Александр Петров: «На сегодняшний день я проживаю самый счастливый период своей жизни»
Его энергии можно только позавидовать. Он стремительно меняет образы, города, даже континенты. Беседовали мы по телефону, потому что Саша находится, и уже довольно долго, на съемках в Мексике. О чем мексиканский проект? Пока тайна. Зато я узнал о других достижениях Петрова последнего времени, и всё это очень любопытные истории!
.
Ну что, поговорим?
Ой, с большим удовольствием. Я ждал этого разговора.
Я тоже. Рад, Саш, что у тебя творческая жизнь по-прежнему бьет ключом: как всё началось, когда ты, учась на втором курсе в ГИТИСе, стал сниматься, так и продолжается нон-стоп — такой бешеный марафон.
Ну, да, с 2009-го. Давненько (Смеется.)
Ты уже десять лет в Театре Ермоловой служишь, а вроде только что была премьера «Гамлета», твой дебют на этой сцене…
У нас сразу ностальгия пошла настоящая.
Я просто прекрасно помню то время, мы с тобой встретились после «Гамлета», я тебя снимал в программе «Кто там…». Тогда был момент, когда, с одной стороны, вроде бы всё уже складывалось, а с другой — это было, конечно, состояние предвкушения, ты еще был на низком старте. Но вот что интересно. За эти десять лет в Театре Ермоловой ты, кроме «Гамлета», ничего не сыграл. Правда, есть еще Лопахин в «Вишнёвом саде» в Театре Пушкина.
Мы его не играли очень давно. Еще до ковида должны были поехать на гастроли по Америке и Канаде и после этого закрыть спектакль. Потом случился ковид, мы решили его не закрывать, но вот сейчас всё идет к тому, что все-таки его закроют. Но я тоже приверженец этого, все-таки уже восемь лет спектаклю. Мне кажется, надо вовремя останавливаться. Не очень понимаю, когда спектакли идут по 20 лет. Ну как музейные экспонаты.
Получается, Саш, так: с Шекспиром ты закончил — спектакль «Гамлет» уже не идет в Ермоловском, «Вишнёвый сад», как ты говоришь, тоже скоро завершится. Зато ты выступаешь на сцене с собственными проектами. Громко прозвучал твой авторский проект «#Зановородиться», он и в Театре Ермоловой шел, а потом обрел какие-то новые, даже стадионные площадки. Я знаю, что по-разному к этому спектаклю относились: «Почему вдруг Петров и режиссер, и актер, и автор стихов — всё сам», — но ты всем всё доказал, и прежде всего самому себе, что можешь легко и свободно в таком формате существовать. Сейчас появился новый проект «Планета Максимус» — ты тоже и автор, и режиссер, и исполнитель. У меня ощущение, что это вообще единственный формат, который тебе сегодня по-настоящему интересен на сцене.
Когда я сделал «#Зановородиться» и сыграл его и в Театре Ермоловой, и на больших площадках, то понял, что в театральном зале мне стало не хватать энергии. Та энергия, тот груз ответственности, тот адреналин, который я получаю на своих авторских спектаклях, ни с чем не сравнится! Потом я помню свои впечатления, когда вновь вышел играть то ли «Гамлета», то ли «Вишнёвый сад» и понял, что мне становится тесновато. Когда ты видишь перед собой огромное количество людей, которые смотрят спектакль в свободной форме (кто-то стоит, кто-то сидит, кто-то еще что-то делает), у меня возникает драйв. Мне нравится такая форма театра: ты всё придумал, сам всё сделал, за всё заплатил, ты сам себе начальник — когда хочешь, тогда и играешь. Всё это выходит за рамки классического понимания театрального пространства. Еще в институте, когда не было никаких иммерсивных спектаклей, я думал, что было бы классно сделать спектакль на ка - ком-нибудь заброшенном заводе, например. Меня всегда тянуло на эксперименты и выход за рамки...
…привычного.
Да-да-да. Собственно, это и получалось. Мне это безумно нравится, эта свободная форма и абсолютная независимость, потому что это всё принадлежит тебе: когда хочешь, тогда и едешь на гастроли. Нет никакого приказа о постановке, который висит на стене объявлений в репертуарном театре. Олег Евгеньевич Меньшиков, как художественный руководитель, всегда понимал, что это не про меня, — нельзя просто взять и повесить список распределения ролей, где будет моя фамилия. Правда, у нас были попытки репетиций новых постановок в Театре Ермоловой с моим участием, и эти попытки продолжаются. Несмотря на всё, что я сказал, я — приверженец классической фундаментальной школы Леонида Ефимовича Хейфеца...
