Михаил Сотников: «Когда я бросил Бауманку, все крутили пальцем у виска»
К первому интервью актер Михаил Сотников готовится так же основательно, как и к ролям — на встречу приходит с тетрадкой. В его фильмографии — сериалы «Бедные смеются, богатые плачут», «Папины дочки. Новогодние» и еще не вышедшие проекты. О съемках, пробах и мечте стать актером — в интервью ОК!
Проект «Бедные смеются, богатые плачут» – ваша первая главная роль?
Когда я учился во ВГИКе, мы снимали много короткометражных работ, где я играл главные роли. В конце четвертого курса, например, был сериал «Уроки демократии». Эти проекты прозвучали не так громко, мы показывали их на фестивалях, но не выкладывали в широкий доступ. Затем я работал в сериале «Таргет» – это довольно большая история, съемки длились почти два года, но он до сих пор не вышел. В общем, я мало работал в эпизодах, опыт главных ролей был и до БСБП.
Следите сейчас за отзывами?
Да, стараюсь отвечать зрителям. У меня есть свой канал, и я участвую во всех обсуждениях – они очень бурные и активные. Люди пишут, благодарят, задают вопросы, за этим интересно следить. Я пока не сталкивался с негативной реакцией, но недавно задумался, как бы отреагировал на нее. Сразу вспоминается мой мастер, Игорь Николаевич Ясулович. Когда после студенческого спектакля все хвалили нас, а мы этому радовались, он сказал: «В профессии всегда будут люди, которые скажут вам кучу комплиментов, а еще будут люди, которые посчитают вашу работу полной ерундой. Вы должны выслушать каждого с одинаковым вниманием, сказать всем «спасибо» и забыть об этом. Забыть и работать дальше».
Чем вас заинтересовал проект?
У нас был долгий кастинг, и полный сценарий я получил после утверждения. Мне очень понравилось, как он написан. Есть несколько сюжетов, несколько параллельно развивающихся линий, большое количество героев, но все персонажи подробно описаны и раскрыты. Четко понятно, какой у кого характер, но при этом образы яркие, а не шаблонные. Живые диалоги, живой современный юмор. Честно признаюсь, я много раз перечитывал сценарий и смеялся над шутками что в первый, что в двадцатый раз. Просто сидел дома, читал и смеялся вслух.
Какая шутка – любимая?
Пожалуй, это шутка из моего арсенала. Когда я прихожу в кепке и капюшоне со словами: «Я зашифровался, это не я, это Джастин Бибер». И мне надевают кепку поверх капюшона. Это классная работа с контекстом – я видел мемы с Бибером, когда он ходил по улице в таком же образе. В целом, у нас много интересных диалогов, интересных фразочек, которые проскальзывают в сценарии и добавляют живости, чтобы мелодрама не сваливалась в какую-то серьезность. Мы выдерживаем жанр, и юмор помогает развить драму. Все как в жизни: сложные моменты сочетаются со смешными, они переплетаются между собой.
А с Полиной Денисовой вы уже были знакомы до съемок?
Мы познакомились на пробах. На тот момент я уже четыре месяца пробовался на роль, было много других актрис, но после встречи с Полиной я ехал домой и думал, что с этой девушкой хотел бы поработать. Мы закончили играть сцену, и все сразу сложилось. Наверное, это и есть химия. Продюсеры попросили нас не видеться и не общаться до начала съемок, чтобы мы не привыкали друг к другу. А дальше была смешная история, когда нас утвердили в «Папины дочки. Новогодние». Помню, еду за рулем, мне звонит Полина: «Миша, Миша, что теперь делать?! Надо поставить всех в известность, давай ты позвонишь, скажешь, что мы играем любовную линию в другом проекте, я боюсь!». В итоге, ничего криминального не случилось – креативный продюсер пошутила, что нашу парочку просто первее покажут свету.
В интернете нет никакой информации о вашем детстве. Выросли, получается, в Москве?
