Аркадий Новиков

«У нас в семье все голодают» 

Олег Никишин
Пресловутые «лихие 90-е» для одних стали сущим кошмаром, а для других отправной точкой в светлое будущее. К числу вторых относится и Аркадий Новиков, который признается, что в те времена открыть ресторан не представляло большого труда. Напротив, всё было очень просто: не нужно было подписывать уйму договоров, приобретать кассовые аппараты, не могли нагрянуть проверяющие из санэпидемстанции или пожарной инспекции, потому что их еще не существовало. В какой-то промежуток времени можно было сделать всё что угодно. Пожелай Аркадий открыть вместо ресторана космодром, он мог бы, наверное, открыть и космодром. Так что он воспользовался моментом: одолжил у знакомого бизнесмена 50 тысяч долларов и открыл в Москве первый в своем роде рыбный ресторан «Сирена», который быстро стал популярным.


Аркадий, а как возникла идея начать ресторанный бизнес? Я знаю, что вы выучились на повара, но ведь далеко не каждый повар открывает свое дело.
Это просто случай. Я пробовал поступить в институт, но не получилось. Ближайшее учебное заведение, которое дало мне возможность продолжить учебу после школы, оказалось кулинарным училищем. Когда я открывал первый ресторан, то даже не думал о том, что начинаю какой-то бизнес. Понимание пришло уже с открытием второго заведения.


А кем бы вы стали, если бы удалось поступить в институт?
Наверное, каким-нибудь автодорожным деятелем. Я сам не понимал, зачем иду в транспортный институт, просто думал, что парню неплохо было бы заниматься автомобилями. Хотя автомобили видел только на дорогах, и то их было тогда совсем мало. 


Вы когда-нибудь подавали в своих ресторанах блюда, которые сами готовили?

Да, бывает, для друзей могу что-то простое приготовить: салат, омлет, картошку могу пожарить. Дома иногда тоже жарю. Картошка с соленым помидорчиком, огурчиком… (Мечтательно.)


Как вы аппетитно говорите.
Вы что, голодны? 


Нет, просто воображение хорошее. А в семье у вас что принято готовить?
Дома у нас все голодают. Дочка на гречневой диете, жена ест йогурты, я ем фрукты. 

 
Когда вы начали свое дело, то уже были женаты. Супруга вам помогала?
Нет, жена занималась ребенком. У нас было разделение, как в восточной семье: женщина воспитывает детей, мужчина работает. Сейчас, когда дети выросли, она тоже занимается бизнесом, причем успешно. У нее цветочные магазины и салон красоты. Она молодец, справляется, ей нравится. Вообще здорово, когда женщина и красотка, и хорошая мать, да еще и бизнес умеет вести. Гармония очень важна для женщины.


А что тогда важно для мужчины?
И для мужчины гармония важна. Мужчина в разные периоды жизни ощущает разные потребности. Сначала нужно добиться целей в выбранной профессии. А когда добился, надо искать гармонию в жизни, увлечениях. 


В вашей жизни есть гармония?
Вот мне скоро пятьдесят… Можно, я не буду давать себе оценку, как я их прожил, ладно? Самое главное, что я здоров, энергичен и полон сил. Я хочу дожить до ста лет и тогда дать себе оценку. Надеюсь, к тому времени придумают таблетки вечного здоровья и я буду еще бодр и здоров. 


У вас не возникало мысли заняться чем-то другим, не ресторанным?
Периодически каждый устает от того, чем занимается. Бизнесмену вообще хочется постоянно пробовать себя на других поприщах. Но чем бы я ни занимался, таких результатов, как в ресторанном бизнесе, не получал. Люди довольствуются разным, но почти всем мало того, что они получают. Такова человеческая сущность. Вот вам надо было утром вставать, будить Новикова и брать интервью. А так бы спали сейчас или готовили себе омлет, смотрели утреннюю программу про здоровье. Но вы пошли брать интервью, за зарплату. Завтра еще интервью, послезавтра еще… А потом вам вот так будут эти интервью! (Проводит ребром ладони по шее.)


Как и вам рестораны?
Как и нам рестораны. Шутки шутками, но всё должно быть в гармонии. Любой бизнес, деятельность, отношения — всё должно радовать. Помните, как в «Белом солнце пустыни»? «Опять икра… Черная». Любой продукт должен радовать, всё должно быть в меру.
(С интересом смотрит на аппаратуру фотографа.) 