…это твой мастер курса, легендарный режиссер…
В институте мне было безумно интересно, когда несколько артистов на сцене, минимальное количество декораций, сложнейший драматургический материал и артисты взаимодействуют друг с другом без особых режиссерских придумок. Вот это мне тоже очень близко. Такие вот две крайности. Подходящей истории мы пока не нашли. Я думаю, что мы все-таки дойдем до момента истины, до репетиций. Всё то время, которое мы находились в поиске истории в привычном театральном понимании, когда-нибудь обязательно компенсируется спектаклем, который выйдет в Театре Ермоловой. Я этого очень хочу, этого хочет Олег Евгеньевич, те, кто работает в театре, тоже об этом думают, и думают еще о том, как бы нас с Олегом Евгеньевичем совместить в одной постановке и кто может быть там режиссером. Есть такое чувство, что эта идея где-то вертится в пространстве.
Сегодня твой момент истины — это спектакль «Планета Максимус». Такое фундаментальное название — ты уже не только новые пространства задействуешь, но и новые миры.
Новые планеты. (Улыбается.)
Такой инопланетянин ты уже немножко.
(Смеется.) Ближайшие показы спектакля пройдут 12 октября в Москве, в Crocus City Hall, и 16 октября в Санкт-Петербурге, в БКЗ «Октябрьский». Знаешь, мне настолько нравится, что есть своя команда, которая тебя хорошо знает, которую ты хорошо знаешь, эту команду дополняют новые люди. Это театральная реальность, которая создавалась годами. Мне очень нравится это состояние с точки зрения организации. Если ты просто театральный артист, то ты приходишь на репетицию: вот режиссер, вот команда, тебе может кто-то нравиться, кто-то нет, но ты же не можешь на всё это повлиять.
Ну да, а здесь ты за всё в ответе.
Конечно.
У спектакля «Планета Максимус» очень красивый эпиграф: «У каждого лепестка есть похожий лепесток».
Ой, за этой фразой стоит достаточно много смыслов. Это строчка из стихотворения, которое я читаю в самом конце спектакля. Я всегда верил, верю и буду верить, что есть люди, на которых ты смотришь и понимаешь, что вот они точно должны быть вместе. Никаких вопросов не возникает. Причем они могут внешне сильно отличаться, но ощущение... знаешь, есть такая фраза — «шерочка с машерочкой».
То есть важнее всего — найти своего человека.
Да. Пока ты не найдешь, нужно продолжать искать и не идти на какой-либо компромисс. Ни в коем случае! Когда ты встречаешь по-настоящему счастливых людей, которые действительно похожи друг на друга (это может быть и внутреннее, и внешнее сходство), то понимаешь, что это и есть главное.
А над личными отношениями надо работать?
Мне кажется, не надо. Как, знаешь, мой близкий товарищ сказал мне однажды: «Я работаю днем, а мне еще вечером надо приходить домой и тоже работать?» (Смеется.) Отношения — это счастье, в них надо отдыхать и получать друг от друга удовольствие. А так называемая работа... Если люди умные и мудрые, она идет параллельно. Это трепетное и бережное отношение к человеку и есть, наверное, любовь, в которой заложено абсолютно всё. Уж точно, если ты начинаешь каждый день заморачиваться и думать: «Мне надо поступить так и так, здесь психолог мне сказал вот это, а в книжке написано другое», — то это превращается в какую-то муку вместо отношений...
На самом деле об этом и фильм, который я очень люблю, — «Надвое» Валерия Тодоровского. У тебя там такие блистательные актерские проявления: невероятная трогательность и ранимость, с одной стороны, а с другой — сумасшедший драйв, любовные метания, а еще и отличный юмор. Постоянные переливы из одного состояния в другое — просто очень здорово, Саш.
Спасибо большое.
Если говорить в этом смысле о тебе: твой поиск продолжается?
Вадим, мы с тобой давно дружим, товариществуем, я к тебе с трепетом отношусь...
…это абсолютно взаимно…
...и я могу тебе искренне сказать, что на сегодняшний день я проживаю очень счастливый период своей жизни. Пожалуй, самый счастливый.
Ну что ж, Саш, я за тебя рад.
Спасибо.
Давай вернемся к спектаклю «Планета Максимус». В этой истории участвуют музыканты…
...да, группа Ocean Jet, те же музыканты, что были в «#Зановородиться», у них чуть обновился состав и добавился женский вокал, пришла чудесная Леся, которая вышла замуж за солиста группы Максима. Они расширились, что мне очень нравится, потому что в вокале и музыке появилось женское начало, — это очень круто.