Я вырос в Костроме. Мы часто переезжали из-за работы отца, я сменил четыре школы, все были в разных городах. Когда я закончил школу, то вместе с родителями приехал в Москву. Моя семья и сейчас живет здесь. У меня не было цели стать актером, я поступил в Бауманку. Отучился год и понял, что мне безумно не нравится то, что я делаю. Я хорошо учился, был одним из немногих, кто закрыл сессию с первого раза. В какой-то день шел домой из Бауманки и думал: «То есть сейчас я буду учиться здесь пять лет, чтобы потом… что? Ходить точно так же на работу, которую тоже буду ненавидеть?». Мне стало страшно. Я поговорил с отцом и вспомнил, что у меня была мысль поступить в театральный, но длилась она не больше недели – в школе я был очень активным, участвовал во всяких конкурсах чтецов. Решил попробовать.
Я нашел себе педагога из МХАТа, который мне немножко приоткрыл дверцу в театральный мир, и спустя две недели занятий я понял, чем хочу заниматься. Прилежно ходил в институт и ждал, когда уже закончатся пары, чтобы вечером побежать на актерство. Когда мы занимались даже по шесть часов, я не замечал времени, не уставал. Когда я бросил Бауманку, все крутили пальцем у виска. «Ты что, дурак? Бросать лучший технический ВУЗ страны ради какой-то театралки?». Но я продолжал готовиться к поступлению и… никуда не поступил. Честно сказать, до сих пор не помню то лето. Бауманку бросил, ни в один театральный меня не взяли, поэтому я устроился на работу в кафе. Работал за барной стойкой, перерос на чаи, начал учиться делать кофе, но про мечту о театральном не забывал. Со второго раза поступил во ВГИК, к прекрасному мастеру.
А родители поддерживали?
Они были единственными, кто меня понял. Отец сказал, что самое важное в жизни – найти то, чем тебе нравиться заниматься. Так что я счастливый человек. У меня потрясающая семья, все друг за стоят горой. Думаю, это понятно по тому, как мы часто переезжали. Никогда не было ссор из-за этого, абсолютная помощь, поддержка и понимание.
Почему именно ВГИК?
Я хотел либо во МХАТ, либо во ВГИК. Когда приходишь поступать, сразу понимаешь, твое это место или нет. Плюс, мне всегда было больше интересно кино, а не театр. Во ВГИКе ты получаешь точно такое же классическое образование, но к нему добавляются киношные штуки – тебя учат работать на съемочной площадке, работать в кадре. Вы учитесь вместе с ребятами, которые будут режиссерами и операторами, и постоянно практикуетесь вместе. Интересно, что у нас была возможность съемок в коротких метрах, в дипломных работах. В результате, этот опыт дал мне очень многое. Когда после выпуска начались большие проекты, я примерно понимал, что нужно делать – благодаря нашим преподавателям и ВГИКу.
Мастер – главный человек в профессии для вас?
Безусловно. Даже сейчас, когда киношники узнают, что я учился у Ясуловича, вспоминают, каким великим человеком он был. Мне повезло. Это самый интеллигентный и преданный профессии человек, которого я знаю. Он жил этим. В 77 лет приходил к нам на мастерство, прыгал по всей аудитории и, казалось, делал это легче, чем двадцатилетние мы. Помню, он постоянно просил нас больше шутить, больше импровизировать, подходить к произведениям с разных сторон. У меня есть записи его фраз и историй. В студенческие годы я многое не понимал, а сейчас все это вспоминается: «Так вот, о чем вы нам говорили. Спасибо».
ВГИК, кино, главные роли, интерес зрителей – все есть. Какие профессиональные цели ставите перед собой теперь?
Я четко настроен работать именно в актерском направлении, но у меня есть друг-искусствовед, он потрясающе пишет. Иногда мне кажется, что он прочитал все книги на планете. Недавно мы подумали написать что-нибудь вместе, и я загорелся этой идеей. Пусть это будет рассказ или сборник рассказов.
Фото: Анна Гоглева