Звезда фильма «Императрицы» Юлия Пересильд о совместной съемке в картине с дочерью Марией: «Маша играет меня маленькую, как минимум потому, что мы очень похожи»

Юлию Пересильд по праву можно назвать главной российской актрисой прямо сейчас. Ее фильмография растет в геометрической прогрессии, а на театральной сцене гремят премьеры. В конце концов именно Юлия слетала в космос! Теперь Пересильд примеряет корону в прямом смысле слова – играет правительницу России Елизавету Петровну в художественно-документальном проекте Андрея Кравчука «Императрицы». Фильм можно будет увидеть в кинотеатрах с 26 октября, а пока мы поговорили с Юлией о роли личности в истории и кинокарьере ее дочерей. Ну, и заодно спросили, зачем было писать книгу о космосе.

Фотограф: Павел Шелковников

Образ императрицы Елизаветы Петровны не настолько растиражирован, как скажем, Екатерины II. Хотя, есть и удачные ее киновоплощения. Например, у Натальи Гундаревой или у Юлии Ауг. Были ли у вас свои источники вдохновения, когда вы взялись за роль Елизаветы? Или вы, что называется, лепили свою версию с нуля?

Да, я знаю, что Наталья Гундарева и Юлия Ауг играли Елизавету, но в процессе подготовки к роли я не пересматривала фильмы с их участием, потому что была в руках надежного режиссера — Андрея Юрьевича Кравчука. Мне бы хотелось отметить невероятные познания Андрея Юрьевича не только в истории, но и в образе жизни Елизаветы Петровны. Прежде чем снимать картину, Андрей Юрьевич лично пообщался с историками и послушал их мнения о том, какой была Елизавета Петровна. Ну, а на площадке мы создавали сами историю жизни, причем делали это с творческим наслаждением.

Что для вас было самым главным в образе Елизаветы Петровны? 

В первую очередь мне хотелось показать то, что до того, как Елизавета взошла на престол, она дала клятву перед Богом, что в стране будет как можно меньше пролитой крови. Надо сказать, что Елизавета Петровна также уделяла достаточно внимания развитию культуры и искусства. Появление театров напрямую связано с ней. Помимо этого, Елизавета вложила много сил и энергии в развитие прав человека.

Елизавета была дочерью своего отца, а он был великим правителем, что тоже важно. С одной стороны, Елизавета – это ребенок, который вырос при дворце и видел только хорошее, что происходило внутри, но тем не менее она знала и другую сторону медали. От Петра I Елизавета видела не только жестокость к людям, но и жесткость в принятии решений. Я думаю, что отчасти по этой причине Елизавета хотела править без крови. И это именно то, что мне хотелось показать зрителям.  

Для меня также было важно рассказать о ее влечении к красоте: роскошные наряды, желание строить что-то невероятно эстетичное и великолепное, менять что-то, если у нее с первого раза не получилось сделать то, как она хотела. 

Как и почти все крупные политические деятели, Елизавета Петровна – неоднозначная личность. К примеру, с одной стороны она отменила смертную казнь. С другой – всю жизнь держала в казематах свергнутого ей Иоанна Антоновича. Как считаете, удалось ли вам отразить в кино эту ее двойственность?

Не знаю, получилось ли показать двойственность, так как я сама еще не видела фильм. Мне кажется, что двойственность заключалась, с одной стороны, в том, что она была прекрасной правительницей и, в отличие от многих, задумывалась о таких непростых вещах, как права человека, отсутствие казни и многое другое. Не могу назвать ее жестокой, но чтобы держать в руках власть — нужна крепкая хватка. 

Одну из ролей в «Императрицах» сыграла ваша младшая дочь Маша. Сразу ли вы согласились привлечь ребенка к съемкам? Стоит ли ждать новых ее ролей в ближайшее время?

Маша играет меня маленькую, как минимум потому, что мы очень похожи. Конечно, ждите ролей и Маши, и Ани. Я не строю какие-то планы на будущее, пусть идет так, как идет. Я отношусь к их карьерному развитию совершенно спокойно, а там — как сложится. Конечно, я буду очень рада, если это случится в актерской сфере, но не стану сильно переживать, если путь моих дочерей будет другим. 

Давайте поговорим про другой важный проект с вашим участием. В этом году вышел «Вызов». Насколько ваши собственные ожидания от фильма в итоге совпали с тем, что вы увидели?

«Вызов» мне очень понравился. Я искренне считаю, что Клим Шипенко — большой молодец, потому что у него получилось создать не пафосное, но честное и патриотичное кино про человека, про профессионала, про то, как страшно совершать подвиги. Для меня самым приятным и в какой-то степени неожиданным моментом в этой картине стало то, что, будучи режиссером-мужчиной, Клим смог снять с одной стороны — очень мужское кино, а с другой — красивый гимн женщине, причем без ложного пафоса. 