А в основе спектакля — стихи, твои стихи. Мне интересно, когда ты начал их писать, когда почувствовал вкус к поэзии? Вот мы с братом Игорем росли вместе: я за жизнь ни строчки не написал, а Игорь с юности пишет, у него недавно книга вышла «Брошенные тексты», где опубликовано много его стихов. Игорь, кстати, и в твоем спектакле «#Зановородиться» однажды читал свои стихи.
Там была история «Верь в стихи», когда люди из зала выходят на сцену. В какой-то момент я Игорю говорю: «Сцена вся твоя». Сидит полный зал, и Игорь, как профессионал и безумно талантливый человек, взял на себя инициативу... Когда я начал сочинять стихи? Ты знаешь, это случайно получилось. У меня никогда не было рвения с юности, просто в какой-то момент я начал писать. Думаю, одним из сильных толчков было творчество Маяковского, который случайно тоже возник. Я прочитал какой-то отрывок из «Облака в штанах» и понял, что мне эти строчки очень близки, я их на себя примерил. После этого у меня возникло желание по - пробовать что-то написать. В дальнейшем это желание возникало и в какие-то не самые подходящие моменты: едешь в машине, стоишь в пробке — взял и что-то написал, в самолете летишь — что-то написал. Из этого начали появляться какие-то стихи.
То есть поэтом ты стал уже во взрослом возрасте.
Наверное, за год до спектакля «#Зановородиться».
Представляешь, какими масштабами ты мыслишь! Ты только начал писать стихи, и уже через год появился спектакль по этим стихам, и ты играешь его на стадионах. Дальше — больше: премьера нового спектакля «Планета Максимус» сопровождается выходом твоего поэтического сборника «Хрупкое», будет кинопрокат «Планеты Максимус», который стартует с 19 октября по всей стране. Так что даже в тех городах, куда ты не доедешь с гастролями, зрители смогут увидеть спектакль на экране. Ты, Саша, целую Вселенную охватил! В тебе и правда это есть: с одной стороны — объять необъятное, а с другой — сочинить планету, на которой так хочется жить.
Вадим, я бы тебя просто слушал и слушал, ты удивительно точно всё говоришь, у меня аж мурашки.
Я просто помню, Саш, как мы с тобой однажды беседовали, ты мне тогда сказал: «Я всегда знал, что у меня всё получится», — я даже удивился, откуда такая уверенность, такая поразительная вера в себя и свои возможности.
Эта вера действительно была всегда, я с ней родился. А интуиция как работает? Пришел в ГИТИС и понял, что это мои стены. Как и откуда я это понял? Я ведь там ни разу не был. Первый раз вообще в стенах театрального института оказался, ни в каких других институтах не бывал, и понял, что именно здесь буду учиться, хотя я приехал туда на подготовительные курсы, до момента поступления оставалось еще около полугода. Откуда я это знал? Но я точно знал, что поступлю. Какая-то необъяснимая история, как и та, что связана с фразой, что у каждого лепестка есть похожий лепесток. Мы не можем объяснить какие-то вещи, можем их только почувствовать. Мне кажется, в жизни нужно больше чувствовать, нежели думать, тогда всё само собой будет складываться. Искренне чувствовать, поступать так, как ты чувствуешь, и вот это «чувствуешь» — как фундамент всего, а дальше на это накладываются уже и опыт, и знания, и профессия, и энергия, энергия других людей в том числе, — всё на свете. Но фундамент — «я так чувствую».
Вот видишь, интуиция тебя не обманула и с тех пор ведет по красной дорожке жизни.
Красиво сказал.
Мне самому понравилось. Саш, помню, когда ты только вернулся со съемок в фильме Романа Полански «Дворец», с такими горящими глазами! Рассказывал очень сбивчиво, потому что был переполнен эмоциями. Сейчас эмоции, наверное, чуть подостыли. В ноябре фильм выходит в прокат. А вообще съемки у Полански — что это было? Жизнь или сон?
Очень точно ты опять говоришь — абсолютно как сон. Я пока не знаю даже, как к этому относиться. Если говорить про эмоции, то да, наверное, они приобрели какую-то форму, но при этом когда вспоминаю сами съемки, то понимаю, что анализировать тут что-то бесполезно.
Действие комедии «Дворец» происходит в швейцарском отеле накануне Нового года…
Съемки были в швейцарском городе Гштааде. Мой герой — человек серьезный, а смотрит режиссер на него с юмором, как и на всех остальных персонажей. Полански предлагает нам посмотреть на себя со стороны, и иногда это выглядит очень комично. В фильме снимались Микки Рурк, Фанни Ардан. Полански говорил, что переживал из-за русского кастинга, кто будет играть русского персонажа, а потом был очень рад тому, что это я, и даже поблагодарил кастинг-директора. Приятно.
