?» Я не понимаю, как Бог дает мне возможность существовать в этом бизнесе. Я практически не хожу на тусовки, я не люблю лгать, я не могу дружить с тем, с кем надо. Я не лижу филейные части «сильных мира сего». Я не плачу за эфиры. Принципиально. Ни одной копейки не заплатил за пятнадцать лет. Я не увольняю музыкантов и даже в кризис ни на рубль не сбавил зарплату ни одному человеку в своем коллективе (а это больше двадцати человек). Более того, у меня прибавилось людей! Я стараюсь петь живьем даже на сборных концертах, где часто противятся этому. Но, слава Господу, я интересен зрителю. Так что клянусь, я искренне не понимаю, как я выживаю в этом странном бизнесе. Мне кажется, что это случайность.
И вы не боитесь ругаться со своими поклонниками?
Я никогда не ругаюсь со своими поклонниками.
А как же недавняя громкая перепалка в Интернете, когда вы выложили в Сеть свой снимок с афиши концерта, и комментарии людей были довольно неприятными? Вы тогда очень жестко отчитали их.
Я высказался не жестко, а интеллигентно. Вообще я обычно не замечаю такие вещи. Но в тот день я очень устал. Я приехал домой в шесть утра, я не ел целый день. И вот я открываю свою страницу и вижу комментарии: «Ты стал похож на бомжа, стал жирный как свинья», или «Был нормальным парнем, стал похож на алкаша», или «До пластики было нормально, сейчас хуже». Причем я ради интереса захожу на страницы тех, кто пишет это, а там фото матери, которая целует своего ребенка, фото со свадьбы, то есть нормальная семья. И я вдруг понимаю, что вот эти люди в силу какой-то своей неудовлетворенности жизнью могут позволить себе написать человеку, который никогда ничего плохого им не сделал и не сделает: «Ты стал жирный как свинья». Ведь меня это не оскорбляет, я же понимаю, что я не жирный как свинья. Мне обидно, что этот человек является моим сородичем. Именно это я и написал. И многие меня поддержали.
Ваше стремительное похудение — один из этапов подготовки к концерту? Год назад вы уже сбрасывали вес для съемок в фильме «Срочно выйду замуж», с тех пор удается держать себя в форме?
Нет, я уже поправился после фильма. Под Новый год весил сто килограммов. Сейчас опять сбросил девять. Приближаюсь к своему киношному образу — восемьдесят шесть кило.
А стоит ли вообще так сильно худеть? Некоторые современные исследования доказывают, что у каждого человека есть свой, комфортный для него вес, и сколько бы человек от него ни уходил, рано или поздно он к нему вернется.
Дело в том, что у меня такой генокод: я могу свежим воздухом подышать и от этого поправиться. Поэтому я всегда белой завистью завидовал своему брату: он мог съесть тонну пельменей, запить пивом и не поправиться ни на грамм! А я вынужден держать себя в рамках. И худею я не для концерта, а для собственного комфорта. А подготовка к концерту идет полным ходом. У меня будет порядка сорока человек на сцене — это оркестр, мой коллектив. Это будет сугубо музыкантская история. В описании альбома «Тут и там» (2013) я написал: «Я гарантирую только одну точную эмоцию, которую вы будете испытывать после прослушивания альбома или посещения моего концерта: вы не будете чувствовать себя обманутыми. Вам может не понравиться стиль музыки, может быть, не понравлюсь я, но вы никогда не будете чувствовать, что вас обманули». Это для меня важно! Мы всё делаем максимально открыто. За много-много лет это мой первый большой концерт, хотя я отработал тысячи концертов во всех филармониях нашей страны и не только. Два года назад у меня был тур — семьдесят один концерт по России. Семьдесят один живой концерт за два месяца и неделю! Вы можете себе представить?
Почему же тогда большой концерт и «Крокус Сити Холл» — всё это только сейчас? Как определяется та черта, когда артист уже может сделать свой собственный концерт?