Увлекаетесь фото?
Да. Но я не умею. Вот Степа Михалков берет аппарат, чик-чик-чик — и такие классные фотографии получаются. А я чик-чик-чик — и что-то не то. У меня хороший вкус, я думаю, что умею отличить красивое фото от некрасивого. Вот у Степана все красивые. Я в принципе тоже вижу картинку. Но у меня этот кусок черного пластика с технической начинкой ничего не выдает. А у Степана выдает. Я не считаю себя бездарностью, просто есть люди, у которых получается лучше, чем у меня. 


А почему же не выучитесь, за чем дело стало?
Дело стало за Степаном, надо его, как конкурентного фотографа, отстранить от этого дела, тогда у меня будет лучше. Степан, это шутка!


Вы всегда так с конкурентами поступаете?
Нет, только со Степаном. Мы добрые. Но наш бронепоезд стоит на запасном пути. В рестораны мои ходите?


Дорого у вас, мы люди простые.
У нас есть простые рестораны. 


«Елки-палки»?
Нет, мы их продали. Вообще сетевой бизнес мне не очень нравится. Мне нравится делать авторские рестораны. Правда, недавно мы подписали франчайзинг на открытие сетевой пончиковой Krispy Kreme. У них очень вкусные пончики. Надеюсь, посетителям понравится.


Вы согласны с популярным утверждением, что самые лучшие повара — мужчины?
И не только повара, а еще деятели искусства. Известные художники, например, в основном мужчины. Вы знаете каких-нибудь именитых художниц? Я нет. 


Зато писательниц много.
Писательницы есть, художниц нет. А писательницы — что? Так себе. Не знаю, почему так получается. Вы сами не задумывались почему?


Мне кажется, у женщин другие приоритеты. 

Давайте так. Наверное, кулинария всё же связана с творчеством. У мужчины больше творческого потенциала. 


Постойте, но ведь творчество связано с эмоциональностью, а она больше присуща женщинам.
Видно, мужчины более эмоциональные, просто сдержанные. Вот возьмите Сальвадора Дали, Пикассо — что они там чирикали на своих полотнах… Малевич вон наквадратил. Мужчины-повара придумывают молекулярную еду. А женщины что придумывают? Женщине дано что-то другое. Раз столько мужчин с таким желанием готовят, значит, что-то в этом есть. У меня возникает желание, когда я вижу продукт. Вижу продукт — и сразу возникает фантазия. Когда мужчина видит что-то аппетитное, у него возникает желание. 


Вы вегетарианец?
Нет, к сожалению. Мне приходится пробовать еду. Если бы не профессия, точно бы стал. Я делю еду на живую и неживую: овощи — живые, а рыба и мясо — мертвые.


Поясните, пожалуйста.
Однажды товарищ предложил мне бизнес по производству индюшатины. Я поехал смотреть его фабрику. Там были ангары, в которых выдерживали индюшек по возрасту: молодняк — в начале, потом старше и старше. А в конце убойный цех. Я зашел в последний бокс, где были взрослые индюки, и, когда я открыл дверь, все эти тысячи глаз на меня посмотрели. А за следующей дверью висели на крючочках тушки их сотоварищей. И там энергетика нехорошая. Это мертвая еда. Они жили и умерли. А овощ, даже если его сорвали, имеет другую энергетику. У меня в Подмосковье есть свои теплицы, там выращиваются клубника, помидоры, огурцы, салаты… Вот клубника висит и говорит тебе: сорви меня, я хочу, чтобы ты сорвал меня и съел. Но ни одна курица или козленок не говорит: дайте мне по башке, убейте и зажарьте. Реально, когда ты заходишь в теплицу, там просто другая энергетика. Когда заходите в сад, где растут яблони, разве не бывает желания сорвать сочное яблоко? Офигительное желание, да? А не было желания дать курице по башке? Есть люди, которые выращивают кур для убоя, но не могут убить их. Мы, городские жители, привыкли покупать упакованные продукты, не задумываясь о том, кем была вот эта котлета. Так что если бы я мог, я бы стал вегетарианцем. 


Вот вы говорили об энергетике. А к Богу, часом, не обращаетесь?

Постоянно обращаюсь. Говорю спасибо за свою жизнь. А кто же мне дал силы, любовь, мысли, чувства, возможности? Наверное, всё идет оттуда, сверху. Я говорю спасибо. Только не надо просить или говорить: дай, помоги. Надо говорить спасибо. За то, что всё складывается как надо. (Пауза.) Хороший момент, когда надо закончить беседу, да? Спасибо. (Смеется.)