Скажи, в чем феномен Полански? Ты наблюдал его не в парадном ключе, а на съемочной площадке. 18 августа ему исполнилось 90 лет, магия этого имени совершенно невероятная.
Я бы так сказал, феномен Романа Полански и магия вокруг него связаны только с одним — с его абсолютно искренним желанием жить. Он всё видит, всё замечает, у него все рецепторы всегда включены, несмотря на почтенный возраст. На съемочной площадке Полански ведет себя как ребенок, ему всё интересно, хотя он мог бы давно успокоиться и перестать снимать кино. А ведь он в жизни через столько испытаний прошел! Кстати, Полански напомнил мне Леонида Ефимовича Хейфеца, моего мастера.
Вот уж кто был жизнелюбом! К сожалению, недавно его не стало…
Отношение к жизни, отношение к женщинам, юмор — это всё очень понятные мне вещи, которым я учился у Леонида Ефимовича. Когда я делал первые шаги в кино, то часто видел, что людям не очень интересно всем этим заниматься. «Кино — это рутина, и ты тоже будешь частью этой рутины, здесь нет никакой магии и волшебства», — говорили мне. А я не мог еще по статусу сказать: «Слушайте, ну уходите тогда, что вы тут делаете? Уезжайте домой, придет человек с горящими глазами и будет классно делать свою работу. Зачем вы тогда здесь находитесь?» Сейчас, имея уже киноопыт, я начал требовать от других людей чуть большего, потому что требую очень многое от самого себя. Кстати, я со своими друзьями обсуждал эту тему недавно и тебя вспоминал. Мы говорили про сегодняшнюю ситуацию на медийном рынке, про всё, что здесь происходит, и я говорю: «А вот есть Вадим, который делает журнал с душой, очень искренне, поэтому журнал живет и процветает». Мне кажется, в этом и есть секрет. А еще в одержимости. Одержимые люди идут вперед, несмотря ни на что.
Саша, спасибо за добрые слова. Но я тебе хочу сказать: чтобы что-то делать не с холодным сердцем, надо любить то, чем ты занимаешься. Рецепт простой. В этом смысле мы с тобой родственные души.
Это правда.
Есть еще один любопытный проект, который, я надеюсь, мы скоро увидим, — фильм с таким характерным названием: «Сто лет тому вперёд». Приключенческое кино, фантастика, Кир Булычёв, которого мы все с детства знали и читали.
Я безумно рад за режиссера Александра Андрющенко, который всю эту глыбу на себя взвалил и сценарно, и режиссерски, и продюсерски. Саша — один из основателей компании «Водород» и долгое время находился в тени компании, хотя всегда был ее творческим двигателем, придумывал проекты, писал их. И наконец сам снял кино. Была сумасшедшая подготовка к съемкам, я первый раз такое видел. Фильм по большому счету был снят еще до выхода на съемочную площадку. Были подготовлены все декорации, подробно расписано, кто конкретно играет какой план, все сцены были отрепетированы, всё было обговорено, а дальше мы просто приходили на съемочную площадку и получали от процесса огромное удовольствие. Наряду со всем известными артистами Викой Исаковой, Константином Хабенским, Юрой Борисовым в фильме снимались молодые — Даша Верещагина, Марк Эйдельштейн и другие безумно талантливые ребята, для которых это гигантский скачок вверх и отличный шанс для их актерской карьеры. Я очень жду это кино.
У твоего персонажа интригующее имя — Весельчак У.
Космический пират, да. Роль очень яркая, хулиганская, там много поворотных точек. Если говорить о голливудских типажах, то в мажорных тонах он напоминает Джека Воробья, а в минорных проявлениях это Джокер. Это дикий кайф — играть такого человека, в котором нет никаких границ! Основные сцены у меня были с Викой Исаковой и Юрой Борисовым — поработать с ними всегда удовольствие. Хотя сам процесс съемок был очень сложный, начиная с грима. Грим у меня каждый день занимал по два-три часа, а у Юры еще сложнее — часов шесть. Много драк, много экшена, чистейшее удовольствие.
Здорово. Сейчас у тебя большие съемки в Мексике! А меня, Саш, восхищает твой восторженный тон в нашем разговоре, как будто всё только начинается.
(Смеется.) Так и есть! Ты знаешь, как точно ты сказал. У меня действительно сейчас такое состояние, такое настроение, связанное и с профессией, и с личной жизнью, и с моим мироощущением. И мне это очень нравится!