Конечно, «Вызов» – это большая интересная роль, возможность побывать в космосе, которая выпадает на долю единиц, а также слава. Но с другой стороны, вы столкнулись с большим количеством хейта и осуждения. Если бы сейчас можно было вернуться на пару лет назад, когда вас только пригласили на пробы, согласились бы вы повторить весь этот путь или не стали бы даже пытаться сняться в этом кино?

Знаете, большинство людей готовы многое отдать за то, чтобы слетать в космос. Жизнь идет, мир вокруг меняется, а наши чувства, которые мы испытали в тот или иной момент, никуда не уйдут, поэтому не стоит сравнивать эти два аспекта. Мы действительно сделали первый фильм в космосе: Клим – первый режиссер, а я – первая актриса, которые туда полетели. Это не громкие слова, а то, что греет душу. Всё, что говорят остальные, — чистый хейт, и мне, если честно, совсем сейчас не до того.

Фотограф: Павел Шелковников

Недавно вы выпустили книгу о своем полете в космос. Почему решили рассказать эту историю еще и в таком формате?

Для меня было очень важно запомнить все те переживания и эмоции, испытанные в космосе. Чтобы ничего не забыть, я записывала всё на бумаге, потому что какие-то наши ощущения и впечатления стираются. Вторая причина — мне очень хотелось поделиться историей девчонки, которая никогда не планировала лететь в космос, но в конечном итоге изменила свою жизнь, поборола страх и сделала невозможное. Третья причина — мне хочется, чтобы кто-то прочитал эту книгу и вдохновился — возможно, не на покорение космоса, но поверил в себя. Я хочу, чтобы читатели поняли, что самые невероятные вещи могут с нами случиться, если мы того хотим и если мы в это верим. 

Вас также можно поздравить с премьерой спектакля «Последнее лето» в Театре Наций. В этом спектакле вы играете вместе с Михаилом Тройником. Расскажите, как вам работа с близким человеком? Это осложняет или облегчает процесс?

«Последнее лето» — это премьера Данила Чащина в Театре Наций на малой сцене. Когда-то давно я открывала эту сцену со спектаклем «Электра» Тимофея Кулябина. К сожалению, с того момента у меня премьер на ней не было, хотя я ее безумно люблю.

Пьесу Анны Козловой мы играем прекрасным актерским составом во главе с Вениамином Борисовичем Смеховым. Так случилось, что я вместе с Михаилом участвую в этом спектакле. Это очень интересный и любопытный опыт, но я провела жирную границу между личными и профессиональными отношениями. Что касается профессионализма, то с Мишей мне очень комфортно и интересно работать.

Фотограф: Павел Шелковников

Вы не только сами играете в спектаклях, но несколько лет назад ставили в качестве режиссера «Каштанку» в театре вашего родного Пскова. Не хотите ли вы повторить этот опыт и снова сесть в кресло режиссера?

У меня нет такой амбиции — сесть в кресло режиссера. Не буду отрицать, но часто возникают какие-то истории, темы, пьесы, которые сподвигают меня на то, чтобы сделать что-то свое. Я не всегда позволяю себе делать то, что мне хочется или нравится, из-за занятости. Сейчас мне все-таки хочется поработать актрисой, но я не исключаю и того, что когда-то приду к тому, что у меня появится желание осуществлять и высказывать свои мысли и идеи в спектаклях, в кино или где-то еще. 

Вы также занимаетесь развитием детского фестиваля «Территория. Kids». Чем для вас важна эта работа?

Это большой проект, и он возник из фестиваля «Территория». Пару лет назад я стала арт-директором этого проекта, и в тот момент я поняла, что очень люблю современное искусство, но не настолько хорошо в нём разбираюсь, чтобы быть экспертом. В голову пришла мысль: у меня дети, я много хожу на детские фильмы, спектакли, мастер-классы. Тогда я поняла, что готова взять на себя «Территория. Kids». Мне хотелось, чтобы дети могли изучать современное искусство и поближе с ним познакомиться. Я счастлива, что у нас это получается. В ноябре пройдет третий фестиваль «Территория.Kids», и мы все очень его ждем. Будет невероятно интересно и красиво.

Фотограф: Павел Шелковников

Ни для кого не секрет, что уже много лет вы учредитель фонда «Галчонок». С вашей занятостью и загруженным графиком, насколько вам сейчас удается оставаться включенной в дела фонда?

Я максимально стараюсь быть вовлеченной в дела фонда. На сегодняшний день какие-то экспертные мнения отданы врачам и нашим специалистам. Это меня сильно разгрузило, потому что в прошлом мне приходилось в этом подробно разбираться. Сейчас «Галчонок» летит, живет и пытается развиваться в наше непростое время.

Вы снимаетесь в большом количестве кинопроектов, играете в театре, занимаетесь благотворительностью, воспитываете двух дочек. А что помогает вам по-настоящему расслабиться и отдохнуть?

Единственное, что мне помогает расслабиться — это сон. Для меня это лучшее лекарство на свете, и я стараюсь уделять ему всё свободное время.

Фотограф: Павел Шелковников
.