Я мог бы вам рассказать о том, что дошел до этого, созрел... Бла-бла-бла. Но нет, на самом деле это банальная трусость. Я вспоминаю себя шестнадцатилетнего и понимаю, что с годами во мне исчезла отчаянность. Я, конечно, не такой прям Корифей Корифеевич, но в своем бизнесе знаю побольше, чем многие несведущие. Я принимаю решения сам, у меня нет продюсеров и спонсоров. У меня есть своя кинокомпания и свой музыкальный продакшен, и я люблю всё, чем я занимаюсь. Но я стал слишком осторожным. Раньше я делал концерты абсолютно безбашенно. Могу рассказать историю, за которую мне не стыдно. 1998 год, мы уже переехали с семьей из Самарканда в Тюмень. И вот я приехал с мамой к родным в Самарканд на пару недель. Мне семнадцать, с собой в чемодане мини-диски и мой концертный костюм: а вдруг петь придется?.. Это сейчас я без концертных костюмов, а тогда у меня был концертный костюм. (Улыбаясь, с гордостью.) И я решил организовать концерт, пока я там. Мы потратили деньги, я сделал афиши, даже реклама шла по местному телевидению. Наступает день концерта, я выхожу на сцену, там всё: звук, фанфары, интро какое-то у меня даже было прописано. И вижу: ровно в центре зала сидят два человека. Это была пара — парень с девушкой. Они увидели афишу моего концерта, и он сделал ей подарок — купил билет. Конечно, я не стал им петь, мы вернули «зрителям» деньги, даже что-то подарили, чтобы не портить людям вечер. Я с ними посидел, поболтал. Я к чему это всё говорю: ведь это мой опыт, мои воспоминания. Тогда я стал сильнее на один стресс. Но сейчас я уже не имею права на такие ошибки.
Расскажите, кто должен обязательно присутствовать на вашем концерте?
Для меня очень важно, чтобы в зале был мой папа, была моя жена. Чтобы были близкие друзья. Любимые коллеги. Не коллеги вообще — я не хочу им доказывать, что я хорошо пою, они это и так знают. И конечно, в зале я хочу видеть зрителей, которые придут на мой концерт не просто так, проходя мимо. Ведь чем сложен «Крокус»? Это лучшая площадка страны, но она находится не в центре, до нее надо доехать. Поэтому собрать «Крокус» — особенная прерогатива. Я надеюсь, что на мой концерт придут те люди, которые хотят послушать конкретно меня. Я для них готовлю большое шоу. И думаю, что мы сможем их удивить.
Есть картинка в вашей голове, как пройдет этот концерт?
Я просто знаю, как он будет проходить. Это раньше я мог готовить текст перед выходом на сцену. Сейчас я выхожу и говорю. Слава богу, язык у меня подвешен, мне несложно формулировать свои мысли и говорить интересно. Как-то Алла Борисовна Пугачёва сказала: «Артист, который не волнуется, — мертвый артист». Я до сих пор переживаю из-за того, что действительно никогда не волнуюсь. Я могу переживать о том, чтобы всё срослось, чтобы никто не налажал. Но по поводу себя и того, что я буду говорить людям, я всегда спокоен.
Сколько ваших песен посвящено жене — певице Юлии Ковальчук?
Две песни. Но мне кажется, важнее то, что моя жизнь посвящена этой женщине. Знаете, сегодня посвятить песни можно и собаке, и стулу, и подушке.
Я заметила, что когда вы говорите об отношениях, то всегда становитесь колким, саркастичным. Вам тяжело говорить о чувствах?
Да, я не люблю это. Я даже не могу говорить тосты родным в их дни рождения. Я могу десять минут разговаривать ни о чем — заслушаешься! Но если речь заходит о чувствах… Я интроверт.
Недавно в прессе писали: «Алексей Чумаков и Юлия Ковальчук расстаются». Оказалось, новость всего лишь в том, что на концертах и съемках у вас с Юлей разные гримерки. Потому что невозможно двадцать четыре часа в сутки находиться вместе. Насколько для вас важно уединение, если говорить об отношениях?
Для Юли — меньше, для меня — больше.
Как выглядит ваш отдых? Вы один, где-то…
Я дома, один. У меня есть кабинет, где я могу заниматься творчеством. Юля меня не трогает в эти моменты.
Наверное, женщине такие правила даются нелегко…
Со мной вообще очень сложно жить. Я же парень непростой. Поэтому моей супруге, конечно, памятник надо ставить. Да, она ведет большую работу над собой, но мне кажется, что это лишь делает ее лучше. Юля не сразу пришла к осознанию того, что в эти моменты я не ее не рад видеть — я никого вообще не рад видеть, иногда даже самого себя. Я по знаку зодиака Рыбы, у меня свой мир внутри. И я сам не всегда могу разобраться в географии этого мира. Вот Юля может быть на гастролях, а я могу остаться дома один, не позвать никого из друзей и забыть включить свет. И поздно вечером, когда уже стемнеет, я вдруг осознаю, что у меня не работал телевизор, не горел свет, что я как-то бесцельно прожил этот день. Бывают такие моменты. И мне очень в них хорошо. Но потом я устаю от этого и мне нужно что-то другое. Просто если Юле нужен один такой день в неделю или в две, то мне нужно дня четыре. Многие будут говорить: «У него глаз не горит» или что-то в этом духе. А у меня по жизни грустные армянские глаза, что мне теперь делать? Когда мне было три года, я уже был с армянскими грустными глазами. (Улыбается.)
Стиль: Александра Белоус
Макияж и прическа: Анна Русинова